Вирусная реклама: примеры, эффективность, продвижение
Вирусный маркетинг не имеет ничего общего с вирусами. Это даже рекламой назвать сложно, скорее, комплекс различных техник. Главная цель продукта – вызвать ответную реакцию аудитории, повысить заинтересованность пользователя и мотивировать на покупку товара или услуги. Рассмотрим примеры вирусной рекламы, ее особенности, разновидности и эффективности.
Что такое вирусное продвижение?
В то время, когда еще не было Интернета, новости о товарах, продуктах, компании или услугах передавались посредством «сарафанного радио». Именно этот принцип использован в такой сфере как вирусный маркетинг. Но является процесс более сложным, поскольку требует создания определенной стратегии, направленной на конкретную целевую аудиторию, а также профессионального подхода.
Если сказать просто, то вирусная реклама в Интернете – это микс рекламы и маркетинговых ходов, используемых компаниями, для повышения узнаваемости бренда, продукта или определенной услуги. С одной стороны, это выглядит просто, нужно только заинтересовать человека. Но для того чтобы это сделать, должна быть проделана колоссальная работа по изучению тенденций современного рынка, а также целей и настроения пользователей.
Суть вирусного маркетинга заключается в том, чтобы информация передавалась добровольно от одного человека к другому. Таким образом, достигается вовлеченность и заинтересованность как можно большего числа лиц в продукте, компании или услуге. Реклама, которой заполнены СМИ и Интернет, навязывается людям и сильно утомляет, от вирусной передачи информации такого эффекта быть не должно.
Вирусная реклама априори должна быть и восприниматься целевой аудиторией естественным образом. Она используется в различных сферах. Чаще всего распространяется посредством сети Интернет, социальных сетей и онлайн игр. Ее главная задача – креативность, уникальность идеи, естественность донесения информации, чтобы побудить человека добровольно поделиться увиденным или прочитанным материалом.
Вирусный маркетинг: искусственный или натуральный?
Вирусная реклама в браузере носит ненавязчивый характер, но имеет высокую степень вовлеченности. Само по себе это явление естественное, но применяется при определенных навыках и умениях, то есть создается искусственным путем. Несмотря на высокую эффективность, при правильном донесении такой инструмент как вирусный маркетинг является самым дешевым вариантом рекламы бренда, продукта или услуги.
Для создания вирусной рекламы не требуются большие средства, нужно только уметь и знать, как правильно донести информацию определенной целевой аудитории. Люди склонны верить не рекламе, которой заполнены Интернет и СМИ, а людям, то есть личной рекомендации какого-то знакомого пользователя.
Преимущества высокоэффективного вирусного маркетинга:
- вовлеченность большого количества пользователей онлайн;
- низкий уровень расходов по сравнению с обычной рекламой;
- увеличение узнаваемости компании, продукта или услугу;
- индивидуальный подход или персональное обращение к пользователю.
Для достижения эффективности от вирусной рекламы стоит ее тщательно спланировать, выстроить определенную тактику, стратегию и креативно мыслить.
Сфера применения
На сегодняшний день вирусную рекламу (примеры представлены ниже) используют практически все мировые бренды, компании и корпорации вне зависимости от сферы их деятельности. Пользователь не воспринимает ее как традиционную рекламу, а скорее как рекомендацию или совет от знакомого человека.
Главной задачей компаний в этом случае является создание такого уникального контента, чтобы человек захотел сам им поделиться со своими знакомыми. Поэтому главным в создании вирусного продвижения является не товар, услуга или бренд, а содержание контента. Чаще всего компании используют в качестве вирусного маркетинга аудио-, фото- и видеоматериалы, реже информативные тексты, новости или флешмобы. Важно вызвать у человека определенные эмоции и желательно положительные.
Разновидности вирусного маркетинга
Глядя на примеры вирусной рекламы в Интернете, вне зависимости от того механизма, который использован при ее создании, можно поделить ее на несколько видов.
Виды вирусного маркетинга:
- pass-along (передавать) – выглядит в виде информационного сообщения, но используется не часто (лучше воспринимаются смешные видеоролики, которыми обменивается большее количество пользователей);
- incentivised viral (побуждение) – за распространение информации о продукте, товаре или услуге предполагается определенная награда (затратный, но эффективный метод) – удачный пример вирусной рекламы такого типа продемонстрировала компания Unilever для продвижения мыла Dove (женщине, которая принесла купон на скидку, можно было указать адреса нескольких своих подруг, которым отправлялось мыло в качестве подарка бесплатно), что увеличило число продаж на 10 %;
- undercover (тайный) – эффективный, но сложный вид вирусного маркетинга, так как подразумевает «эффект расследования» (яркий пример продемонстрировал сайт life.ru, который за месяц до своего открытия побудил пользователей обсуждать и интересоваться им, разместив слоган на билбордах «здесь кипит жизнь»);
- buzz (слухи) – не слишком корректный метод, который используется для привлечения внимания любой ценой (примеры такого вирусного маркетинга показывают голливудские звезды, пытаясь повысить популярность или не потерять число поклонников).
Плюсы и минусы
Вирусная реклама обладает рядом преимуществ и недостатков, которые стоит оценить, перед тем как заниматься данным видом продвижения своих товаров, услуг или бренда.
Плюсы:
- значительная экономия денежных средств – информация передается от человека к человеку, тратиться на распространение материалов не нужно;
- формирование положительного отношения за счет эффекта ненавязчивости;
- неограниченный срок действия – у вирусного маркетинга нет срока действия, товар или реклама бренда может годами переходить «из рук в руки» посредством рекомендаций;
- эмоциональная составляющая – товар или продукт, которым делится пользователь, вызывает определенную эмоцию у пользователя (чаще всего положительную).
Несмотря на явные преимущества, существуют и минусы. Ни один профессионал не может дать 100 % гарантии того, что вирусная реклама будет удачной. Нельзя даже ориентировочно спрогнозировать результаты. Предугадать поведенческие настрои пользователей достаточно сложно.
К недостаткам можно отнести и стоимость вирусного маркетинга. Здесь недостаточно придумать хорошую идею, важно воплотить ее в жизнь. И лучше для этого воспользоваться услугами профессионалов, стоимость работы которых может оказаться высокой для компании.
Как запустить?
Вирусный маркетинг проводится поэтапно. Судя по примерам вирусной рекламы мировых компаний, перед запуском они проделали колоссальную работу.
Этапы создания вирусного продвижения продукта, услуга или компании:
- Анализ целевой аудитории.
- Разработка стратегии и подачи контента. Здесь важно детально проработать материал.
- Распространение информации. Важно привлечь не только новых пользователей, но и побудить клиентов компании на новую покупку или заказ услуги.
- Контроль и мониторинг. Возможны посредством обратной связи.
- Оценка. Маркетолог должен рассчитать и предоставить информацию заказчику о количестве просмотров, демографических данных аудитории, пике активности пользователей, а также количестве и качестве комментариев.
Важно понимать, что хорошую распространенность в Интернете имеют скандалы, шок, юмор и «мимишные» животные. Это те факторы, которые вызывают у людей определенные эмоции.
Примеры удачной вирусной рекламы
Невозможно понять такое явление как вирусный маркетинг без примеров. Лишь они наглядно демонстрируют то, что и как используют маркетологи для повышения узнаваемости бренда, а также продвижения его товаров на рынке.
Лучшие примеры вирусной рекламы:
- Halo Top (производитель мороженого).
В то время как большинство компаний позиционируют продукт как лакомство для всей семьи, бренд решил снять антиутопию. В ролике робот кормит женщину в возрасте мороженым, и звучат слова: «Тех, кто вам дорог больше нет, есть только мороженое». Это вызвало бурю эмоций у пользователей, а видеоролик молниеносно распространился по сети, так как заметно выделялся на фоне серой и однотипной массы. Продажи мороженого компании выросли в разы.
- Бренд Kentucky for Kentucky (разные товары).
Ранее компании производила и поставляла свои товары только на территории штата Кентукки (Америка), но однажды дала рекламное объявление в крупном журнале, допустив небольшую грамматическую ошибку. Несмотря на то, что ошибка было допущена сознательно, бренд обсуждался всей Америкой, что и помогло выйти компании за пределы одного штата и увеличить не только узнаваемость, но и количество покупателей.
- Gravity Blanket (одеяла).
Компания выпускает тяжелые одеяла, весом от семи до 11 кг. В своем рекламном ролике они не стали рассказывать об особенностях изделия, а углубились в научные факты и статистику. Они собрали высказывания и данные ученых, которые доказали, что утяжеленные одеяла позволяют избавиться от стресса и бессонницы. Бренд использовал это в своем ролике без сухих фактов и скучной статистики.
Примеры оригинального маркетинга
Иногда, судя по примерам крупных компаний, вирусная реклама может быть не совсем стандартной, что говорит, в первую очередь, о креативности создателя.
Для продвижения бренда «Русская водка» за рубежом пользователям соцсети предлагалось сыграть в русскую рулетку и, либо выиграть путешествие в РФ, либо закрыть свой аккаунт. Для начала человек должен быть пригласить троих друзей на сайт компании, а затем сыграть в «русскую рулетку» на электронном барабане. Конечно же, никто не обязан был закрыть свою страничку, но по условиям нужно было хотя бы оставить прощальную надпись в ленте, чтобы получить в подарок бутылку алкогольного напитка.
Компания не разглашает данные, насколько повысилась популярность и узнаваемость бренда иностранными потребителями посредством данного вирусного маркетинга. Известно лишь, что данная реклама является примером оригинальности решений.
Вывод
Для использования и получения хорошей отдачи от вирусного маркетинга нужно его тщательно спланировать и продумать все детали. От вирусного продвижения товаров можно получить большую прибыль, хотя до начала внедрения нельзя со 100 % гарантией сказать, будет ли реклама успешной.