Политические институты как формы человеческой деятельности
Политические институты – это стабильные, сложившиеся в процессе исторического развития формы человеческой деятельности. Они могут иметь самые разные форматы и виды. Институализация предполагает создание организаций или течений, упорядочивающих политическую деятельность. Само государство, самые разные партии, церковь, общественно-политические организации или движения – это и есть политические институты. Каждый из них является субъектом политики. Он реализует свою деятельность через инициативность руководителей, формальных или неформальных лидеров. Институты для реализации своей деятельности порождают организации или учреждения, требующие определенного политического поведения, соответствующего политсистеме и поддерживающего ее.
Термин дословно переводится как «установление», его следует отличать от организаций и политических учреждений. Политические институты – это не круг людей, связанных взглядами или устремлениями, а целый комплекс норм, установок, правил как формальных, так и неформальных, призванных организовывать политсистему в целом, нормализовать ее функционирование.
Политической системой специалисты называют общую совокупность всех субъектов, связанных с властью, объединенных нормативно-ценностной основой. Это определение указывает на неоднородность понятия «политсистема», исходя из этого, можно сделать вывод, что политические институты тоже могут быть разными. Это на самом деле так.
- Релятивистские институты определяют структуру политсистемы.
- Регулятивные, формирующие рамки политических действий, нормы личного поведения, санкции, призванные карать людей, вышедших за пределы эти рамок.
- Культурные, определяющие политические роли, отвечающие за интересы отдельных общностей как единого целого.
Политические институты динамичны по своей природе. Они развиваются вместе с обществом, меняются под воздействием многих факторов. Так, изменение могут вызвать новые знания, изменение взглядов на культурное наследие, моральные ценности и т.п.
Принято считать, что все международные политические институты подвержены двум видам изменений: эндогенным и экзогенным. Эндогенные факторы находятся внутри политсистемы. Это может быть развитие существующих организаций, расширение концепции их деятельности, появление новых институтов или совершенствование уже существующих. Эндогенные изменения имеют место потому, что существующие институты больше не могут полноценно удовлетворять потребности определенных групп или общностей.
Экзогенные вызваны изменениями в культуре, мировоззрении, системе ценностей или в результате инновационной или новаторской деятельности отдельных личностей. Особенно сильные экзогенные изменения происходят под влиянием изменения способов оценки политической существующей реальности.
Такое изменение и развитие политических институтов способствуют их превращению из традиционных в современные.
Традиционные политические институты характеризуются жесткими рамками, ритуалами, рекомендованным политическим поведением. Современные более специализированы. Они допускают существование независимости, политкомпетенции, рациональности, требуют личной ответственности. Они во многом независимы от моральных предписаний, а их структура более мотивационна.
Сегодняшние политинституты допускают свободу выбора, часто влекущую за собой неподчинение формальному порядку и явление, которое политологи называют «расконформированием» личности или, если проще, политическим отчуждением.
Предпосылкой для возникновения политических институтов является появление социальных, разных по своей направленности общностей, нуждающихся в структуризации и управлении.