Экологическая тропа - это... Определение, особенности и варианты

Экологическое воспитание занимает особое место в формировании личности ребенка. Одним из методов знакомства детей с природой является создание природной экологической тропы. Данный метод появился недавно, используется для пропаганды охраны природы. Организовать тропу можно в дошкольном учреждении, в школе, на природе.

Понятие

Экологическая тропа - это маршрут, который проходит через экологические системы, архитектурные памятники, природные объекты, в процессе прохождения участники получают дополнительные знания от экскурсовода. Для детей подобные экскурсии играют важную роль при формировании мировоззрения.

Основной функцией экологических маршрутов является воспитание культуры людей на природе. Правильно подобранная тропа расширяет кругозор и прививает интерес к окружающему миру. Забота о природе прививает любовь к Родине, повышает ответственность за чистоту и сохранение мира.

Экологическая тропа - это возможность познакомиться с окружающим биоценозом, многообразием растительного и животного мира. Благодаря полученным знаниям увеличивается опыт взаимодействия ребенка с окружающей природой. На маршруте можно провести образовательную работу с детьми, сотрудниками и родителями. Дети своими глазами увидят воздействие человека на природу.

Особенности

Экологическая тропа - это метод воспитания экологической культуры детей дошкольного и школьного возраста. Она имеет ряд отличий от природных троп. Это касается правил организации экологического маршрута, протяженности, наличия объектов и методов работы с посетителями.

Для детей дошкольного возраста тропа позволяет расширить знания, полученные на теоретических занятиях. Обучение и воспитание подрастающего поколения сливаются воедино. Создаются условия для объединения чувств и знаний о природе. Экологическая тропа в саду связывает обучение с реальной жизнью, прививает уважение к труду. Дети учатся делать выводы о последствиях, которые приносит человеческая деятельность.

Особенностью экологической тропы является выполнение некоторых функций:

  • оздоровительная;
  • познавательная;
  • ознакомительная;
  • развивающая.

Для выполнения образовательной функции необходимо давать информацию дозированно, позволять детям самостоятельно делать выводы на основе собственных наблюдений. Заинтересовать, побудить к дальнейшему изучению биологии и экологии.

Воспитательная функция реализуется благодаря знаниям и культуре поведения, которую формирует экскурсовод. Необходимо разъяснить правила поведения в лесу, парке и других местах.

Чтобы экскурсия была интересной, необходимо проводить занятия на экологической тропе в игровой форме. Активный отдых на природе реализует развивающую и оздоровительную функцию.

При разработке тропы в учебных заведениях необходимо учитывать особенности:

  • изменения природы в зависимости от времени года;
  • экскурсии меняются от возраста учащихся;
  • прохождение тропы должно предполагать самостоятельное исследование, которое может быть реализовано в зависимости от возраста.

Виды

Лето - лучшее время года для знакомства детей с природой. Знакомство с объектами произойдет в полном объеме, но нельзя исключать другие периоды года. Учебные тропы классифицируются по длине, по продолжительности, по типу маршрута, по сложности. При создании в учебных учреждениях различают следующие виды экологических троп:

  • прогулочно-познавательные;
  • познавательно-туристические;
  • учебные.

Прогулочно-познавательные формируются чаще всего на базе лесопарков. Протяженность составляет 4-8 км. За 3-4 часа прогулочным шагом под руководством экскурсовода проходится весь маршрут. Передвижение организуется группами с остановками у интересных мест, памятников культуры или природы. Такие маршруты позволяют изучить взаимодействие человека и окружающей среды. Обсуждаются мероприятия по предотвращению антропогенного воздействия на природу. Рассказывается о правилах поведения на маршруте и на природе. Затрагивается тема важности сохранения деревьев, животных. Подобные прогулки актуальны в летнее и зимнее время.

Прогулочно-туристические тропы имеют большую протяженность. Прогулка может занять целый день с привалами. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста экскурсия покажется утомительной. Используется для работы со взрослыми и старшими школьниками.

Учебные тропы прокладываются в городе, на школьном участке или на территории детского сада. Время проведения экскурсии составляет от 20 минут до 3 часов, в зависимости от возраста детей.

На зимних экскурсиях используют лыжные тропы. В этом случае необходимо учесть, что скорость передвижения будет выше, чем пешком. Познавательная часть экскурсии становится меньше, чтобы туристы не замерзли на остановках.

Тропы проходят под руководством экскурсовода. В школе экскурсоводами выступают учащиеся старших классов или учитель. При наличии указателей и познавательных табличек можно пройти дистанцию самостоятельно.

Организация работы

Экологическую тропу можно организовать на территории учреждения или за ее пределами. При выборе места следует учитывать, что для поддержания функционала потребуются материальные вложения. Для небольшой учебной дорожки необходимо посадить дополнительные растения. Деревья на экологической тропе должны быть разнообразные. Природными объектами для изучения могут выступать лужайка, аллея, деревья с кормушками для птиц, гнездами.

Между объектами выкладывается дорожка, место отмечается на плане. Прокладывается схема экологической тропы, которая потребуется в дальнейшем для изучения посетителями.

По возможности, вдоль тропы следует посадить новые виды растений, чтобы можно было сравнивать. Таким образом ребенок видит отличия между елью и сосной, березой и тополем. Интересно увидеть растение, которое не произрастает в данной местности. При выборе следует учитывать климатические особенности нового вида.

Пни от старых деревьев, мох, молодые ветки - это представляет особый интерес для детей и позволяет увидеть многообразие окружающего мира.

На одной из остановок можно познакомить ребят с лекарственными растениями. Если помимо растений дети увидят представителей животного мира, то тропа станет увлекательнее. Для этого подойдет муравейник, который необходимо оградить. Кормушки для птиц привлекут пернатых на площадку.

Летом можно изучить насекомых, которые летают на цветках. При этом следует проявлять осторожность. Под камнями могут расположиться жуки или другие насекомые. Самодельный скворечник привлечет птиц. Если удастся обнаружить следы мелких грызунов, то их можно пометит на карте и рассказывать об этом на экскурсии.

Методические приемы на тропинке

Экологическая тропа - это возможность применить различные методы воспитательной работы. Путешествуя по природной дорожке, организатор выбирает вид деятельности в зависимости от возраста участников:

  • занятия;
  • экскурсии;
  • акции;
  • игры.

Особый интерес у детей дошкольного и младшего школьного возраста вызывают игры. На тропинке уместно использовать словесные игры, которые не требуют специально подготовки и не зависят от погоды и времени года. Одной из разновидностей является игра "закончи предложение" или "загадки".

Применение дидактического материала, который расположен на тропе, позволяет детям получить практические знания. Детям предлагается найти растение по семенам или определить дерево по листьям.

Для знакомства с животным миром выбираются игры, дающие представление о повадках и жизни животных. Развивается образное мышление. Если площадь позволяет, то можно организовать подвижные игры-догонялки.

Перед игрой следует провести сравнение с окружающим миром, а игру использовать для закрепления материала. Обратить внимание, что птицы боятся кошек и быстро улетают. Игра должна проходить по таким же правилам.

Организация экологической тропы в ДОУ

Организация экологических маршрутов в дошкольных учреждениях имеет ряд особенностей, которые зависят от возраста детей. Малышам достаточно 2 остановок с изучением животного мира, а подготовительной группе интересно изучать растения.

Экологическая тропинка позволяет проводить занятия по экологии в игровой занимательно форме. Ознакомление происходит на свежем воздухе, может совмещаться с прогулкой. Формирование троп происходит в зависимости от возраста детей. Одни и те же места следует посещать в разное время года, обратить внимание на изменения, произошедшие с объектами.

Методы работы с детьми следует выбирать, исходя из возрастных особенностей. Экологическая тропа в средней группе нацелена на знакомство ребят с окружающей природой. В качестве экскурсоводов можно привлечь более старших ребят. Помощь в наблюдении и дидактических играх оказывает взрослый. Можно использовать картины известных художников для выявления закономерностей в природе. Стихи и художественная литература оказывают положительное влияние на опыт детей. Летом дети средней группы получают представление о том, как растут культурные растения. Можно вместе посадить горох, фасоль, морковь. Задача воспитателя - показать взаимосвязь человека и природы.

Экологическая тропа в старшей группе включается в другие занятия, проводимые в детском саду. Экскурсии занимают больше времени, воспитанники получают знания о трудовой и природоохранной деятельности человека. В этом возрасте дети способны новую информацию выразить на занятиях рисованием.

Важным качеством экологической тропы в детском саду является экологическое образование дошкольников. Ребенок получает информацию через все органы чувств, что оставит в памяти яркие воспоминания.

Особенности экологической тропы в школе

Изначально экологические тропы создавались для ознакомления школьников и студентов с природой родного края. Но такой метод работы оказывает положительное влияние на младших школьников.

Проще всего создать небольшую экологическую тропу на пришкольной территории, в этом случае ее называют тропинкой. Особенностью экологической тропы в школе является возможность совместно с учениками обустроить маршрут. Школьникам интересно поучаствовать в создании альпийской горки, на которую можно высадить множество растений. В этом случае подростки знакомятся с трудом. Учатся ухаживать за растениями, наблюдать.

Наблюдение - важный элемент в развитии устной и письменной речи учащегося. Это хорошая особенность человека. Видеть окружающий мир и уметь слушать позволит повысить эрудированность школьника. Для достижения этого на экологической тропе используется метод "вопрос-подумай-ответ". Учитель не рассказывает о том, что произойдет. Ребенок должен, рассуждая, дойти до ответа. Педагог помогает сделать выводы на основе проведенных наблюдений.

Дарвиновский музей

Экологическая тропа Дарвиновского музея (Москва) начала формироваться в 2007 году. Экзотические растения соседствуют с растениями средней полосы России. Можно познакомиться с 26 видами деревьев, 42 кустарниками и большим количеством трав.

Растения благополучно прижились в условиях мегаполиса. Тропа составлена таким образом, что можно подойти к любому растению и рассмотреть его близко.

Описание экологической тропы можно прочитать на интерактивной доске при входе в музей. Прохождение допускается самостоятельно или с экскурсоводом, который расскажет о флоре и фауне, представленной в музее.

Интересной особенностью тропы является наличие информационных аншлагов обо всех растениях и птицах, обитающих в музее. Аншлаги интерактивные, которые можно вращать и собирать.

Основы создания тропы

Создавая тропинку в учреждениях, необходимо соблюдать правила, чтобы сохранить окружающую среду и сделать посещение удобным. Рекомендуется продумать маршрут экологической тропы.

Необходимо убедиться в прочности дорожек, при необходимости укрепить их. Выбрать тропу с изменениями по высоте. При формировании учебных тропинок уделить внимание созданию метеостанций, огородов, клумб.

Разработать архитектурные формы, указатели, стенды. Разместить правила поведения, план экологической тропы, лозунги и призывы. Расположить информацию об объектах и явлениях природы, а также знаки и указатели, позволяющие пройти путь самостоятельно.

Правила посещения

На экологической тропе посетители должны соблюдать правила:

  • запрещается срывать любые виды растений;
  • нельзя выносить любые предметы, которые являются частью тропы;
  • можно фотографироваться;
  • не шуметь, слушать экскурсовода;
  • не разжигать костры;
  • не пугать животных;
  • не курить;
  • не сходить с тропы;
  • не брать с собой домашних животных;
  • в лесных массивах вблизи троп не использовать пилы и топоры;
  • не оставлять после себя мусор.

Экологические тропы способствуют повышению уровня образования. Игра и обучение становятся едины. Такой способ обучения позволяет прочувствовать единение с природой, сделать выводы, сформировать положительные качества и активную гражданскую позицию.

Комментарии