Предмет педагогики

Под термином "предмет" той или другой науки понимают некоторую часть духовной, идеальной реальности, которая представляет собой связанный логически, основанный на разуме комплекс размышлений ученого о том или другом объекте, принадлежащем действительности. При этом размышления не способны полностью охватить всей сложности изучаемой области, носят всегда объект-субъектный характер, отражая не только сущность самого объекта, но личную позицию самого ученого и поэтому соответствуют объекту всегда в той или другой степени.

Предмет социальной педагогики – социально-педагогическое явление. Оно определяет принципы, методы, формы изучения практической деятельности, необходимые условия для ее реализации.

Социальная педагогика являет собой теорию и практику социального формирования и последующего совершенствования личности и общественных групп на протяжении процесса социализации. С теоретической стороны отрасль являет собой систему понятий, законов, утверждений и закономерностей, которые раскрывают процесс общественного становления личности, процедуру управления группой в соответствии с воздействием на нее внешних факторов. Предмет педагогики дает возможность понимать природу формирования личности и процедуры управления группой, существующие проблемы общественных отклонений. При этом в рамках дисциплины разрабатываются способы предупреждения и преодоления этих отклонений.

В процессе усложнения образовательной деятельности, увеличения многообразия форм возникла необходимость в проведении специального анализа педагогических отношений. Таким образом, уже в древности сформировалась специальная отрасль знания. Сначала она являла собой некоторую составную часть других научных дисциплин (философии, истории, например). Впоследствии же стала представлять собой самостоятельную науку.

В психологии принято рассматривать деятельность в качестве многоуровневой системы, компонентами в которой являются мотивы, цель, результат, действия. Структура педагогики рассматривается как комплекс элементов, являющихся относительно самостоятельными функциональными видами деятельности педагога. Так, были выделены в образовательной деятельности такие компоненты, как: коммуникативный, организаторский и конструктивный.

Предмет педагогики сегодня определяется в форме совокупности размышлений об образовательной реальности и способах ее усовершенствования.

Таким образом, дисциплина в целом направлена на раскрытие сущности и закономерности обучающих процессов при развитии личности. Предмет педагогики включает в себя и практические приемы повышения результативности этих явлений.

Образовательная наука состоит в тесной связи с практикой. Это во многом связано с характером, которым наделен предмет педагогики. Задача науки состоит не только в описании и объяснении, но и в исполнении нормативно-конструктивной функции. Другими словами, дисциплина ставит вопрос по улучшению действующей педагогической практики.

Сегодня размышления образовательной дисциплины имеют направление, главным образом, на решение некоторых трудных, "вечных" проблем.

В первую очередь это задача по формированию целей педагогической деятельности. Следует при этом отметить, что целеполагание считается важнейшим вопросом в любой деятельности. Педагогика не может быть эффективной без четкого понимания целей воспитания и образования людей.

Еще одной немаловажной проблемой является вопрос исследования природы человека, его возможностей. Трудность решения этой задачи состоит, главным образом, в том, что человеческая природа не только отличается устойчивостью, но и обладает динамикой и способна изменяться в процессе изменения окружающего мира, социальной и природной среды.

Комментарии