Клиповое сознание: описание понятия, плюсы и минусы мышления
"Клиповое сознание" - термин, впервые использованный американским социологом, философом и футурологом Элвином Тоффлером для обозначения восприятия человеком ярких и коротких образов, которые регулярно появляются в новостях, на телевидении, в газетах, видеороликах. Главная особенность такого типа мышления заключается в том, что человеку при этом приходится обрабатывать большое количество обрывистой и совершенно разнородной информации. Причем обрабатывать поверхностно, не делая глубоких выводов. Со временем данный термин получил более широкое распространение после появления понятия "клиповая культура", стал рассматриваться в качестве составляющей общей информационной культуры, основанной на бесконечном и бесконтрольном мелькании информационных отрезков.
Понятие
Предпосылки к появлению клипового сознания изначально были обнаружены в труде канадского философа Маршалла Маклюэна "Галактика Губенберга". В этой книге 1962 года он ищет ответы на вопросы: «Кто такой человек печатной культуры (он его и называет "человеком Гутенберга")? Как СМИ влияют на человеческое сознание (в то время речь в первую очередь шла о печатных средствах массовой информации)? Как массовая коммуникация превращает весь мир в "глобальную деревню"?»
В частности, Маклюэн писал, что на своем современном этапе развития общество начинает трансформироваться в глобальную деревню, а с развитием электронных средств коммуникации человеческое мышление возвращается к дотекстовой эпохе.
Первое упоминание клипового сознания мы можем найти у Тоффлера в книге "Третья волна", вышедшей в 1980 году. В ней он выделяет три основных стадии развития человечества: аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Именно в этом труде философ впервые пытается сформулировать, что это - "клиповое сознание". Данное понятие он описывает на личностном уровне, когда каждого человека ослепляют и осаждают противоречивые фрагменты, не относящиеся к образному ряду, которые выбивают почву из-под его ног, обстреливая мгновенными кадрами, лишенными по отдельности всякого смысла.
История термина в России
О клиповом сознании, что это такое в современном мире, в России заговорили в 1990-е годы. Именно тогда на телевидении начали массово появляться музыкальные видеоклипы. Их сюжеты, по сути, представляли собой как раз такой незаконченный образ, целостной картинки не складывалось, а была только цепочка фрагментов, которые никак не были связаны между собой по смысловой нагрузке.
В нашей стране первым употребил этот термин специалист по вопросам экологии и философской онтологии Федор Иванович Гиренок. "Клиповым" сознанием он назвал то, которое пришло на смену понятийному мышлению в современном мире. Оно, по его словам, к 90-м годам XX века окончательно себя изжило, перестав играть действительно важную роль.
Говоря о клиповом сознании, Гиренок отмечал основные тенденции, которые происходили в современной философии. Ученый подчеркивал, что в мире происходит замена бинарного и линейного мышления на нелинейное. Если европейская культура в своих традициях выстраивается на системе доказательств, то отечественная, имея византийские корни, - на системе показа. Вот где клиповое сознание проявлялось у россиян. Он заявлял, что таким образом оно приходило на смену понятийному мышлению.
Признаки
Стоит отметить, что поначалу появлялись определенные трудности, когда на телевидении стали активно транслировать клипы, видеофрагменты, подавать информацию именно в таком ключе. Восприятие подобного формата вызывало определенные сложности. Но уже со временем ситуация изменилась кардинальным образом. Мозг современного человека начал привыкать, стал вырабатывать необходимое восприятие.
Вскоре уже стало возможным говорить об основных признаках клипового сознания. К ним относится неспособность индивида работать с большими объемами данных, но при этом отмечается умение одновременно решать несколько задач. К тому же у таких людей проявляется прокрастинация, быстрая утомляемость, перманентное возбуждение, трудности с концентрацией, как следствие - рассеянное внимание, спешка, подверженность постороннему влиянию, повышенная внушаемость. Люди с клиповым мышлением способны обладать поверхностными и бессистемными знаниями в самых разных областях.
Минусы
Отсюда вытекают основные недостатки, которые неизбежно наблюдаются у человека с подобным восприятием мира. Он часто приходит к поспешным выводам, так как это мышление требует быстрой обработки информации и ее восприятия, не подразумевая вдумчивости и сосредоточенности.
К недостаткам относят и значительное снижение способности к запоминанию. Это связано с тем, что человек вынужден обрабатывать в небольшой отрезок времени множество несвязанных по смыслу и разнообразных фрагментов. В результате мозг с большой скоростью утилизирует устаревшую информацию, готовясь начать обработку новых сведений. Это приводит к росту объема кратковременной памяти, но при этом объем долговременной памяти неустанно уменьшается.
Наконец, людям с таким сознанием и мышлением присущ языковой минимализм. Обработка и восприятие информации должны проходить при высокой скорости, в итоге и выражение мыслей приобретает компактный и скоростной формат. Примером этого становится цитирование фраз из кинофильмов и мультфильмов, афоризмов, которые человек увидел на демотиваторах, картинках в социальных сетях. Из-за этого ему труднее формулировать свои идеи и мысли, с этим постоянно возникают трудности.
Плюсы
Пожалуй, главный плюс клипового мышления - многозадачность. У человека появляется возможность одновременно контролировать и выполнять несколько небольших задач, порой совершенно разной направленности.
К тому же повышается реакция. Данное мышление позволяет моментально переключаться с одного объекта на другой, ускоряя процесс восприятия. В результате повышается ориентация в незнакомых окружающих обстоятельствах.
Наконец, современный человек оказывается защищен от информационных перегрузок. Его мозг перестраивается не только на быструю обработку информации, но и на ее утилизацию, что помогает избежать информационных перегрузок.
Критика
Все это приводит к тому, что многие подвергают критике само клиповое мышление и употребление этого термина. Например, появился стереотип о том, что оно присуще только подросткам и молодежи, хотя это в корне не так.
В своей статье культуролог и филолог Константин Фрумкин пишет, что данным эпитетом чаще всего определяют мышление подрастающего поколения, изначально полагая, что это плохо. При этом он выделяет несколько предпосылок к его появлению, одна из которых заключается в ускорении темпа жизни вместе с возрастающим информационным потоком. Это порождает проблему сокращения и отбора информации. Фрумкин не считает клиповое мышление продуктом современности, в качестве основного аргумента приводя тот факт, что в Америке еще в XIX веке появился стандарт журналистики под названием "перевернутая пирамида". Он как раз подразумевал подачу информации таким образом, чтобы человеку все становилось понятно уже после прочтения заголовка и подзаголовка. Это и есть аналог данного понятия.
Среди критиков клипового мышления - отечественный писатель и богослов Андрей Кураев, который считает, что оно мешает человеку оставаться целостным. Возрастает его противоречивость, которая делает его менее устойчивым с каждым новым внутренним противоречием. Некоторые даже называют такое мышление в числе главных причин упадка среднего образования.
Особенности у детей
В последние годы внимательному изучению подвергается клиповое мышление современных школьников. Значительная часть педагогов считает это действительно проблемой глобального масштаба, решение которой необходимо найти как можно быстрее.
Говоря о клиповом мышлении школьников, исследователи отмечают основные особенности восприятия несовершеннолетних. Они заключаются в том, что детям традиционно сложнее излагать свои мысли, они не хотят анализировать и читать, учить наизусть стихи и писать сочинения. Традиционно передача информации к ученику от учителя имела устный и прямой характер. В наше время клиповое сознание как одна из характеристик современных детей ставит преподавателя принципиально в другие условия. Теперь, чтобы заинтересовать ребенка, ему предстоит насыщать урок самыми разными видами подачи информации. Это могут быть изображения, соответствующие теме, яркие презентации, запоминающиеся цитаты и формулировки.
С одной стороны, учитель пытается подстроиться под клиповое мышление современных школьников, с другой - стремится развивать в них понятийное мышление. Этого удается добиться с помощью организации дискуссии по теме урока, специальных тренингов, на которых внимание ученика сосредотачивается на какой-то одной цели, задаче или предмете. В связи с этим родителям рекомендуется как можно чаще побуждать ребенка высказывать свое мнение по самым разным темам, а также уделять детям больше внимания, проводя с ними максимум свободного времени.
Как избавиться от такого состояния?
Безусловно, то, что происходит с современным обществом, является одним из последствий развития информационных технологий, это определенная и неизбежная ступень эволюции. Поэтому бороться с клиповым мышлением современных школьников бессмысленно, да и не нужно.
Но можно дать некоторые советы и самим подросткам, и их родителям, чтобы повысить обучаемость, научиться тратить больше времени на полезную и действительно необходимую информацию. От так называемого информационного мусора себя обязательно стоит оградить.
Для этого есть несколько рекомендаций, которые помогут клиповому сознанию молодежи лучше справляться со всем этим потоком информации, которая обрушивается на каждого из нас ежедневно. Так что рекомендуется перестать пристально следить за новостями, в которых слишком много незначительных событий и откровенного негатива. Полезно отписаться от социальных сетей. Это будет очень непросто, поэтому можно начать с того, чтобы отказаться от одной-двух соцсетей, которыми вы пользуетесь меньше всего, но все равно тратите на них время.
Вместо электронных книг начните читать бумажные, в качестве альтернативы можно начать слушать аудиокниги. Доказано, что информация в этом случае будет усваиваться лучше, как минимум на четверть. Устройте для себя один-два дня в неделю, в которые вы абсолютно откажетесь от гаджетов, насколько это будет возможным.
Сохранение эффективности
Немаловажным в современную эпоху будет сохранить эффективность своего мышления. Стоит признать, что до конца психология этого феномена не раскрыта, так как появился термин относительно недавно. Поэтому основные характеристики клипового сознания на мотивационно уровне еще не всеми и не до конца изучены. Чтобы оставаться сосредоточенным на собственных задачах и целях в таких условиях, достаточно выполнять несложные и эффективные рекомендации. Их собрал итальянский психолог Палладино, изложив в своей книге "Максимальная концентрация. Как сохранить эффективность в эпоху клипового мышления".
Всегда помните, что при каждом отвлечении от дел на ленту новостей или свой смартфон следует незамедлительно начать за собой наблюдать как бы со стороны, задавая простой вопрос: чего я сейчас не делаю? Это помогает избежать бесполезной траты времени, осознать собственное беспокойство по данному поводу.
Следует усиленно бороться с прокрастинацией, развивать уверенность в себе, а также эмоциональный интеллект. Ведь еще один недостаток клипового мышления заключается в том, что у человека остается ограниченное и откровенно скудное количество эмоций, которых ему катастрофически не хватает, чтобы выражать полную гамму своих чувств. Наконец, необходимо воспитывать в своих детях и себе самом духовность, прививая ценности, непреходящие во времени.
Дыхательная медитация
Интересно, что некоторые исследователи даже предлагают использовать специальные дыхательные медитации, которые помогут развивать понятийное мышление в противовес клиповому. Не секрет, что наш беспокойный ум является источником большинства проблем, существующих в современном мире. Когда все вокруг направлено исключительно на то, чтобы его дополнительно взбудоражить, необходимо в ручном режиме переводить мысли в спокойное состояние.
Эффективной в этом смысле может оказаться медитация. Между тем многие ее откровенно побаиваются, хотя, кажется, нет ничего проще, чем посидеть десять минут утром и вечером в тишине и с прямым позвоночником. Ведь потратив так немного времени на приведение своих мыслей в порядок, вы улучшите состояние своей нервной системы. Те, кто практикует подобные практики, отмечают, что внутри появляется некая сложноуловимая, но явная опора, из-за которой весь день складывается принципиально по-другому, более полноценно и осознанно.
Нередко под самой медитацией понимают непосредственно расслабление. Большинство тренингов преследуют именно эту цель. Пожалуй, самая известная и доступная из них - дыхательная медитация. Для этого не требуется каких-либо специальных упражнений, нужно только внимательно подсчитывать собственный дыхательный цикл. Вдох и выдох с небольшим растягиванием последнего, что помогает более осмысленно сосредоточиться на этом процессе. Будьте уверены, вы почувствуете заметное облегчение уже через минуту.
Ведь по-настоящему эффективная медитация - это не только расслабление, нередко это совсем не главное. Это еще и напряженная внутренняя работа, которая помогает открыть новые горизонты своей личности. В домашних условиях рекомендуется вовсе устраивать день тишины, в который вы отказываетесь от использования интернета и даже общения с окружающими. Если целый день посвятить себе проблематично, организуйте хотя бы несколько таких часов. В это время подойдет простой физический труд, уборка по дому, облагораживание территории, займитесь своим хобби, любимым делом.