Ногайцы: национальность, этническая группа, язык и традиции

Давняя история этого народа не может на вызвать интереса к тому, что за нация — ногайцы? Гордые потомки древней Золотой Орды, они теперь разбросаны по разным районам юга России: в северном Дагестане, северной Чечне, Ставрополе, Астрахани и Карачаево-Черкесии. Это одна из выживших подгрупп Золотой Орды, которая имеет монголо-тюркское происхождение. Они говорят на своем собственном языке, который относится к группе тюркских. Свое название получили ногайцы в честь хана Ногая, правнука Чингиз-хана.

Название

Самоназвание этого народа происходит от имени одного человека. Ногайцы названы в честь правнука Чингисхана. Ногай был выдающимся вождем и настоящим лидером Золотой Орды. Он был правителем Ногайской Орды к западу от Дуная. Ногай был убит либо в 1294 году, либо, согласно другим источникам, в 1300 г., но его имя осталось в истории как обозначение кочевого народа в степях у Азовского моря. В более ранних текстах ногайцев, тюркский народ, пришедший с востока, называли северокавказскими татарами.

История народа

Истоки этой народности связаны с известной в XIII и XIV веках ордой Ногая или ногайской ордой, Золотой Ордой и племенными конфедерациями Кипчака, откуда национальность ногайцы ведет свое происхождение. В первой половине XVII века несколько этих племен кочевали в степях между Дунаем и Каспием. Нашествие воинственных калмыков вынудило некоторые ногайские племена покинуть свои родные степи и уйти в предгорья Северного Кавказа. На реке Кубани они встретились с черкесами. В московских хрониках XVI-XVII веков есть несколько упоминаний о Ногае, в том числе о двух Ногайских Ордах, Великой и Малой. Первая кочевала за Волгой, вторая — в западной части Руси. Обе они участвовали в многочисленных военных столкновениях с русскими. В XVII веке некоторые из ногайских вождей вступили в союз с Москвой и время от времени сражались с русскими против кабардинцев, калмыков и народов Дагестана. Они также принимали участие в экспедициях Петра I. С начала XIX века большинство из них поселилось на Северном Кавказе.

Место обитания

Ногайцы в России живут как разрозненные группы, не образующие единой этнической или административной единицы. В ногайских степях существовала значительная группа, но в 1957 году они были разделены против их же воли между тремя административными единицами: Дагестанской Автономной ССР, Чечено-Ингушской Автономной ССР и Ставропольским краем. Административная политика такого характера еще более ускорила тенденцию к культурному упадку и утрате национальной идентичности среди ногайцев. В настоящее время наибольшее количество ногайцев проживает на Северном Кавказе, переехав туда с границы Молдовы и Румынии и Астраханской области. На Северном Кавказе они обосновались в следующих районах:

  • Карачаево-Черкесском автономном округе, где по приблизительным подсчетам проживает около 20 000 ногайцев;
  • селах Карамуржин и Кангли, а также в Нефтекумском и Ачикулакском районах Ставропольского края;
  • северном Дагестане: Ногайском и Кизлярском районах Дагестана и Шелковском районе Чечни. Другая небольшая группа ногайцев живет в Татарской Слободке недалеко от города Новочеркасска. Астраханские и крымские ногайцы, а также ряд дагестанских ногайцев прошли лингвистическую ассимиляцию с местным населением.

Этническая культура

Изучение культуры и языка этого народа позволяют узнать, что за нация — ногайцы. До миграции на Северный Кавказ бесчисленные племена вели кочевую жизнь. Всех их объединяли общие политические и экономические интересы. Караногайцы продолжали оставаться кочевниками до установления Советской власти. На Северном Кавказе племена начали терять свою прежнюю структуру и смешиваться друг с другом. Кубанские ногайцы в конце XVIII века расселились вдоль рек Большой и Малый Зеленчук, Нижний Урух и Лаба. Кочевой образ жизни оставил заметный след в экономике и культуре этого народа. Многие представители национальности ногайцы (на фото) сохранили большую часть элементом традиционной культуры.

Переход к оседлому образу жизни

Методы животноводства аналогичны методам казахского и других народов Центральной Азии. На протяжении веков большое значение приобретало коневодство: лошади использовались для перевозки в бескрайних степях, основной военной силой в сражениях была конница, люди пили лошадиное молоко и ели конину. Лошадей также ежегодно продавали в Москву. После того, как племена стали вести оседлый образ жизни, сельское хозяйство среди кубанских ногайцев приобрело первостепенное значение.

В ногайских хозяйствах, как коллективных, так и частных, животноводство являлось главным занятием, а сельское хозяйство выступало только как вспомогательное, верховая езда некогда процветала, но была полностью искоренена в 1960-х и 1970-х годах. После окончания Второй мировой войны были построены каналы для орошения земли, однако в последние годы общая площадь пастбищ, принадлежащая народу ногайцам, уменьшилась. Это связано с тем, что живущие по соседству грузины и аварцы гонят свой скот через ногайские пастбища. Кроме того, в Ставропольском крае у ногайцев забрали большие участки пахотных земель.

Этот некогда кочевой народ в основном живет в небольших деревнях и работает в сельском хозяйстве и, в частности, с домашним скотом. До сих пор существует национальная кухня, сохранившая благодаря происхождению ногайцев многие из их монгольских черт, например, чай, который готовится в кипящем молоке вместе с маслом, солью и перцем. На юге России ногайские патриархальные традиции смешиваются с современными влияниями российского, среднеазиатского и мусульманского мира.

Численность населения

Население согласно данным переписи составляло 34 000 в 1926 году; 41 200 — в 1959 году (включая 17 600 в Ставропольском районе и 14 900 в Дагестанской автономной ССР); 52 000 — в 1970 году, среди которых 46 000 говорили на родном языке и 59 546 — в 1979 году.

По разным оценкам, численность национальности ногайцы в 1990 году составляла от 60 000 до 80 000 человек.

В настоящее время в Дагестане проживает около 70 000 человек, в общей сложности более 100 000 человек в России в целом. Более 90 000 самоидентифицированных ногайцев проживают в Турции, значительными ногайские популяции есть также в Румынии, Болгарии и на Украине.

Расселение

В Астраханской области, в низовьях Волги проживают четыре этнические группы национальности ногайцы: юрты (Приволжский район), кундровцы (деревня Тулугановка), карагаши (Красноярск и соседние районы) и утар-алабугаты (районы, прилегающие к Калмыкии). Предки юртов, кундровцом и утаров, пришедшие из Великой Ногайской Орды, в начале XVII века перешли в окрестности Астрахани, чтобы избежать калмыков. Карагаши, которые поселились здесь в конце XVIII века, произошел из Малой Ногайской Орды Кубани. Юртские связи с их северокавказскими родственниками были разорваны в середине XVII века, а с карагашами — столетие спустя.

Развитие в советское время

Культурное и лингвистическое влияние народов Средней Волги (Казань и Мишар) на юртов было сильным, несколько слабее — на карагашей. В 1931–1943 гг. Наримановский район составлял Татарско-Ногайскую национальную территорию. В переписи 1939 года большинство ногайцев были зарегистрированы, как татары. С начала 1970-х годов усилилось стремление к этническому самосохранению, особенно среди карагазов. В переписи 1989 года несколько тысяч нижневолжских ногайцев (в основном карагаши) регистрировались, как ногаи.

Совершенно не уделялось внимание модернизации ногайских сел. Дороги в местах их проживания были плохими; коммуникации еще хуже. Не было ничего необычного в том, что из-за непроходимых дорог весной и осенью дети посещали школу в течение нескольких недель. Во многих деревнях практически отсутствовало нормальное водоснабжение. В результате ногайцы начали покидать свои исторические районы проживания в Ставрополе, Московской области, на севере, в Астрахани и Хабаровске.

Структура языка

Ногайский язык относится к кипчакской или северо-западной группе тюркских языков, в состав которой входят каракалпакская и казахская подгруппа. Он связан с казахским, кыргызским, каракалпакским и крымско-татарским языками. Ногай — один из менее изученных тюркских языков. Он делится на три диалекта:

  • караногайский диалект, на котором говорят в Ногайском районе Дагестана, в низовьях реки Кумы и в районе между Нижней Кумой и Нижним Тереком в Северном Дагестане;
  • собственно, ногайский язык, на котором говорят в Ачикулакском и Нефтекамском районах Ставропольского края (говорящие на этих двух диалектах составляют так называемую степную ногайскую группу);
  • акногайский диалект (на тюркском языке «ак» означает «белый»: тюркские народы обычно разделяли свои племена на черные и белые, «черный» означает «северный» и «белый» — западный) на реке Кубань и ее притоках в Карачаево-Черкесии и в селе Кангли в районе Минеральных Вод.

Языковые особенности

Первые два диалекта, на которых говорят представители национальности ногайцы, лингвистически похожи между собой, в то время как диалект акногай несколько отличается от остальных. Диалектические различия являются результатом длительного географического разделения. Контакт с соседними этническими группами также оказал влияние на развитие диалектов. Носители караногайского диалекта всегда взаимодействовали с русскими и армянами, а кубанские ногайцы, то есть говорящие на акногае взаимодействовали с русскими, черкесами, абазинами и карачаями. Многочисленные контакты значительно повлияли на язык и культуру кубанских ногайцев.

До 1928 года носители языка при письме использовали версию арабского алфавита. С 1928 по 1938 год для письма использовался латинский алфавит, после чего ногайцы перешли на кириллицу.

Эволюция письменности

Первая книга по орфографии, основанной на латинском алфавите, была опубликована в 1929 году в Москве, затем были изданы учебники, несколько словарей терминологии и ортографическое руководство. Орфографическая система, основанная на латинском алфавите, была составлена ​​ногайским академиком А. Джанибековым, исходя из принципов, принятых для всех тюркских языков. Она была основана на фонетическом принципе. Создание новой орфографии способствовало дальнейшим ногайским лингвистическим исследованиям. Трудность заключалась в нахождении подходящей диалектной основы для письменного языка. Наконец, караногайский диалект, на котором говорили в Дагестане, был принят в качестве основы на том основании, что это был язык «народных масс ногацев». Тот факт, что основатели алфавита и орфографии проживали в Дагестане, также не имел большого значения. Через некоторое время обнаружилось огромное количество лексических отличий от кубанского ногайского диалекта. Дагестанский диалект содержит много арабицизмов и татаризмов. Поэтому диалектная основа была пересмотрена, и к 1936 году был подготовлен новый проект для литературного языка, однако он так и не был воплощен на практике: под вдохновляющим руководством Северо-Кавказского регионального комитета по внедрению нового алфавита начался его перевод на кириллицу.

Изменения в языкознании

Новый переход был осуществлен в 1938 году, что дало толчок к развитию образования. Орфография, основанная на латинском алфавите, якобы была препятствием для изучения русского языка. В качестве неверной практики было объявлено правописание международных (то есть, фактически, русских) слов по тюркской фонетике. Принятие русских заимствований без какой-либо ассимиляции, практически в неизменной форме, считалось большим преимуществом для ногайского языка. Однако некоторые ученые считали, что введение русского алфавита представляло собой нарушение языка, подрыв и уничтожение его структуры.

Развитие современного языка

В Ногайском районе Дагестана ногайский язык и литература входят в школьную программу с 1-го по 10-й год, их также преподают в Карачаево-Черкесском педагогическом училище и национальном отделении Педагогического института, а также в начальных классах общеобразовательной школы. Этот язык не является официальным, тем не менее, он выступает как основная среда образования и культурного развития этого народа.

Лингвистические исследования ногайского языка проводятся Институтом исторических, лингвистических и литературоведческих исследований в Черкесске.

Развитие его стилистического богатства происходит за счет активного обогащения языка благодаря заимствованиям из языков народов Карачаево-Черкесии (карачаевский, черкесский, абазинский), а также через русский язык из арабского, английского, немецкого, французского и других языков народов мира. Исконная лексика ногайского языка пополняется благодаря заимствованиям, нормализации терминологии.

Соответственно, ногайский литературный язык в настоящее время имеет единые орфографические и лексические нормы. Ногайский язык, являясь родным языком ногайцев, компактно проживающих на территории Карачаево-Черкесии, Дагестана, Ставропольского края, Астраханской области, в настоящее время значительно укрепил стилистическое богатство. Его стилистическое обогащение происходит благодаря развитию художественной литературы и публицистики. Сейчас на этом языке издаются две газеты: «Шоьл тавысы» и «Ногай давысы». На татарском радио раз в неделю выходит передача на ногайском языке. Есть несколько поэтов и писателей, представителей национальности ногайцев, чьи произведения написаны на этом языке.

Комментарии
андо-цезские народыъ
😃 😮 😀 😃 😀