Психологическая практика: определение понятия, виды, основные методы

Психологи на Западе обычно имеют одну из двух степеней (PsyD или PhD). Первая обучает психолога, как проводить научные исследования для карьеры в академических кругах. Тогда как PsyD готовит человека к клинической практике (например, тестированию, психотерапии). Программы PsyD и PhD могут подготовить студентов к карьере лицензированных психологов. А обучение по этим программам поможет выпускникам сдать государственные экзамены по лицензированию.

Но это не касается России, ведь у нас психологическая практика пока не лицензируется. Это значит, что практикующим психологом у нас может стать каждый, для этого не нужно ничего, кроме диплома выпускника психфака, который очень часто банально покупается.

Практическая

Что можно сказать о практической стороне такой науке, как психология? Прежде всего то, что разрыв между теорией и практикой в этой науке довольно высок. Иногда может показаться, будто люди, занимающиеся теорией психологии, и психологи-практики занимаются двумя совершенно разными науками.

Под психологической практикой обычно понимаются два основных направления деятельности:

  1. Непосредственная работа с клиентом/клиентами.
  2. Консультирование.

Как стать практическим психологом

Если на Западе для того, чтобы заниматься подобной практикой, требуется получение специальной лицензии, то у нас с этим все гораздо проще. Обычно для того, чтобы начать заниматься практикой, нужно сделать лишь несколько вещей:

  1. Получить представление хотя бы об одной психологической теории.
  2. Желательно обзавестись дипломом психолога.
  3. Освоить по крайней мере один вид терапии или один метод консультирования.
  4. При желании освоить простые психотехники, которые могут облегчить работу с клиентом.

При этом вам не нужно никакой лицензии, если вы живете в России. Достаточно лишь разбираться в психологической теории и практике.

Работа с клиентом

Практикующие психологи либо работают непосредственно с клиентами, прорабатывая их проблемы, комплексы и травмы, либо выступают в качестве консультантов, дающих советы. В этом и заключается любая психологическая практика.

Типы психологов-практиков

Существует 56 профессиональных классификациях, признанных всем миром, включая клинических, консультационных и образовательных специалистов в этой профессии. Такие специалисты работают с людьми в различных терапевтических контекстах. Хотя консультирование и психотерапия являются общими для психологов, эти прикладные области являются всего лишь двумя ветвями в более широкой сфере этой науки. Существуют и другие классификации, такие как промышленные, организационные и общинные психологи, многие из которых в основном применяют исследования, теории и методы для «реальных» проблем бизнеса, промышленности, общественных организаций, правительства и научных кругов.

В последнее время все больше практических психологов становятся консультантами, и консультирование превращается в самую актуальную практику.

Практика

Психология консультирования - это особая специальность, которая охватывает исследования и прикладную работу в нескольких широких областях:

  • процесс консультирования и результаты;
  • надзор и обучение;
  • развитие карьеры и консультирование;
  • профилактика и здоровье.

В этих областях всплывают подлинные проблемы психологической практики. Некоторые объединяющие темы психологов-консультантов включают в себя акцентирование на активные и сильные стороны, взаимодействие человека и окружающей среды, развитие образования и карьеры, краткое взаимодействие и сосредоточение внимания на здоровых личностях.

Этимология и история

Термин «консультирование» относится к развитию психологических практик в США. Он был придуман Роджерсом, которому, в силу отсутствия медицинской квалификации, было запрещено называть свою трудовую деятельность психотерапией. В США психологическое консультирование, как и многие современные специальности, началось во времена Второй мировой войны. Во время войны военные США испытывали сильную потребность в профессиональном обучении и подготовке. В 1940-х и 1950-х годах администрация ветеранов создала специальность «психологическое консультирования», и был сформирован раздел 17 (ныне известный как Общество психологии консультирования) Американской ассоциации психологов (АПА). Общество консультирования объединяет психологов, студентов и специалистов, которые занимаются вопросами образования и обучения, практики, научных исследований, разнообразия и общественного интереса в области практики психологической помощи. Это вызвало интерес к подготовке консультантов и созданию первых программ PhD по психологии консультирования в Америке.

Современность

В последние десятилетия психологическое консультирование как профессия расширилось и в настоящее время представлено ​​во многих странах мира. Книги, описывающие настоящее международное состояние области, включают Справочник по консультированию и психотерапии в международном контексте, Международный справочник по межкультурному консультированию и «Консультирование во всем мире: международный справочник». В совокупности эти тома отражают глобальную историю области, исследуют расходящиеся философские предположения, теории консультирования, процессы и тенденции в разных странах и анализируют различные образовательные программы для специалистов. Более того, традиционные и местные способы лечения и терапии, которые могут предшествовать современным методам консультирования на протяжении сотен лет, остаются значимыми во многих странах Запада и СНГ.

Эксперты в практике

Специалисты-практики психологического консультирования работают в самых разных условиях, в зависимости от предоставляемых ими услуг и обслуживаемых ими клиентов. Некоторые из них работают в колледжах и университетах в качестве учителей, супервайзеров, исследователей и поставщиков услуг. Другие трудятся в независимой практике, предоставляя консультации, психотерапию, оценку и консультационные услуги отдельным лицам, супружеским парам или семьям, группам и организациям. Дополнительные организации, в которых обучают консультантов, включают центры психического здоровья в общинах, медицинские центры для помощи ветеранам и другие объекты, агентства семейных услуг, организации по охране здоровья, агентства по реабилитации, деловые и промышленные организации и консультационные центры в фирмах.

Обучение практике

Объем обучения, необходимый для психологов, различается в зависимости от страны, в которой они практикуют. Как правило, психолог заканчивает степень бакалавра, а затем проходит пять-шесть лет дальнейшего обучения и/или обучения, что приводит к кандидатской диссертации. Хотя психологи и психиатры предлагают консультации, вторые должны обладать медицинской степенью и таким образом имеют право назначать лекарства, чего обычно не делают первые.

В 2017 году средняя зарплата консультантов-психологов в США составляла 88395 долларов США. В России эта средняя зарплата, к сожалению, значительно ниже - около 40-60 тыс. рублей.

Суть профессии

Психологи-консультанты заинтересованы в ответе на различные исследовательские вопросы о процессе консультирования и его результатах. Процесс относится к тому, как и почему оно вообще проходит и развивается. В результатах рассматривается вопрос о том, эффективна ли консультация, при каких условиях она эффективна и какие результаты считаются эффективными - например, снижение симптомов, изменение поведения или улучшение качества жизни. Темы, которые обычно изучаются в исследовании процесса, включают в себя психотерапевтические переменные, клиентские переменные, консультационные или терапевтические отношения, культурные переменные, измерение процесса и результатов, механизмы изменений и методы исследования итогов терапии. Классические подходы появились на ранних этапах в США в области гуманистической психологии Карла Роджерса. В Россию эта профессия пришла из США в начале 1990-х.

Навыки

Навыки специалиста включают характеристики консультанта или психотерапевта, а также терапевтическую технику, поведение, теоретическую ориентацию и обучение. Что касается психотерапевтического поведения, техники и теоретической ориентации, исследование приверженности к терапевтическим моделям показало, что приверженность конкретной модели терапии может быть полезной, вредной или нейтральной с точки зрения воздействия на результат.

Клиенты и возможные трудности

С точки зрения стиля привязанности клиенты с привычкой к избеганию обнаруживают, что воспринимают больший риск и меньше преимуществ для консультирования, и менее склонны искать профессиональную помощь, чем надежно прикрепленные клиенты. Те, кто испытывает тревожные стили привязанности, воспринимают больше преимуществ от консультирования, но также и риски от оного. Просвещение клиентов относительно ожиданий консультирования может улучшить их общую удовлетворенность, продолжительность лечения и результаты. Оно должно быть часть любого метода психологической практики.

Перенос и контрперенос

Отношения между консультантом и клиентом — это чувства и отношения, которые испытывают пациент и терапевт друг к другу, и способ выражения этих чувств и взглядов. Некоторые теоретики предположили, что отношения можно рассматривать в трех частях: перенос и контрперенос, рабочий союз и реальные или личные отношения. Актуальность этой теории обусловлена огромной ролью, которую фрейдизм сыграл в развитии психологических практик в психологии. Однако некоторые теоретики утверждают, что понятия переноса и контрпереноса устарели и неадекватны.

Передача

Что об этом может сказать наука психологической практики, восходящая к психоанализу Фрейда? Передача может быть описана как искаженное восприятие клиентом терапевта. Это может иметь большое влияние на терапевтические отношения. Например, специалист может иметь черту лица, которая напоминает клиенту его родителя. Поэтому, если у клиента есть серьезные отрицательные или положительные чувства к своему родителю, они могут спроецировать эти чувства на терапевта. Это может повлиять на терапевтические отношения несколькими способами.

Например, если клиент имеет очень сильную связь со своим родителем, он может видеть специалиста в качестве отца или матери и иметь прочную связь с ним. Это может быть проблематично, потому что, будучи терапевтом, неэтично иметь более чем профессиональные отношения с пациентом. С другой стороны, такая ситуация может стать положительной, потому что клиент может обратиться к терапевту по-настоящему, с доверием. Однако если пациент имеет очень негативные отношения со своим родителем, он может испытывать негативные чувства к терапевту. Это также может повлиять на терапевтические отношения. Например, у клиента могут возникнуть проблемы с доверием терапевту, потому что у него была привычка не доверять родителям (сомнения и подозрительность проецируются на специалиста). Стоит отметить, что эти особенности работы очень важны во всех методах психологической практики.

Гипотеза с защищенной базой

Другая теория о функции консультационных отношений известна как гипотеза с защищенной базой, которая связана с теорией привязанности. Она предполагает, что консультант выступает в качестве безопасной базы, с помощью которой клиенты могут исследовать самих себя.

Культурный аспект в практике

Культурный аспект очень важен в социально-психологической практике. Психологи-консультанты заинтересованы в том, как культура относится к процессу поиска и консультирования, а также к результатам. Стандартные исследования, изучающие характер консультирования по различным культурам и различным этническим группам, включают консультирование по культурам Павла Б. Педерсена, Юриса Г. Драгунса, Уолтера Дж. Лоннера и Джозефа Э. Тримбла. Модель расовой идентичности Джанет Э. Хелмс может быть полезна для понимания того, как отношения и процесс консультирования могут быть затронуты расовой идентичностью клиента и специалиста. Недавние исследования показывают, что пациенты, которые являются черными, рискуют испытать расовую микроагрессивность со стороны консультантов, которые являются белыми. Это играет особенно важную роль в педагогической-психологической практике.

Сексуальный и гендерный аспект

Эффективность работы с клиентами, которые являются лесбиянками, гомосексуалистами или бисексуалами, может быть связана с происхождением терапевта, гендерным аспектом, развитием сексуальной идентичности, сексуальной ориентацией и профессиональным опытом. Клиенты, у которых есть несколько угнетенных лиц, могут быть особенно подвержены риску возникновения бесполезных ситуаций с консультантами, поэтому терапевтам может понадобиться помощь в получении опыта для работы с клиентами, которые являются трансгендерами, лесбиянками, гомосексуалистами, бисексуалами и сторонниками прочих девиаций.

Этический аспект в практике психологического консультирования

Восприятие этического поведения варьируется в зависимости от географического положения, но этические мандаты одинаковы во всем мировом сообществе. Этические стандарты созданы для того, чтобы помочь практикующим, клиентам и обществу избежать любого возможного вреда или потенциального вреда. Стандартное этическое поведение сосредоточено на том, чтобы «не причинять вреда» и предотвратить его.

Консультанты не могут делиться какой-либо конфиденциальной информацией, полученной в процессе консультирования, без специального письменного согласия со стороны клиента или его законного опекуна, за исключением того, чтобы предотвратить явную, непосредственную опасность для клиента или других лиц или, когда это требуется, по решению суда.

Консультанты не только избегают панибратства со своими клиентами. Им следует избегать двойственных отношений и никогда не вступать с ними в сексуальные отношения. Эти запреты и постулаты характерны даже для современной психологической практики.

Консультанты должны избегать получения подарков, услуг или торговли во время терапии. Лучше не дарить подарки, так как некоторыми клиентами подобные предложения могут быть приняты неправильно.

Договор

Практический психолог может заключать специальный договор со своим клиентом. Важные соображения, которые будут обсуждаться, включают количество времени с момента прекращения службы консультирования, его продолжительность, характер и обстоятельства консультирования клиента, вероятность того, что клиент захочет возобновить посещение в будущем, обстоятельства прекращения отношений и возможные негативные последствия или результаты.

Таковы этические законы психологической практики.

Комментарии