Структура сознания
Структура сознания достаточно сложна – в связи с тем, что сам феномен сознания отличается неоднозначностью. Данное обстоятельство было впервые замечено Зигмундом Фрейдом. Мыслитель ввел сначала в оборот термин «предсознание» – для установления взаимной связи между бессознательными процессами, обусловленными психической деятельностью, и человеческим сознанием. Однако затем Фрейд отказался от этого понятия. В своей последующей работе он предложил новую структуру психики: бессознательное – сознание – сверхсознание.
Ее основание (по Фрейду) составляют бессознательные процессы, представляющие собой определенные импульсы энергии психики, конкретные стремления и желания людей. Структура сознания не включает все эти факторы. Они, в свою очередь, имеют интенцию, то есть стремятся быть немедленно удовлетворенными. Бессознательные процессы, находясь за пределами сознания, не имеют контактов с внешним миром. К таким процессам, как правило, относят чувственные переживания и внезапные импульсы знаний, которые вытесняет из себя структура сознания. Фрейд считал, что все эти явления зависят от выражения психической энергии сексуального влечения – либидо. Таким образом, мыслитель пришел к выводу, что бессознательное является причиной духовного рабства людей.
Психическая деятельность, как считал Фрейд, включает в себя и «Я» – ту часть, которую человек в состоянии регулировать и контролировать. Структура сознания позволяет конструировать разные программы поведения, предвидеть конечные результаты, отражать внешний мир.
В некотором роде «Я» является посредником между «Оно» (бессознательным) и внешним миром, между страстями и влечением с одной стороны и их удовлетворением с другой стороны. При этом механизмом реализации выступает не желание человека, а его нравственный долг.
Третьим компонентом психики Фрейд считал сверхсознание («Сверх-Я»). Это продукты, которые выработаны культурой для сознания. К ним в частности, относят социальные нормы, традиции, определенную систему запретов и правил. Все это человек усваивает, со всем этим он вынужден считаться при осуществлении своей деятельности. По мнению Фрейда, «Сверх-Я» в сознании проявляется в форме совести. То есть, этот компонент вызывает у человека чувство вины, стыда и т. д.
В итоге Фрейд пришел к выводу, что излишнее давление «Сверх-Я» (в качестве морального общественного цензора) способствует формированию неполноценной личности, деформирует ее, уводя человека в иллюзорный мир. То давление, которое оказывает «Сверх-Я» со стороны, в некоторой степени провоцирует усиление мощи бессознательного. При этом бессознательное начинает выходить за рамки сознательного влияния на него со стороны «Я». В связи с этим, считал Фрейд, следует искать оптимальную форму, в которой будут сочетаться «Оно» и «Сверх-Я».
Какова структура сознания, предложенная другими авторами?
Ряд исследователей выделяет четыре аспекта.
Первый связан с деятельностью человека, на основании которой возникают первичные знания об окружающем мире. При этом используются такие формы познания, как представление, восприятие, ощущение.
Второй аспект связан с рациональным мышлением. Основным направлением при этом является постижение сущности материальной действительности. Для этого используются умозаключения, понятия, суждения.
Третьим аспектом считается сфера субъективно-психологических, личностных переживаний. Эмоциональная составляющая при этом не имеет непосредственных связей с окружающим миром.
Четвертым аспектом считается ценностно-мотивационный элемент. Под ним понимают высшие мотивы, духовные идеалы человека, его способность творчески осмысливать действительность в виде интуиции, воображения, фантазии.
Гносеологическая система сознания предусматривает, что воззрения субъектов являются знаниями, отражающими в той или другой степени разные стороны деятельности человека, в том числе, связанной с властью. В этом случае рассматриваются различные вопросы. Структура политического сознания включает в себя такие элементы, как идеология и психология власти. При этом каждый компонент имеет свое, особое значение.