Принципы развития: теория психологии, основные методы
Для психологии как науки характерен целый ряд различных понятий. Одним из них является «принцип». Наряду с другими понятиями, принципы определяют направления, в рамках которых осуществляются психологические изыскания или же проводятся какие-либо иные действия.
Что такое «принцип» в психологии?
Согласно общему определению, принцип - это то, что является первоосновой. Иными словами, это какое-либо утверждение или же процесс, действие, являющиеся первичными для дальнейшего развития теорий, норм, традиций, законов или же методик.
Понятие принципа в психологии мало чем отличается от общего определения. В данной науке это понятия, являющиеся основополагающими и объединяющие направления в развитии применяемых методов, исследований, изучения каких-либо процессов. Помимо этого, принципы в психологии – это то, что обуславливает выбор методологических требований к проводимой специалистами работе.
Иными словами, принципы в рассматриваемой науке - это ее исходные, основополагающие положения. Благодаря им становится возможным понимание сути изучаемых или же наблюдаемых процессов и их первопричин, истоков. Принципы помогают понять, как зарождается, формируется и развивается тот или иной процесс в человеческой психике. Также принципы способствуют выделению систем явлений или же процессов, имеющих однотипные характерные признаки, формы, как наблюдаемые со стороны, так и спрятанные внутри мозга. Понятие принципа способствует анализу проявлений каких-либо психических процессов, прогнозу их вероятного развития и, конечно же, подходам и методикам к вмешательству в них и их изменению.
Много ли в психологии принципов?
Принципы развития далеко не единственные в перечне основных психологических положений этого типа. В науке выделяются два крупных типа принципов – базовые и основные.
Первые – те, которые отличаются фундаментальностью в отношении всех наблюдаемых специалистами процессов и закономерностей. Эти принципы характеризуются достаточно широким охватом явлений и отличаются обобщенностью. Вторые же имеют более узкий профиль и рассматривают наблюдаемые психологами явления или их признаки детальнее.
Однако базовые принципы являются неотъемлемой частью основных. То есть все системы принципов взаимосвязаны между собой. Кроме них, в науке задействуется множество других, не относящихся исключительно к ней принципов, таких как:
- общественные;
- философские;
- суб- и объективные;
- логические;
- исторические и прочие.
Разумеется, частью задействованных в этой науке понятий являются и принципы развития системы ценностей, традиций, культуры и другие аналогичные.
О базовых психологических принципах
К базовым, то есть фундаментальным психологическим принципам относят следующие понятия:
- единства;
- детермизма;
- развития;
- системности.
Каждый из них взаимосвязан с другим и объединяет в себе множество процессов, происходящих в человеческой психике.
Об основных психологических принципах
Принципы развития относятся как к базовым, фундаментальным понятиям, так и к основным. Помимо них, в основные или же общие психологические понятия входят следующие принципы:
- отражения;
- активности;
- взаимосвязей или единства;
- целостности;
- относительности или самостоятельности;
- подхода – личностного или же группового.
Разумеется, все базовые понятия также являются основными. Каждый из принципов связан с другим, но может рассматриваться и в отдельности. Однако на практике редко задействуются методики, относящиеся только к одному из вышеперечисленных понятий. Как правило, специалистам приходится рассматривать их совокупность, в которой преобладает один из принципов.
Суть и задача
Принципы развития в психологии нацелены на раскрытие истоков, первопричин, происходящих в человеческой психике процессов. Благодаря им процессы мышления, сознания, восприятия рассматриваются в качестве динамического феномена. То есть – как постоянно развивающиеся, находящиеся в движении, не прекращающиеся и не прерывающиеся.
Принципы развития рассматривают человеческую психическую деятельность во взаимосвязи с социальной и исторической средой. Иными словами, процессы восприятия, сознания и мышления рассматриваются в качестве результата взаимодействия личности с окружающей средой – социальной, культурной, экономической, природной. Разумеется, принимаются во внимание и такие аспекты, как воспитание, образование, профессиональная деятельность.
Кто сформулировал эти принципы?
Основные принципы развития, которые присутствуют в психических процессах, изучались многими учеными в разных странах. Но основополагающие моменты, нюансы этой области психологии были обозначены советским ученым и педагогом Александром Николаевичем Леонтьевым.
Родился этот человек еще в дореволюционной России, а завершил свой жизненный путь в конце прошлого столетия, в 1979 году. Ученый получил всемирное признание и известен как основоположник психологической теории деятельности, в которой немаловажное место занимают принципы развития системы человеческих ценностей, особенностей мышления и восприятия, влияния на них воспитания, образования, культурной и социальной среды.
Работы Леонтьева по сей день являются главными методическими материалами при изучении предмета психологии. Труды ученого были весьма востребованы и при его жизни. Леонтьев стал первым деканом на факультете психологических наук в Московском государственном университете. Имел множество российских и зарубежных наград за вклад в развитие науки.
Что входит в это понятие?
Безусловно, принципы развития психики отдельных личностей, как и групп людей или же человечества в целом, включают в себя большое количество направлений. О чем речь?
Это в первую очередь формы и принципы развития психики во взаимосвязи с конкретными условиями, окружающими личность или же группу людей.
Иными словами, это те законы, по которым развивается и осуществляется психическая деятельность в процессе роста человека, его взросления и обучения, получения им жизненных навыков. Это и принципы, по которым осуществляются процессы мышления и восприятия в рамках коллективов, организаций. Конечно же, в данное понятие входят и практические приемы, методы, с помощью которых оказывается влияние на происходящие процессы.
На чем строится теория психологии? Об основных методах
Разумеется, ни один из принципов развития психики, выражающийся в деятельности отдельного человека или же коллектива, общества в целом, не может быть изучен без определения основных методик.
Психологами, последователями Леонтьева, выделяется три главных метода, задействуемых в анализе и синтезировании течения развития процессов мышления, восприятия и сознания. Ими же регулируются изнутри психические процессы и их проявления от момента образования до завершения формирования. То есть эти три метода являются одновременно как побудительными первопричинами, так и тем, что оказывает влияние на проявление отдельных качеств личности в определенных обстоятельствах.
Кратко их суть можно выразить в следующих понятиях:
- потребности;
- способности;
- направления.
Каждый из основных методов задействуется как в теоретической психологии, так и в решении каких-либо задач на практике. Например, через них рассматривается взаимодействие человека с конкретным объектом или предметом.
Что представляют собой методы теоретического познания?
Понимание потребности – первый метод, необходимый для познания и прогнозирования принципов развития психических проявлений как для отдельных личностей, так и для коллективов. Что это значит? К примеру, все принципы социального развития основаны именно на потребностях.
Метод познания потребностей изучает то, что человек желает, то есть его суть можно выразить кратко фразой «я хочу». Разумеется, желания и потребности в их удовлетворении свойственны не только отдельным индивидуумам, но и группам людей или же иным видам их объединений. Потребности диктуют цели и многое другое.
Способности – это уже нечто иное. Методы их изучения посвящены тому, что личность или же несколько человек могут предложить или осуществить. Понятие способности не ограничивается только тем, в чем может быть выражена психическая активность. Методики изучения психологии, рассматривающие процессы мышления и восприятия через призму способностей, включают в себя и их непосредственный анализ. То есть фраза «я могу» одинаково применима как к проявлениям психической активности, очевидным внешне, так и к глубинным мыслительным процессам.
Методики, изучающие развитие психологических процессов и особенностей через понимание их направления, рассматривают зависимость от того, чем человек занят. То есть как цели деятельности мысленной, так и достижение каких-либо иных результатов. Лучшим примером сферы, в которой задействуются именно такие методики, является обучение детей. Психологическое развитие при этом напрямую подчинено определенному направлению – обретению знаний. С ним же связаны и прочие аспекты психической активности и ее развития.
С чем связаны принципы детского психологического развития?
Рассказывая о развитии психологических процессов, невозможно не выделить моменты формирования мышления и восприятия личности, то есть рост, обучение и взросление детей. Рассматриваются принципы развития, образования и становления личности не только по трем основным методам, определенным А. Н. Леонтьевым.
Важными аспектами для полного понимания того, как развивается психическая активность, ее прогнозирования и коррекции являются:
- коммуникация;
- социальная перцепция;
- интеракция и прочие аналогичные аспекты.
Иными словами, принципы развития детей основаны не столько на потребностях, способностях и направлении психической активности, сколько на взаимодействии между собой, с взрослыми людьми и окружающим миром.
Особое внимание роли общения в развитии и формировании психики людей от младенчества и до преклонных лет уделял в своих работах выдающийся советский ученый А. В. Петровский.
Что такое «принципы обучения»?
Выражение «принципы обучения», вероятно, слышали все, кому хотя бы раз довелось присутствовать на родительском собрании в школе. Однако что это такое и имеет ли отношение к психологическим понятиям, известно далеко не всем.
Принципы обучения – не что иное, как общие направления и идеи, лежащие в основе образовательного процесса. Развитие принципов обучения невозможно без связи с другими психологическими процессами, участвующими в формировании личности человека.
Разумеется, в процессах обучения задействуются и конкретные психологические методы:
- наглядности;
- активности;
- доступности;
- последовательности;
- объективности и прочие.
Они же являются и главными педагогическими приемами, позволяющими развивать навыки мышления у детей. Главным для любого процесса обучения является принцип развития личности, а не ее подавление или же замыкание в определенные рамки.
Чем отличается развитие организаций?
Под развитием организаций зачастую понимаются только какие-либо административные или же производственные моменты. Между тем существуют и психологические принципы развития организации, коллектива или же иного объединения людей.
Психология, как и социология, рассматривает объединения людей в качестве организационно-экономических систем, которые развиваются по определенным канонам, включающим в себя внутренние и внешние влияющие факторы, закономерности. Вопросами, касающимися формирования и развития организаций, занимается отдельная наука – системогенетика, сочетающаяся в себе как психологические, так и социологические факторы.
Основное отличие принципов развития организаций от личностного прогресса в том, что они неизбежно преодолевают в своем существовании определенные этапы. Личность же способна развиваться индивидуально, без следования каким-либо постоянным закономерностям.