Зависимость от гаджетов у детей
К гаджетам относятся любые современные многофункциональные устройства, призванные облегчать жизнь человека в самых различных сферах. Несмотря на свое прямое предназначение организовывать быт человека и освобождать его время для решения личных вопросов, современные гаджеты стали причиной серьезной зависимости целого подрастающего поколения.
Притягательность игрушки
Детская зависимость от гаджетов с выходом в интернет объяснима с точки зрения нескольких факторов:
- желание не отставать от сверстников и быть в курсе всех новинок;
- интернет дает возможность ребенку почувствовать себя кем-то другим, более значимым, чем он есть в действительности;
- обладая возможностью доступа к любой информации, ребенок получает ощущение «посвященности» во все тайны;
- жажда разнообразить свою жизнь при невозможности делать это в реальности.
У маленьких детей зависимость от гаджетов формируется из-за стремления получить яркие впечатления – насладиться красочной подачей мультиков или пережить приключение в какой-нибудь адаптированной игре. Жизнь маленького ребенка и так насыщена событиями, поэтому сам по себе он не испытывает потребности в дополнительной стимуляции своих чувств, но, получив доступ к упрощенной версии занятости времени, ребенок прочно «подсаживается» на интересную игрушку.
Причины в семье
Родители четко осознают обстоятельства, способные нанести вред здоровью ребенка, но когда дело касается занятости чада, в силу вступает закон наименьшего сопротивления, когда определяющим фактором становится, чтобы малыш был занят и не мешал одновременно. Почему это происходит?
Во-первых, родителям удобно, что они могут заниматься своими делами, не отвлекаясь на капризы ребенка. Во-вторых, с детьми гораздо легче договориться, используя любимый планшет или телефон в качестве предмета договора – исполнишь поручение, бери гаджет, не исполнишь – сам виноват. В-третьих, родители могут быть сами настолько увлечены спорным устройством, что видят в его использовании только благо.
Другими причинами зависимости от гаджетов, рожденными в семье, называют:
- неблагоприятную обстановку дома, когда ребенок вынужден искать средства, чтобы уйти от реальности;
- неправильные понятия о поощрении, принятые в семье;
- боязнь родителей быть «плохими» для ребенка;
- отсутствие других увлечений у детей.
Нередко у истоков проблемы стоит отсутствие родительского воспитания. Если мама и папа постоянно работают или по другим причинам малыш растет на попечении родственников, неготовых уделять ему достаточное внимание, увлеченность гаджетом может стать фатальной.
В чем заключается вред гаджетов
Самая большая опасность в использовании гаджетов детьми заключается в том, что современная игрушка способна стать ложной альтернативой большинству занятий ребенка, которые должны развивать его физически и умственно. Переписка с виртуальными знакомыми заменяет ребенку общение с реальными друзьями, а прохождение различных квестов вполне поглощает потребность подростка в самореализации и признании.
Другие опасности зависимости от гаджетов у детей:
- психическое перенапряжение, связанное с тем, что мозг не успевает обрабатывать массу стремительно преподносимой информации;
- мышление ребенка настраивается на будущее время, когда он сможет снова приняться за игру или посмотреть видео;
- если в играх, в которые обычно играет ребенок, присутствуют страшные персонажи, возможно развитие фобий, невротических заболеваний;
- от долгого сидения над маленьким экраном у человека нарушается зрение, искривляется позвоночник;
- снижение ответственности, привычка к упрощенному результату.
Наиболее разрушительно на слабую психику ребенка действуют ролевые игры, где ведомый персонаж полностью сливается с личностью геймера. Детей такая идентификация с героем очень устраивает – они чувствуют себя значимее и могущественнее. Это ведет к подавлению их истинного «Я», которое всегда качественно отстает от вымышленного образа и постепенно деформирует представление ребенка об окружающем мире и его роли в нем.
Проявления
Как называется зависимость от гаджетов? Среди проявлений подчиненности современному устройству (в данном случае – мобильному телефону), основным критическим состоянием называют номофобию – это страх лишиться гаджета. Ребенок, которого наказали, отобрав игрушку или отключив Интернет, может вести себя неадекватно: истерически кричать, кидаться в драку, кататься по полу или даже биться в судорогах.
Менее опасными, но характерными для определения зависимости от гаджетов являются «фантомная вибрация» или «фантомный звонок». Человеку может постоянно казаться, что ему звонят или присылают одно сообщение за другим, но экран телефона будет чист. Это состояние периодически испытывает каждый активный пользователь устройства, но человека зависимого призрачные вызовы посещают очень часто.
«Умственная чесотка» - это то, что происходит у человека, который слишком долго не пролистывал ленту событий в социальной сети или испытывает неудовольствие от скудности новостей на своей страничке. Дискомфорт, испытываемый при этом, ощущается на физическом уровне – пересыхает во рту, чувствуется зуд. Возможны приступы паники или агрессии.
Признаки зависимости у подростка
Зависимость от гаджетов у подростков может быть менее выражена, чем у детей младшего возраста (исключая запущенные состояния), но и она становится тем очевиднее, чем дольше ребенок оказывается изолированным от любимого устройства.
По каким признакам родителям будет нетрудно определить проблему:
- получая доступ к своему телефону или планшету, подросток испытывает возбуждение, близкое к эйфорическому состоянию;
- другие занятия, игры кажутся ребенку неинтересными;
- во время игры или общения в соцсетях подросток теряет представление о времени;
- попытки родителей изъять телефон или ограничить к нему доступ встречают у подростка активное сопротивление и агрессию;
- все разговоры с ребенком сводятся к достоинствам или недостаткам его гаджета, новым играм, новостям из соцсетей.
О зависимости от гаджетов скажет и пропагандируемая ребенком его личная версия социальной разделенности, где все люди, по его мнению, делятся на две категории – «избранных» (имеющих модное устройство) и «отсталых» (не имеющих такового). Соответственно созданной схеме, определяется и отношение ребенка к окружающим.
Как избавиться от зависимости от гаджетов
Обнаружив предпосылки к опасной зависимости, родители должны удержаться от желания немедленно принять крайние меры. Следует сначала донести до ребенка, что в мире есть много вещей и занятий, которые интереснее смартфона и запертой в нем виртуальной реальности, а уже затем накладывать ограничения на пользование гаджетом.
Взрослым следует знать, что:
- планшет или телефон не могут являться предметом поощрения, равно как запрет на их пользование – наказанием;
- если ребенок научится самовыражаться в семье и обществе, его будет меньше тянуть к виртуальному общению;
- в доме должны быть обозначены зоны, свободные от пользования гаджетами (например, кухня);
- каждый вечер родители и дети должны собираться и обсуждать прошедший день, делиться впечатлениями и эмоциями;
- ребенку можно предложить вести дневник – это является хорошей альтернативой странице в соцсети.
Вводя в обиход разумные ограничения на пользование устройством, следует помнить, что детям до 7 лет можно играть в телефоне 15-20 минут в день, младшим школьникам - до 30 минут, а подросткам – до 1 часа.
Опасность категорического запрета
Проблема зависимости от гаджетов возникает при наличии двух крайностей в подходе к проблеме:
- при отсутствии родительского контроля и полном попустительстве вредной привычке;
- при строгом запрете на использование устройства.
И если в первом варианте крайности проблема очевидна и подлежит осторожной корректировке, то во втором случае зависимость протекает скрыто и поэтому обнаруживается внезапно и в очень активных проявлениях.
Полный запрет на гаджеты всегда бессмыслен, поскольку ребенок все равно рано или поздно получает доступ к устройству. Зная позицию родителей относительно запретного плода, дети прилагают все старания, чтобы скрыть свое новое пристрастие, что только усугубляет глубину их зависимого положения и утяжеляет обстановку в семье.
Неграмотно сформированная занятость
Часто зависимость людей от гаджетов возникает из-за огромного количества свободного времени. Вкладывая нереализованный временной ресурс в создание более удачной версии себя в интернете, человек получает иллюзию успешности и совершенно теряет представление о реальности. Какой выход? Найти ребенку достаточную мотивацию действовать в реальном мире и добиваться «бонусов» в виде настоящих достижений.
Другой стороной вопроса является чрезмерная занятость ребенка, не отвечающая его истинным интересам. От детей требуют быть одновременно спортсменами, художниками, музыкантами якобы для расширения сферы будущего жизненного выбора, однако ребенок неспособен жить мыслями о будущем. То, чем он занимается, должно увлекать его ежеминутно, иначе это превратится в тяжкую рутину, выбраться из которой можно будет только посредством яркого, развлекающего и не требующего ничего взамен гаджета.
Никакой паники!
Родительская паника, развернутая на фоне проблемы зависимости ребенка от гаджета, никогда не бывает обоснована. Возникает она тогда, когда взрослые закрываются от нужд своего отпрыска демонстрацией последствий пагубной страсти, не стараясь при этом рассмотреть суть затруднения.
Происходит следующее: у ребенка отбирают его гаджеты, лишают всяческих поощрений, наказывают учебой или принудительным посещением психолога. Ничего из этого не приносит положительных результатов, но внешняя идиллия достигнута – подросток перестает сидеть в телефоне, начинает больше заниматься уроками; другими словами, он снова «присутствует». Все это приводит к развитию огромного количества комплексов, способствует развитию скрытой агрессии и даже ненависти к родителям.
Избежать всего этого можно, причем приложив гораздо меньше усилий, чем тратится при систематическом отбирании у подростка устройства и неусыпной слежке за его перемещениями. С ребенком необходимо вести постоянный диалог, где его мнение будет учитываться наравне с мнением взрослых, а его интересы будут составлять основную часть его времяпрепровождения, свободного от школы.
Пусть в семье станет обычным, чтобы каждый из домочадцев делился своими мыслями, переживаниями и планами на будущее. Ничего нет страшного в том, что ребенок поиграет в телефоне немного дольше положенного – важно, чтобы он смог сам затем остановиться и переключиться на другие дела. Чтобы это происходило безболезненно, следует попросить его самого следить за временем, выделенным на игру. Со временем юный геймер привыкнет к самоконтролю, и проблема перестанет носить острый характер.