Национальная тагарская культура: история, развитие и памятники

Исследование жизни наших предков позволяет больше узнать о корнях современной цивилизации. Поэтому археологи, антропологи, историки постоянно занимаются изучением древних народов, их быта, образа жизни. На территории России проживало немало древних племен, история которых до сих пор изучена недостаточно. А люди, далекие от археологии, вообще очень мало знают о древних народах, живших на азиатской части страны. Расскажем о том, что такое тагарская культура раннего железного века Сибири, как жили ее представители, чем занимались и чем интересны эти люди.

География

В районе Енисея народы проживали с древнейших времен. Тагарская культура локализовалась в районе Среднего Енисея, преимущественно на Тагарском острове, откуда и пошло ее наименование. Сейчас здесь размещаются Республика Хакасия и Красноярский край. Ареал этой культуры охватывает Минусинскую котловину и место впадения в Енисей реки Абакан, а также вдоль рек Тубы, Ербы, Чулыма, Сыды, Урюла. Именно удобство территории и было причиной того, что люди издавна любили здесь селиться. Большой остров на реке площадью около 30 км2 позволял легко держать оборону от врагов. Леса были богаты дичью, реки давали много рыбы, поэтому жизнь здесь была сытая. Хотя суровый климат требовал от местных жителей выносливости и особой организации своего быта. Однако культура охватывала довольно большую территорию. Памятники тагарской культуры обнаруживаются на месте Хакасско-Минусинской котловины, а также в северо-восточной, современной Кемеровской области. Самые северные находки сделаны на реке Чулым, южнее современного города Ачинска. Западная граница тагарской культуры пролегает вдоль предгорий Кузнецкого Алатау и Абаканского хребта. Самые южные следы этого народа найдены у границ Западных Саян и Джойского хребта. Есть также участок возле нынешнего Красноярска, где в лесостепи обнаружены курганы тагарской культуры.

Датировка

Исследователи считают, что тагарская культура Сибири существовала с 10-9 до 3 века до нашей эры. Основные памятники этой культуры относят к 7-2 векам до н. э. Однако означенные рубежи ученые определяют приблизительно, раньше 7 века не было обнаружено типичных для данной культуры памятников. А во 2 веке на смену тагарской культуре приходит ее преемница таштыкская культура, которая точно датируется благодаря тому, что в ней широко используются железные орудия, незнакомые предкам.

Антропологические характеристики

Ученые много времени тратят на то, чтобы понять, как выглядели представители тагарской культуры раннего железного века Сибири. Изначально была основная версия о том, что тагарцы – это представители монголоидной расы. В пользу этой точки зрения говорили многочисленные находки в соседних регионах, где действительно преобладали монголоиды. Однако с усовершенствованием технологий исследования останков и установления их генотипа, данная версия была опровергнута. Выяснилось, что большая часть тагарцев принадлежали к европеоидному типу. Их предками были представители андроновской культуры. Палеогенетики доказали, что представители тагарской культуры принадлежали к западно-евразийской группе. Также выяснилось, что тагарцы очень близки по своим генам к представителям скифского мира. Подтверждает версию о европейском происхождении тагарцев и изучение их языка. Предполагается, что они говорили на одной из ветвей индоевропейского языка. Ближе ко 2 веку до н. э. увеличивается число останков людей монголоидного типа, что говорит об ассимиляции народов. Постепенно население сближается по своим антропологическим характеристикам с представителями таштыкской культуры.

История изучения

Настоящей историей тагарской культуры является последовательная цепь открытий и опровержений, сделанных учеными разных лет. Впервые внимание к этой культуре было привлечено в 1722 году, когда были проведены первые раскопки Тагарского кургана. Научная экспедиция под руководством «отца русской археологии» Д. Мессершмидта занималась исследованием сибирских земель и произвела первые раскопки. Несколько ученых немецкого происхождения, проводивших изучение Сибири по поручению российского императора Петра Первого, решили, что найденный курган принадлежит к могиле Минусинской котловины. Найденные артефакты не вызвали большого интереса, и местные курганы были оставлены без дальнейшего изучения.

Второй этап исследования данных территорий относится к 19 веку. Ученые В. В. Радлов, Д. А. Клеменц, А. В. Адрианов и другие проводили раскопки нескольких курганов. Но они по-прежнему считали, что найденные предметы относятся к другим культурам. И только в 1920 году сибиревед, археолог С. А. Теплоухов обоснованно доказал, что находки в этом регионе являются отдельной, самостоятельной культурой. Он дал ей наименование минусинской. В конце 20 годов С. В. Киселев предложил новый термин «тагарская культура», по главному острову, на котором проживали представители обнаруженного сообщества. Термин прижился, и все последующие экспедиции уже занимались данной культурой. В советский период с 30 по 90 годы 20 века многие археологи занимались раскопками в районе Енисея. За эти годы было найдено около 9 тысяч различных предметов из бронзы, относящихся к данной культуре.

Подходы к периодизации

Все исследователи сходились во мнении, что тагарская культура существовала и имела собственные специфические черты. Однако у ученых не было единой точки зрения на периодизацию данной культуры. В отечественной археологии сложились три подхода к определению временных границ культуры тагарцев.

Первая теория принадлежала С. А. Теплоухову. Он считал, что можно выделить 4 периода развития тагарской археологической культуры:

  • баиновский (7 век до н. э.);
  • подгорновский (6-5 века до н. э.);
  • сарагашенский (4-3 века до н. э.);
  • тесинский (2-1 века до н. э.).

Данная концепция стала классической, и именно названные периоды закрепились в археологии.

Второй подход разрабатывался С. В. Киселевым, он выделяет всего три этапа, не давая им названий. Первый – 7-6 века до н. э., второй – 5-4 века до н. э., третий – 3-1 века до н. э. Киселев опровергал представления Теплоухова и утверждал, что нет оснований для более мелкого дробления истории изучаемой культуры.

Третий подход предложил А. В. Субботин уже в 21 веке. Он говорит, что ранний этап тагарской культуры относится к концу 8-6 векам до н. э., развитый период – 5-3 века до н. э., поздний период, время смены культур, – 2-1 века до н. э. Сегодня исследователи говорят о том, что нижней границей культуры являются 3-2 века до н. э., а дальше можно говорить о переходной, тагаро-тыштыкской культуре, существовавшей в 2 веке до н. э. и 1 веке н. э. Споры о позднем периоде данной культуры продолжаются и ждут окончательного решения.

Образ жизни

Тагарцы проживали на юге Сибири у подножия Саянских гор. О происхождении и предках этой культуры ученые продолжают спорить. Причины разногласий в том, что антропологи и палеогенетики доказывают, что представители тагарской культуры Сибири относятся к европеоидной расе. А этнографы и археологи, изучая памятники и стоянки этого народа, говорят о восточных приметах этой культуры. Генетические исследования показали, что ближе всего к тагарцам скифы Причерноморья. Представители тагарской культуры вели оседлый образ жизни, о чем свидетельствуют археологические раскопки. Учеными были найдены жилища, захоронения и даже укрепленные городища. Формы поселений тагарцев делятся на два вида. Есть селения в районе пастбищ и земледельческих угодий без особых оборонительных сооружений. А также есть укрепленные городища постоянного и временного характера. Они представляют собой круглые убежища с валом и рвом. Это говорит о том, что периодически населению приходилось укрываться от захватчиков, и они заранее готовились к обороне. Сегодня открыто около 100 поселений этой культуры.

Животноводство

Степная и лесостепная тагарская культура в Хакасии характеризуется оседлым образом жизни. Но при этом тагарцы, как жители степей, занимались кочевым животноводством. Они разводили коров, коней для верховой езды, а также лошадей для сельскохозяйственных и тягловых работ, для обеспечения себя продовольствием держали овец и коз. Для метки своих стад они применяли таврение. Помогали в работе пастухов собаки, которых также использовали для охраны жилищ и скота. Для обеспечения скота остаточным количеством пищи пастухи, иногда с семьями, кочевали по степям. В рисунках представителей этой культуры найдены изображения лошадей, везущих кибитки со скарбом. Тагарцы еще не занимались заготовкой корма на зиму, поэтому животные круглый год добывали себе подножный корм сами. Для этого использовалась привычная схема: впереди шли кони, которые копытами разбивали снег и открывали траву. А дальше уже шли коровы и мелкий скот. Для содержания семьи из 5 человек необходимы были пастбища примерно размером в 800 гектаров, их нужно было содержать в сохранности. Поэтому тагарцам приходилось много передвигаться.

Земледелие

Несмотря на то что животноводство было основным родом занятий для тагарцев, они уже занимались и земледелием. Археологические находки доказывают, что они устраивали систему оросительных каналов для своих полей, делали плотины, чтобы удержать воду. По своим традициям земледелия тагарская культура входит в группу оседлых племен. Это уже не собирательство и временные угодья, а постоянная обработка земли. Основными выращиваемыми культурами были просо и ячмень. Для обработки земли у тагарцев был целый арсенал инструментом: мотыги, серпы с бронзовыми частями. Для обработки урожая применялись зернотерки и ручные мельницы.

Промыслы

Для охоты и организации быта тагарцам приходилось заниматься различными промыслами. Обнаруженные памятники тагарской культуры доказывают, что они были успешными горнодобытчиками. Им принадлежит крупнейшее бронзолитейное производство в регионе, также они разрабатывали медные рудники. Среди находок были не только изделия из бронзы, но также слитки этого металла, что говорит об экспорте бронзы в другие регионы. Тагарцы существенно улучшили качество бронзовых сплавов, и их металл пользовался большим спросом. Обработка дерева также была у них на высоком уровне. Из дерева не только строились жилые и погребальные сооружения, но также изготавливалась посуда, предметы быта. Одежду и текстиль для дома тагарцы изготавливали путем простейшего ткачества, а также за счет выделки кожи и меха, они были большими мастерами в плане вязания.

Оружие

Охота и защита своего имущества были очень важны в жизни тагарцев. Поэтому оружие было большой ценностью, его изготовлению уделялось много внимания и сил, его часто клали в могилы. Поэтому сегодня история тагарской культуры изучается именно по найденным образцам оружия. Оно было разнообразным и хорошо обработанным. Для дальнего боя тагарцы использовали лук и стрелы. Форма лука и стрелы сильно напоминают традиционное оружие скифов, а вот способ стрельбы считается «монгольским», для этого использовались специальные наперстки для пальцев. Для защиты тела от стрел врага тагарцы делали щиты и панцирные доспехи. Для близкого боя, а также для разделки животных, в данной культуре широко применялись ножи. Есть две основные модели этих орудий: с кольцом на рукоятке, чтобы можно было привязать к поясу или конской сбруе, и гладкие ножи с обмотанной ремнем или деревянной рукоятью. Ножи были клиновидных и изогнутых модификаций. В ранний и средний период развития культуры они были бронзовыми, а в поздние периоды начали появляться железные орудия. Но тагарцы дольше своих соседей продолжали делать бронзовое оружие.

Организация быта

Жилища в тагарской культуре были четырех видов. Это временные юрты из шкур животных, их можно было ставить на нарты и перевозить с одного пастбища на другое. Также для стоянок иногда строились конические шалаши из веток деревьев. Постоянные жилища строились из дерева или были каменно-деревянными. Для скота возводились деревянные загоны. В домах устанавливались глинобитные печи и большие открытые очаги.

Утварь

Древняя тагарская культура в Забайкалье не знала гончарного круга, поэтому среди посуды преобладают прямоугольные и квадратные банки, с орнаментами и без, а также разнообразные плошки и миски. Немало утвари изготавливалось из дерева: посуда, столовые приборы, мебель. Быт тагарцев был нехитрый и большого разнообразия в посуде и домашних орудиях труда не было.

Погребальные обряды

Курганы – это то, что в большей степени сохранилось от национальной тагарской культуры. Самыми знаменитыми захоронениями являются:

  • Сафроновский могильник. Это поле, на котором расположено несколько могил, их возраст составляет около 2,5 тысяч лет. Курганы имеют пирамидальную форму, сложены они из камня. Начиная с 18-го века, они подвергались грабительским раскопкам, поэтому многие предметы утрачены.
  • Салбыкский курган. Высота захоронения составляет более 11 метров. Вокруг большого кургана найдено еще несколько десятков захоронений поменьше. Сегодня здесь открыт археологический музей «Древние курганы Салбыкских степей».

Могилы принадлежат знатным представителям общины, хоронили людей в облачении и украшениях, с оружием и набором посуды, утвари. Это и позволяет судить об образе жизни и развитии ремесел в данной культуре.

Искусство

Основные памятники тагарской культуры – это произведения искусства, они позволяют говорить о продолжении скифских традиций. В украшениях используется так называемый «звериный стиль», т. е. на них изображаются домашние и дикие животные, чаще всего лошади. Самое популярное украшение – это головные повязки. Делали их из кожи, на которую нашивали бронзовые бляшки с узорами. Также были найдены серьги, пояса, браслеты из бронзы. Главным памятником тагарской культуры является Боярская писаница. Это стены, испещренные петроглифами, рассказывающие о жизни тагарцев.

Здесь есть изображения жилищ, животных, людей, утвари. Это настоящая энциклопедия тагарской жизни. По словам исследователей, искусству данной культуры свойственны простота, монументальность, использование образов домашних животных. Чаще всего встречаются рельефные изображения.

Комментарии