Операционная прибыль
Довольно часто при анализе эффективности работы любого предприятия используется такой показатель, как «операционная прибыль». В этой статье рассмотрим более подробно этот показатель, а также порядок его расчета. Операционная прибыль - это важный экономический индикатор, равный объему заработанной предприятием прибыли до уплаты налогов и возможных процентов по кредитам. Операционная прибыль рассчитывается на основе тех данных, которые отражены в финансовой отчетности фирмы, и служит индикатором инвестиционной привлекательности любой компании, поскольку она позволяет сделать оценку прибыльности основной деятельности фирмы, то есть прибыли от изготовления продукции (выполнения каких-либо работ либо оказания услуг). Формула для расчета данного показателя может быть представлена в таком виде:
ОП = ЧП + РНП – ВНП + ЧР – ЧД + УП – ПП, где
ОП – размер операционной прибыли;
ЧП – величина чистой прибыли;
РНП – различные расходы, связанные с уплатой налога на прибыль;
ВНП – возмещенный налог на прибыль;
ЧР – чрезвычайные расходы;
ЧД – чрезвычайные доходы;
УП – уплаченные проценты;
ПН – полученные проценты.
Размер прибыли или убытков от операционной деятельности рассчитывается в несколько этапов.
На первом этапе рассчитывается чистая операционная прибыль от продажи товаров посредством корректировки доходов от продажи на размер непрямых налогов и прочих отчислений с прибыли.
На втором этапе из полученного ранее результата вычитают себестоимость реализованных товаров. В итоге получают валовую прибыль или убытки от продажи товаров.
На третьем этапе валовую прибыль корректируют (увеличивают или уменьшают) на величину прочей операционной прибыли либо убытков, которые получают от реализации прочих оборотных активов (за исключением финансовых инвестиций), курсовой разницы, аренды активов, получения пени, штрафов и т.п.
На четвертом этапе рассчитывается операционная прибыль (или убыток) как разница между полученным на третьем этапе результатом и суммой административных издержек и расходов на сбыт.
Формирование дохода от основной деятельности зависит от влияния различных внешних и внутренних факторов. Внешние факторы никак не зависят от работы фирмы, но, тем не менее, оказывают существенное влияние на величину дохода, и поэтому их всегда нужно учитывать. К ним относятся:
- текущая конъюнктура;
- уровень цен на используемые предприятием сырье и материалы;
- нормы амортизации;
- природные условия;
- регулирование государством тарифов, цен, процентных ставок, штрафных санкций, налогов и сборов и др;
- политическая ситуация в стране и т.д.
А вот на внутренние факторы фирма может и должна оказывать влияние, если желает увеличить свой доход. Важнейшими из них являются:
- уровень хозяйствования;
- степень компетентности менеджеров и руководства;
- конкурентоспособность изделий;
- организация производства, труда и т.д;
- эффективность составления и анализа производственных и финансовых планов;
- производительность труда.
Внутренние факторы бывают производственными, которые непосредственно касаются изготовления товаров, и внепроизводственными, связанными со снабжением, сбытом, социальными условиями быта и труда, охраной природной среды и т.д.
Производственные факторы, в свою очередь, подразделяются на экстенсивные (количественные) и интенсивные (качественные). Необходимо задействовать оба эти вида, но упор лучше делать на интенсивных факторах, поскольку они имеют намного меньшие ограничения и приносят больший и длительный эффект в долгосрочном плане.
Основными способами, позволяющими увеличить операционную прибыль, являются наращивание объемов производства, уменьшение себестоимости товаров, разумная ассортиментная политика, повышение качества изделий.