Аутентичное движение. Мэри Старкс Уайтхаус
Аутентичное движение - это экспрессивная форма импровизации, которая позволяет группе участников добиться свободного и гармоничного взаимодействия со своим телом. Сегодня эта практика популярна в качестве отдельной формы психотерапии. Она была придумана танцовщицей Мэри Старкс Уайтхаус в 1950-х годах. Основой для вдохновения Уайтхаус послужила юнгианская мысль. Изначальным названием этой практики было «движение в глубине».
Возникновение
Уайтхаус (1911 - 1979) была ученицей знаменитых Марты Грэхем и Мэри Вигман. Она стала профессиональной танцовщицей и профессиональным учителем хореографии. Пробудив в себе интерес к юнгианской мысли, Уайтхаус начала обучаться психотерапии, включила в свои сеансы танцы и движения, пытаясь с их помощью вызвать контакт с бессознательным. В то время многие пытались найти нечто общее между искусством и психотерапией, например, Мэрион Час в Вашингтоне (округ Колумбия). Заинтригованная принципами активного воображения Карла Густава Юнга, Уайтхаус объединила свои знания о танцах с экспериментальной психотерапией, выполненной в групповом процессе, где участники сливаются воедино в спонтанном экспрессивном изменении положений тела. Этот процесс позже стал известен как «Аутентичное движение» (АД).
Суть
При запуске основного сеанса АД участники начинают занятие в удобном положении, закрыв глаза, чтобы ощущать свои внутренние процессы тела-разума. Затем они ожидают появления стимулов внутри себя и следуют каждому бессознательному импульсу, выражающему движение или звук. Люди перемещаются по всему пространству, полностью свободному от любого направления или ожидания. Это позволяет им исследовать внутренние психологические процессы, поскольку они возникают в кинестетических реакциях жеста или звука. На этом, в основном, и построена практика аутентичного движения.
Воздействие на глубинном уровне
Суть этой практики состоит в том, чтобы снять с человека какие-либо ограничения и сковывающие его барьеры. Потому данная практика и зовется аутентичной. Критерий аутентичности - это способность человека дать волю своим интуитивным импульсам, возможность свободно выражать себя без интеллектуальной директивы, в отличие от движения, инициированного сознательным принятием решений. Люди просто обращают внимание на то, что чувствуют на эмоциональном и интуитивном уровне.
Участники и их роли
В аспекте аутентичного движения активные участники действуют под наблюдением пассивного свидетеля, который «фиксирует» их опыт, наблюдая за всеми действиями без суждения, прогноза или интерпретации. Таким образом свидетель также является своеобразным активным участником, поскольку он сам занят практикой наблюдения собственных ощущений и импульсов при фиксировании движения посторонних людей. Важно отметить, что Уайтхаус создала много индивидуальных, диадических и групповых техник, чтобы воплотить контекст для перехода от внутреннего ощущения к опыту переживания всего своего тела. Здесь подразумевается не только движение мыслей, но и непосредственное участие всего человеческого существа в том, что он делает, пусть и бессознательно. Сам термин был разработан Джанет Адлер.
Связь с восточной философией
Аутентичное движение аналогично «человеческой работе» Эльзы Гиндлер в области концентрации. Оно имеет явно сопоставимые элементы с несколькими формами восточной философии. Большое внимание, уделяемое ощущениям, которые, как Ведана в большинстве буддийских практик, должны восприниматься без суждения, предполагает, что на Уайтхаус повлияла буддийская философия. Кроме того, термин «свидетель» широко используется в этой религии по отношению к аспекту индивида, который способен наблюдать за другими без суждения или распознавания. Буддизм имеет долгую историю. Развивался он и в Соединенных Штатах. Своеобразным вдохновителем стал Д.Т. Судзуки, точнее, его книги, такие как «Очертания буддизма махаяны» и другие, бывшие весьма популярными в 1950-е годы. В этом ракурсе АД можно рассматривать, как тип подвижной медитации, появившейся в контексте тогдашней моды на все восточное.
Значение
На основе написанного выше материала можно смело говорить об огромной важности аутентичного движения в контексте арт-терапии. Но для многих оно является также важной и интересной духовной практикой.
Занятие в домашних условиях: с чего начать
Аутентичное движение - простая форма самонаправленного изменения положения тела. Обычно это делается с вниманием, направленным внутрь себя. Требуется, чтобы был хотя бы один свидетель. Участники должны все делать с закрытыми глазами. Они исследуют свои спонтанные жесты и тишину, следуя внутренним импульсам, пробуждающимся в текущий момент. Свидетель наблюдает и отслеживает внутренние реакции находящихся перед ним людей с намерением не осуждать, а фокусируется на самосознании. У участника при этом часто бывают закрытые глаза, так как это позволяет лучше фокусироваться на своем внутреннем мире.
Практика с учителем
Особая взаимосвязь между движителем и свидетелем, наблюдающим за перемещением первого, создает мощную духовно-эмоциональную структуру, в рамках которой эта работа становится еще более продуктивной и увлекательной. Аутентичное движение практикуется индивидуально или в группе с опытным учителем / свидетелем. Более опытные практики сами учатся наблюдать за происходящим.
Практические цели
Изначальные занятия АД интегрировали концепцию Юнга об активном воображении в современные импровизированные танцы. Ученики первопроходцев, таких как Мэри Уайтхаус, Джоан Ходоров (иногда говорят Чодоров) и Джанет Адлер, изложили по пунктам, для чего может использоваться АД:
- Как медитативная, духовная практика, которая объединяет тело и ум для расширения доступа к сознанию.
- Как часть процесса психотерапии, для улучшения чувства собственного достоинства и благополучия.
- Для донесения бессознательных мыслей к осознанному.
- Как художественная техника, используемая, чтобы соединиться с творческим процессом, разблокировать и открыть новые идеи.
- Как информационно-пропагандистская деятельность, позволяющая задуматься над вопросами, которые затрагивают и решают проблемы сообщества.
Развлечение и иные цели
Часто опыт аутентичного движения может быть полноценной игрой, наполненной весельем. В других случаях участники и свидетели испытывают сильные чувства и получают полезную информацию о мудрости своих собственных тел.
АД может быть дисциплиной для себя и использоваться, как часть многих различных практик и учений. Учителя развивают форму по-своему. Такие практики, как медитация, созерцательный танец, метод творческого движения или соматическая психология, используют АД в качестве части обучения.
Современная история
Аутентичное движение росло и развивалось на протяжении многих лет. Это открытая и доступная каждому форма. В настоящее время существует много опытных преподавателей АД. Сейчас высоко ценится и используется разнообразие выражений Authentic Movement во всем мире.
Аутентичное движение, разработанное танцевальным терапевтом Мэри Уайтхаус, включает в себя действо, способствующее саморазвитию и улучшению психического здоровья. Этот инновационный тип терапии может использоваться квалифицированными специалистами в области улучшения психического здоровья отдельных лиц или супружеских пар, а также медиками, проводящими сеансы групповой терапии. Считается, что АД особенно полезно тем, у кого есть трудности в изложении своих проблем в устной форме. Таким людям не помогают традиционные сеансы психологической помощи, такие как разговорная речь, общение.
Аутентичное движение, основанное на концепции активного воображения Карла Юнга, как уже упоминалось, было разработано в 1950-х годах танцевальным терапевтом Мэри Уайтхауз. Ее работа была расширена далее благодаря помощи двух ее учеников Джанет Адлер и Джоан Ходоров. Они были заинтересованы тем, что танцы могут привести к интеграции ума, тела и духа. Все три женщины имели обширный опыт, который помог им понять, как спонтанное движение может повлиять на психическое здоровье человека. Благодаря совместной работе с Уайтхауз, Адлер и Ходоров превратили аутентичное движение в терапевтический подход, основанный на принципах юнгианского анализа и внутренней мудрости духовной практики.
В контексте психологии
В АД участникам предлагается сосредоточить свое внимание на настоящем и разыграть свои внутренние эмоции с помощью импровизированных танцевальных движений. Некоторые считают, что лучше это делать с закрытыми глазами, чтобы уменьшить влияние отвлекающих факторов. Цель этого процесса состоит в том, чтобы, как уже упоминалось, позволить людям соединиться с телом и умом, дать возможность их внутреннему опыту перемещать их. С психологической точки зрения это своеобразная забота о себе.
Этот тип терапии не включает хореографию, музыку или что-либо в этом духе. Участникам предлагается просто отдаться своим чувствам, переживаниям и существованию посредством подлинного, выразительного движения. Цель АД - обеспечить безопасное пространство, в котором участники могут повысить самосознание, сосредоточиться на исцелении и улучшить самовыражение.
Действо не обязательно состоит из набора упражнений или вмешательств. Это, скорее, процесс, который разыгрывается способами, уникальными для каждого участника. Процесс должен включать «движителя» (обычно это пациент) и «свидетеля» (как правило, терапевта).
Роль движителя
Участник может разминаться, растягиваться и выделить себе некоторое время, чтобы настроиться на внутренний опыт. Движителю рекомендуется обратить внимание на мысли, эмоции и воспоминания, позволить этим переживаниям менять положение тела любым способом, который кажется правильным. Участник может делать без единого звука или что-нибудь произносить. Именно благодаря этому процессу он может взаимодействовать с активным воображением, позволяя бессознательному материалу вытекать наружу.
Подобно процессу осознанных сновидений, движитель контролирует происходящее, он открыт для того, чтобы быть во власти спонтанного процесса. Участнику разрешается продолжать движение до тех пор, пока он не будет готов к остановке, но его также можно останавливать через определенный промежуток времени, (обычно через 20-30 минут). Впрочем, в этом виде терапии всячески поощряется забота о себе, потому движитель может сам решить, когда ему останавливаться.
Роль свидетеля
На протяжении всей сессии этот человек, который обычно является медицинским специалистом, осуществляет поддерживающее и непредвзятое присутствие, чтобы предоставить клиенту пространство для самовыражения. Свидетелем, как правило, является тот, кто проявляет восприимчивый интерес к опыту движения и сдерживает любые прогнозы или оценки того, что участник демонстрирует во время сеанса. В дополнение к отслеживанию всего действа свидетель обращает внимание на личные внутренние переживания. Он сидит в стороне, отслеживает время по мере необходимости и следит за тем, чтобы клиент был в безопасности на протяжении всего сеанса.
Хотя каждый сеанс АД уникален и полностью управляется вдохновением участника, большинство психологов используют одну и ту же основную структуру занятий.
Мнение основательницы
В своем эссе о методе Мэри Старкс Уайтхаус сказала: «Движение, чтобы быть аутентичным, должно быть «найдено» в теле, а не одеваться, как платье или пальто. Есть то, что в нас существует с самого начала. Это то, что может нас освободить». Именно это настроение инкапсулирует основную предпосылку аутентичного движения. Благодаря ему человек может соединиться со всем своим внутренним существом. Доверяя мудрости тела, он может облегчить себе процесс исцеления.
Заключение
Основная цель терапевта в сеансе АД - стать свидетелем движения на свободном и открытом форуме. Этот опыт может способствовать доверию и помочь построить отношения, лишенные суждений. Терапевты обычно работают с участниками, чтобы выявить значения, обнаруженные через движение, и помочь им изучить способы использования их вновь приобретенных знаний для изменения. Обычно результаты реально поражают воображение.