Патриарх Фотий: биография, канонизания, причисление к лику Святых и первое Крещение Руси

В 1848 году Константинопольской православной церковью был причислен к лику святых видный религиозный деятель IX века − византийский патриарх Фотий I, дважды возводившийся на священный престол и столько же раз с него свергавшийся. Став жертвой политических интриг, он скончался в изгнании, оставив после себя ряд сочинений, представляющих большую историческую ценность.

Ребенок из армянской семьи

Точная дата рождения византийского патриарха Фотия I не установлена, но исследователи полагают, что это событие относится к первой четверти IX века. Доподлинно же известно, что родился он в богатой и благочестивой семье армянского происхождения, обосновавшейся в Константинополе и имевшей родственные связи с весьма высокопоставленными особами того времени. Так, отец мальчика приходился племянником Константинопольскому патриарху Тарасию (730-806), а мать состояла в близком родстве с другим предстоятелем византийской церкви – Иоанном IV Грамматиком (конец VIII в. – 867 г.)

Оба они исповедовали христианство, придерживаясь принципов, установленных IV Вселенским собором, состоявшимся в греческом городе Халкидоне летом 451 года. В их основу положен догмат о единстве личности Иисуса Христа и о неслитности двух его природ – божественной и человеческой. По месту проведения собора это направление христианского вероучения именуется халкидонским богословием. Именно его во все века проповедовала Русская православная церковь.

В обстановке религиозной борьбы

Известно, что в период VIII–IX вв. духовная жизнь Византии формировалась под влиянием массового религиозно-политического движения, направленного на борьбу против почитания икон (иконоборчества). Это стало причиной опалы и последующей ссылки отца будущего патриарха Фотия, придерживавшегося иной − общепринятой сегодня позиции. Оторванный от семьи и причисленный к еретикам, он скончался в изгнании примерно в 832 году.

Пока был жив главный противник иконопочитания − император Феофил, семья переживала крайне тяжелые времена, но с восшествием на престол его венценосного преемника Михаила III – человека, придерживавшегося весьма либеральных взглядов, – положение изменилось к лучшему. Благодаря этому Фотий, успевший уже получить достаточно полное образование, приступил к преподавательской деятельности, и скоро среди его учеников появились дети из самых знатных семей Константинополя.

При дворе императора

В биографии патриарха Фотия этот период жизни отмечен началом стремительного карьерного роста. В начале 840 годов он попал в число приближенных императора и получил весьма престижную должность начальника его личной канцелярии, а несколько позже принял участие в посольстве, направленном к арабскому халифу. Оказавшись при дворе, Фотий не забыл и о своих братьях – Константине, Сергее и Тарасии, которые по его протекции также получили выгодные места.

К этому периоду относится написание его первого трактата, получившего название «Мириобиблион» и представлявшего собой краткий пересказ 280 прочитанных им книг как духовного, так и светского содержания. Впоследствии патриарх Фотий стал автором многочисленных сочинений, но это представляет особую ценность ввиду того, что позволяет составить представление о том интеллектуальном фундаменте, который был положен в основу всей его многогранной деятельности. Рукопись была им отправлена родному брату Сергею, отчего она нередко упоминается в современной литературе как «Первое послание патриарха Фотия».

Новый ставленник императора

Последующее десятилетие внесло значительные изменения в политическую жизнь Византии. Начались они с того, что в 856 году император Михаил III, крайне утомившись ведением государственных дел и желая передать их в надежные руки, возвысил родного брата вдовствовавшей императрицы Феодоры − Варду, даровав ему титул кесаря и сделав вторым после себя лицом в дворцовой иерархии.

Воспользовавшись открывшимися возможностями, Варда в течение последующих десяти лет являлся фактически единоличным правителем Византии. Патриарх Фотий, по мнению историков, во многом обязан своим дальнейшим восхождением именно этому факту. Выбор, сделанный императором, оказался весьма удачным, и назначенный им правитель вошел в историю как выдающийся политик, военачальник, а также покровитель науки, искусства и образования.

Во главе Константинопольской церкви

Одним из первых деяний кесаря стало смещение прежнего Константинопольского патриарха Игнатия и возведение на его место Фотия, который сразу же оказался вовлеченным в ожесточенную борьбу внутрицерковных партий и группировок. Напряженность в кругах духовенства была вызвана тем, что значительное число его членов оставалось сторонниками свергнутого патриарха Игнатия и, встав в оппозицию новому главе церкви, пользовалось покровительством римского папы Николая I. Для поддержки своего выдвиженца кесарь Варда инициировал созыв Поместного собора, на котором добился осуждения Игнатия и принятия в отношении него ряда канонических постановлений, которые лишь подлили масла в огонь.

«Фотиева схизма»

По свидетельству современников, папа Николай I отличался крайней амбициозностью, и любое принятое без его согласия решение воспринимал как личное оскорбление. В результате, когда он узнал о смещении патриарха Игнатия и возведении на его место иного человека, то счел это объявлением войны. Отношения между Римом и Константинополем уже давно были напряженными из-за споров, касающихся юрисдикции Южной Италии и Болгарии, но избрание в Византии патриарха Фотия явилось каплей, переполнившей чашу.

В 863 году разгневанный папа созвал в Риме Вселенский собор, на котором отлучил Фотия от церкви, обвинив его в ереси и попрании всех устоев истинной веры. Тот не остался в долгу и, собрав в Константинополе весь православный епископат, предал анафеме римского понтифика. В результате сложилась довольно забавная ситуация: два главных христианских иерарха исторгли друг друга из лона Церкви, и юридически оба оказались вне правового поля. В историю их распря вошла под названием «Фотиевой схизмы».

Первая опала и ссылка

Между тем, пока главы двух основных направлений христианства выясняли отношения, в Константинополе происходили весьма важные события. Прежде всего, путем интриг сумел возвыситься ловкий и беспринципный царедворец Василий Македонянин, ставший впоследствии основателем мощной правящей династии. Подослав к кесарю Варде наемных убийц, он занял его место возле трона, а затем, точно так же расправившись и с самим Михаилом III, был коронован в качестве нового императора Византии. Патриарх Фотий сознавал всю нависшую над ним опасность, но ничего изменить не мог.

Став единоличным правителем государства, узурпатор сразу же вернул на престол опального Игнатия, а Фотия низложил и отправил в изгнание. Вскоре он был повторно предан анафеме, но на этот раз уже не латинянами, а православными иерархами, съехавшимися в 869 году на Константинопольский собор. Вместе с ним оказались не у дел и все поставленные им ранее епископы.

Возвращение на родину

Этот мрачный период в жизни патриарха Фотия и его сторонников продлился сравнительно недолго, и уже через три года берега Босфора вновь были овеяны ветром перемен. Не в меру возомнивший о себе Игнатий разругался с римским папой, отплатив черной неблагодарностью за оказанную ему ранее поддержку, чем вызвал крайнее неудовольствие у новоиспеченного императора Василия I. Тот пожалел, что нанес обиду Фотию, и, вернув его из ссылки, поставил воспитателем своих сыновей.

Занимаясь педагогической деятельностью, реабилитированный иерарх уделял время и составлению важных исторических документов. В этот период увидел свет знаменитый «Номоканон патриарха Фотия в XIV титулах» − сборник из четырнадцати глав, содержащий в себе обширный перечень императорских указов и церковных правил, касающихся различных сторон религиозной жизни Византии. Это сочинение обессмертило имя автора, став настольной книгой многих поколений историков.

Новая опала и смерть патриарха

Неизвестно, как бы далее разворачивались события, но патриарх Игнатий догадался вовремя умереть, и Фотий занял его место, возглавив Церковь, от которой еще совсем недавно был отлучен решением Поместного собора. Все, казалось бы, вернулось «на круги своя», и даже те самые епископы, что недавно поливали его грязью, уже спешили облобызать руку. Однако историю жизни этого церковного иерарха так и не увенчал столь желанный всеми хеппи-энд. Всего через год насмешница-судьба вновь сыграла с ним злую и на этот раз уже последнюю шутку.

В 888 году неожиданно скончался император Василий I. С властителями мира это порой случается, если преемникам невмоготу дожидаться своего часа. Новый правитель Византии Лев VI, едва вернувшись с похорон, издал указ об очередном низложении патриарха Фотия и отправке его в места «не столь отдаленные». Руководство же Церковью он доверил своему восемнадцатилетнему брату Стефану. Не совершив на этом поприще никаких заметных деяний, тот вошел в историю христианства лишь как самый молодой патриарх.

По иронии судьбы, местом ссылки опального патриарха Фотия стала Армения, из которой когда-то переселились в Византию его предки. Оказавшись в непривычных для себя условиях и раздираемый тяжелыми душевными страданиями, он заболел и весной 896 года скончался, так и не дождавшись торжества справедливости, которое произошло лишь через девять с половиной столетий.

Прославление в лике святых

В 1848 году, когда во главе Константинопольской церкви стоял патриарх Анфим IV, умерший почти девять с половиной столетий назад Фотий был канонизирован и прославлен в лике святителей, то есть лиц из числа церковных иерархов, явивших во дни своей земной жизни образец служения Богу, а после кончины отмеченных чудесами, явленными через их нетленные мощи. С тех пор память Константинопольского патриарха святителя Фотия отмечается ежегодно 6 (19) февраля.

Исследователи полагают, что истинную причину канонизации следует искать в острой борьбе, развернувшейся на Востоке между Православной церковью и представителями западных направлений христианства.

В «Житии патриарха Фотия» говорится о чудесах, совершавшихся на его могиле в течении долгих веков и сделавших ее объектом массового паломничества.

Византийский святой, не принятый в России

В течение многих веков проповедники, направляемые Римом во владения Османов, вели активную деятельность, направленную на обращение мусульман и представителей иных религий в католицизм, что шло в разрез с интересами Православной церкви. В связи с этим целый ряд православных иерархов, некогда осуществлявших плодотворную деятельность на территории Византии, был причислен к лику святых как знак того, что именно это направление христианства открывает путь в Царствие Божие.

В середине XIX века вспомнили и об опальном предстоятеле церкви, скончавшемся на чужбине в 896 году. Его кандидатура подходила как нельзя лучше, тем более что «Номоканон патриарха Фотия», о котором упоминалось выше, получил к тому времени широкую известность в научных и церковных кругах.

Канонизация, инициированная Константинопольским патриархом Анфимом VI, состоялась, но была отвергнута руководством Русской синодальной церкви, по причинам, носившим скорее политический характер, чем догматический.

Аргумент, убедивший К. Победоносцева

Между представителями двух Церквей началась борьба, в которой на стороне Константинополя выступили многие видные общественные и религиозные деятели России. Такие, например, как знаменитый историк И. Троицкий – автор капитального труда, посвященного «Окружному посланию патриарха Фотия», в котором говорится о начале распространения христианства среди «племен россов» – так его автор именует восточных славян. Фото древней миниатюры, посвященной этому событию, приведено выше.

Придавая деятельности византийских миссионеров большое значение, Троицкий рассматривает ее как своего рода первое Крещение Руси, что, разумеется, не следует понимать в буквальном смысле. Однако благодаря столь вескому аргументу обер-прокурор Святейшего синода К. Победоносцев был вынужден пойти на попятную. С тех пор имя святителя Фотия стало упоминаться в церковных календарях. И ныне ежегодно 19 февраля в России чествуют его память и возносят обращенные к нему молитвы.

Комментарии