Митрополит Киприан: биография, уставная грамота
На протяжении всего XIV века, сопровождавшегося неисчислимыми тяготами татаро-монгольского ига, единственным высшим церковным иерархом, не подчинившимся власти Золотой орды, был святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси. Посвятив свою жизнь служению Богу и стяжав венец святости, он вошел в отечественную историю как видный политический деятель своей эпохи, писатель, переводчик и редактор.
Ранний период жизни будущего святого
О детстве и отрочестве митрополита Киприана известно крайне мало, и большая часть биографического материала этого периода построена на гипотезах, имеющих под собой весьма шаткие основания. Так, предполагается, что родился он около 1330 года в столице Второго Болгарского царства – городе Тырнове. Бытует мнение и о том, что по своему происхождению он являлся отпрыском древнего боярского рода Цамблаков, что тоже не подтверждено документально.
Неизвестен и год принятия им иноческого пострига, предполагается лишь, что это событие произошло в Килифаревском монастыре, доныне являющемся крупнейшим духовным центром Болгарии. Тем не менее сохранились сведения о том, что в 1363 году Киприан покинул обитель, и вместе со своим духовником, преподобным Феодосием, и еще тремя иноками отправился сначала в Константинополь, а затем на Афон, где подвизался в одном из его монастырей.
На процесс духовного становления будущего московского митрополита Киприана оказало большое влияние знакомство и продолжительное общение с Константинопольским патриархом Филофеем Коккином, у которого он служил в качестве келейника. Под его руководством он усвоил основные навыки аскетизма и приобщился к постоянной внутренней молитве.
Противостояние Московского и Литовского княжества
Из жизнеописания митрополита Киприана явствует, что дальнейшая его судьба была во многом определена политическими процессами, протекавшими в пределах Древнерусского государства, поэтому на них следует остановиться подробнее. Известно, что вторая половина XIV века была наполнена борьбой Московского и Литовского княжеств за объединение под своей властью всех русских земель, в том числе и тех, которые формально принадлежали Венгрии, Польше и Молдавии.
Это вызывало серьезную озабоченность со стороны Константинопольского патриарха, стремившегося всеми силами сохранить подконтрольную ему Киевскую митрополию, которая в сложившейся обстановке оказалась разделенной между враждующими княжествами. Заняв промосковскую позицию и выражая поддержку митрополиту Алексию, он спровоцировал литовского правителя князя Ольгерда прибегнуть к угрозе обращения в католичество всех православных, живущих на его землях.
Желая примирить враждующие стороны и сохранить единство Киевской митрополии, предстоятель Константинопольской церкви направил, согласно данным летописи, митрополита Киприана (тогда еще своего келейника) в Литву для поисков путей примирения князя Ольгерда с московскими правителями, как духовными, так и светскими. Это была чрезвычайно сложная дипломатическая миссия, которую он сумел блестяще выполнить.
Посланник Вселенского патриарха
Благодаря проведенным им переговорам с русскими и литовским князьями, на которых Киприан выступал не от себя лично, а как представитель Константинопольского, то есть Вселенского патриарха (эти титулы тождественны и до настоящего времени), удалось осуществить ряд мер, позволивших найти приемлемое для обеих сторон решение. Более того, в результате его деятельности сложилась возглавляемая Москвой общерусская коалиция, а Литва приняла участие в набиравшем силу антитатарском движении.
В ходе своей дипломатической поездки по русским княжествам будущий митрополит Киприан встречался со многими выдающимися религиозными и общественными деятелями той эпохи, одним из которых был преподобный Сергий Радонежский. С ним он познакомился, когда сопровождал митрополита Московского Алексия – фактического правителя государства, в его поездке в Переславль-Залесский. Побывал он и в скитах весьма близких ему по духу северных монахов.
Отвергнутый митрополит
Однако мир, установившийся благодаря стараниям Киприана, оказался непрочным. Очень скоро Тверской князь Михаил выдвинул претензии на верховенство и вынудил Москву к ответным действиям. Развалу коалиции русских земель во многом способствовали и иноземцы, в частности представители коммерческих кругов Генуи, заинтересованные в усилении Орды и насаждавшие повсюду антимосковские настроения. В довершение бед литовский князь Ольгерд отказался от взятых на себя ранее обязательств и открыто выступил против Москвы.
В этих условиях Константинопольский патриарх Фелофий рукоположил своего верного слугу Киприана митрополитом Киевским и Литовским и постановил после смерти митрополита Алексия сделать его главой всей Русской Церкви. Это было весьма некорректным решением, поскольку при жизни митрополита Алексия Киприан назначался на уже занятую им кафедру.
Плоды патриаршей неосмотрительности сказались в самом скором времени − ни в Киеве, ни во Владимире, ни в самой Москве полномочия его ставленника признаны не были. Даже после кончины митрополита Алексия, последовавшей в 1378 году, владыка Киприан не смог занять его место, отвергнутый большинством церковных иерархов.
В великокняжеской немилости
Тем не менее после длительной и изнуряющей борьбы, в которую были вовлечены светские и духовные власти всех уровней, ему мало-помалу удалось отвоевать свои позиции. Что же касается членов епископата, то в их глазах он поднял собственный авторитет, добившись возвращения Церкви земель, незаконно отнятых у нее боярами.
Однако, Московская кафедра для него оставалась по-прежнему недосягаемой, главным образом за счет противодействий со стороны Великого князя Дмитрия Ивановича (Донского), прочившего на эту должность своего ставленника – митрополита Митяя. Тот отправился в Константинополь за получением благословения от Вселенского патриарха, но по дороге скончался при невыясненных обстоятельствах.
Во главе Московской митрополии
Преодолеть негативное к себе отношение со стороны Великого князя Московского Дмитрия Ивановича и представителей высшего духовенства Киприану помогла во многом изменившаяся к концу 70-х годов внутриполитическая обстановка в государстве. От пассивного подчинения Золотой Орде Русь перешла к активному сопротивлению, результатом которого в 1380 году стала знаменитая Куликовская битва.
В этот период попали в опалу и были казнены многие бояре и духовные лица, пытавшиеся проводить протатарскую линию, и одновременно с этим возвышены те, кто выступал за свержение ненавистного ига. К их числу относился и митрополит Киприан. В грамоте, направленной псковскому князю Андрею Ольгердовичу и его брату Димитрию, он благословлял их на борьбу с Ордой. Об этом стало известно Великому князю, и вскоре после победы в Куликовском сражении он предложил Киприану занять вакантное место главы Московской митрополии.
Поднявшись на высшую ступень церковной власти, он прежде всего озаботился упрочением памяти тех, кто в прежние времена успешно потрудился на благо отечества. Так получило известность составленное Киприаном «Житие митрополита Петра» − первого из предстоятелей Русской Церкви, избравшего местом своего пребывания Москву и тем самым способствовавшего ее возвышению среди прочих городов. Установил он и почитание еще не канонизированного в то время князя Александра Невского.
Новый поворот событий
Последующий период в жизни митрополита Московского Киприана принес ему много душевных мук и переживаний, которые, так же как и его неожиданный взлет, явились следствием изменившейся внутригосударственной обстановки. В 1382 году татарский хан Тахтамыш захватил и разграбил Москву, после чего едва избежавший смерти Великий князь Дмитрий Донской был вынужден возобновить выплату дани. Вновь подняла голову и обрела силу протатарская партия, представители которой преследовали главным образом свои личные, а отнюдь не государственные интересы.
Их усилиями Киприан был смещен с занимаемой им кафедры, которая досталась другому претенденту − митрополиту Пимену. Между ними началась упорная тяжба, за разрешением которой оба отправились в Константинополь. Оклеветанный врагами и низложенный митрополит Московский Киприан оказался в крайне сложном положении, выйти из которого ему помогла лишь смерть Вселенского патриарха Никона и восшествие на престол преемника Антония, хорошо знавшего его и питавшего к нему добрые чувства.
В Москву Киприан возвратился в марте 1390 года и вновь занял принадлежавшую ему по праву кафедру. Церковная смута к этому времени завершилась, и единство митрополии нарушалось лишь своенравием новгородцев, не признававших авторитет константинопольского патриарха и не принявших поставленного им митрополита. Впрочем, посланные в 1393 году войска московского князя внесли ясность в их мятежные умы, и общая гармония была восстановлена.
Деятельность по объединению христианских церквей
В конце XIV века над Византией и рядом других христианских государств нависла угроза османского нашествия, и единственной возможностью избежать ее было объединение всеобщих усилий. Препятствием же в данном случае, являлись не столько политические разногласия, сколько религиозное противостояние католицизма и православия.
В связи с этим митрополит Киприан выступил за скорейшее объединение этих двух направлений христианства, но не под властью римского папы, как требовали представители так называемой униатской партии, а на основе совместно выработанной концепции, позволяющей устранить все сложившиеся между ними богословские противоречия. Для этого он предлагал созвать общецерковный собор, в работе которого могли бы принять участие представители всех христианских государств. Решению столь сложной, но крайне актуальной на тот момент задачи Киприан и посвятил последние годы своей жизни.
Завершение жизненного пути
В 1400 году митрополит перенес свою резиденцию из столицы в подмосковное село Голенищево, где много занимался переводом на церковнославянский язык трудов святых отцов церкви, а также работой над собственными сочинениями, как богословского, так и сугубо светского характера. Отмечается, что социально-политическое содержание литературной деятельности митрополита Киприана охватывало широкий спектр вопросов.
В частности, из-под его пера вышли несколько документов касающихся претензий польско-литовских князей на западные районы русских земель. Этот вопрос столь волновал его, что в 1404 году он лично отправился в Литву и, присутствуя на переговорах между князьями Ягайло и Витовтом, убедил их воздержаться от решительных действий.
Святитель Киприан, митрополит Московский, отошел ко Господу 16 сентября 1406 года. Из села Голенищева его прах был перевезен в Москву и после торжественного отпевания погребен в Успенском соборе Кремля. В 1472 году, в ходе работ по реконструкции собора, нетленные мощи праведника были обретены и перезахоронены рядом с могилой его преемника в управлении Русской Церковью – митрополита Фотия. Официальная же канонизация совершилась лишь в 1808 году.
Уставная грамота митрополита Киприана
Завершив свой земной путь, владыка Киприан оставил после себя богатое литературное наследие, которое, как указывалось выше, составили и религиозные сочинения, и работы социально-политического направления. Особую известность среди них получила так называемая Уставная грамота митрополита Киприана 1391 года.
Она является развернутым письменным ответом на жалобу крепостных крестьян, находившихся в собственности расположенного под Владимиром Константиновского монастыря. В обращенном к нему послании они жаловались на непосильную тяжесть повинностей, возложенных на них игуменом Ефремом, а также иные формы эксплуатации.
Из текста документа явствует, что прежде чем принять и обнародовать свое решение, митрополит Киприан провел подробное расследование по существу представленной ему жалобы. С этой целью он направил в обитель своего представителя – некоего Акинфия, который расспросил старожилов о том, являются ли размер и форма ныне установленных повинностей результатом самоуправства их настоятеля, или они соответствуют установившейся прежде традиции. Аналогичный опрос был проведен им среди жителей Владимира, часто посещавших монастырь, и, что важно, среди самих крепостных крестьян.
В результате проведенного дознания Акинфий установил, что игумен, на которого поступила жалоба, ничего нового в прежний порядок не вносил, требовал с податных крестьян то же, что и его предшественники, и, таким образом, предметом обсуждения могут быть не его действия, а сам ранее установленный обычай. Именно поэтому повинности крестьян, по грамоте митрополита Киприана, были признаны вполне законными, и поданная ими жалоба осталась без последствий. Впрочем, последствия, по всей вероятности, все же были, но не для игумена, а для самих жалобщиков.