Ответственное родительство: определение, особенности и принципы

В чем разница между ответственными и безответственными родителями? Варианты ответов на этот вопрос могут быть самыми разными. Для одних ответственность не выходит за рамки «накормлен, обут и сыт». Для других просто немыслимо не водить свое чадо практически во все самые полезные кружки, которые находятся в городе. Именно поэтому существует немало споров о том, что такое ответственное родительство и какие подходы к воспитанию своего чада должны применять взрослые.

Ответ находится, как всегда, где-то посередине. Каждый ребенок является отдельной личностью, и его путь заключается в постепенном отдалении от мамы и папы. А основной задачей взрослых является обучение детей жить самостоятельно.

Кто такой ответственный родитель?

Существует множество определений и характеристик, указывающих на то, какие они, хорошие отцы и матери. В частности они должны быть ответственными. Знают об этом, разумеется, все. Однако понимание того, что же такое ответственное родительство, у большинства людей существует довольно размытое.

Каждый, кто воспитывает свое чадо, выстраивает собственную линию поведения. Основывается она, как правило, на личном опыте, а также на воспоминаниях о собственном детстве. Однако существуют и общие рекомендации психологов, предназначенные для пап и мам, которые стремятся к формированию ответственного родительства.

Что же означает данное понятие? Под ответственным родительством понимают высокую степень доверия, которую взрослые проявляют в отношениях с ребенком, и сбалансированность различных сторон воспитания. Это и их желание, а также способность поддерживать своего сына или дочь материально, что не должно наносить ущерба образованности подрастающего человека и формированию личностных качеств.

Стоит также понимать, что ответственное родительство не является тем или иным состоянием. Оно представляет собой процесс, а вернее совокупность процессов, которые протекают в разных направлениях.

Стоит понимать, что родитель ответственный – это вовсе не тот, кого можно назвать добрым. Последнее понятие характеризуют лишь эмоциональную сторону отношений с ребенком. Так, добрый родитель всегда расположен к своему сыну или дочери, в связи с чем может предоставлять ему большую самостоятельность. Но в некоторых случаях это расценивается как забвение многих, причем особенно важных сторон жизни ребенка.

Также невозможно провести параллели между ответственными и заботливыми родителями. Ведь если к ребенку проявляется повышенное внимание, при котором главное, чтобы он был здоров и не являлся «хуже других», мамы и папы зачастую недостаточно занимаются развитием духовной жизни своего чада и его характера.

Основные качества ответственных родителей

В ежедневном воспитании детей папы и мамы должны использовать следующие ключевые компоненты:

  1. Коммуникативный. Родителям необходимо регулярно общаться со своим чадом, находясь в курсе его предпочтений и интересов. Ответственные папы и мамы всегда готовы делить с ребенком его увлечения, влияя на них и корректируя при необходимости в разумных пределах.
  2. Эмоциональный. При контакте с ребенком родители должны сопереживать ему. Выслушивая важные для сына или дочери темы, мамам и папам необходимо выступать в роли помощников или советчиков. При эмоциональном взаимодействии должна наступить ответная реакция ребенка. Он непременно откроется родителю, поведав о своих переживаниях и обсудив с ним имеющиеся проблемы.
  3. Нормативный. Это элемент социально-ответственного родительства. Для чего он нужен? Для полноценной социализации растущего человека с одновременным усвоением им правил и норм, принятых в обществе. В данном направлении родитель должен стать для ребенка экспертом, ведь взрослый человек обладает необходимым опытом взаимодействия с различными социальными институтами, которого нет у его сына или дочери. Папы и мамы в этом случае должны стать примером для подражания.
  4. Охранительный. Одна из важнейших задач любого родителя состоит в сохранении и дальнейшем укреплении здоровья ребенка и его жизни. Это ответственная задача, учитывая тот момент, что забота о детях в стране, в частности, здравоохранение все в большей степени становятся платными.
  5. Экономический. Для родителей, принадлежащих к бедным и околобедным слоям, материальное обеспечение детей нередко становится проблемой, заслоняющей собой все остальные, ведь ребенок должен быть достойно одет и располагать карманными деньгами. В некоторых случаях мамы и папы стремятся оплатить обучение, которое в нашей стране все чаще организуется на платной основе.
  6. Духовный. В существующих условиях постоянной смены в обществе ценностных ориентиров важно привить ребенку умение осваивать базовые жизненные ценности, которые приоритетны для любого социума. Сюда входят семья и здоровье, жизнь и культура народа. Порой передача базовых ценностей становится самой сложной проблемой. Ведь на ребенка, даже еще находящегося в семье, оказывают влияние мощные информационно-ценностные потоки, которые далеко не всегда согласуются с наставлениями родителей. Сюда можно отнести воздействие телевизионной рекламы, Интернета, групп сверстников и прочих агентов социализации. Исходя из мирового опыта становится понятным, что воспроизводство всех базовых ценностей в любой стране можно сделать процессом управляемым. Однако произойдет это только в том случае, когда само общество будет заинтересовано в сохранении духовного наследия своего народа.

Достижение зрелости

Психологи подразумевают под ответственным родительством понятие, обладающее двумя измерениями. Первое из них предполагает достижение человеком зрелости, в том числе гражданской, духовной, психологической, эмоциональной и социальной.

Все это позволяет ему успешно адаптироваться в обществе и достичь определенного статуса. Только зрелый человек способен нести ответственность. Только в этом случае он способен в полной мере воспитывать свое чадо. А если зрелости человек пока не достиг? В таком случае он вряд ли станет ответственным в отношении своих детей. Только после того как о человеке можно будет сказать, что он созрел как личность, нет сомнений, что он обязательно найдет себе работу, обзаведется жильем, правильно выстроит отношение в семье и т.д. Под зрелостью мы понимаем и получение образования, ведь оно позволяет зарабатывать деньги и быть материально обеспеченным. В социальном плане зрелость помогает родителям создать все условия для рождения ребенка и его воспитания.

Основные функции

Существует и второе измерение ответственного родительства. Под ним психологи понимают выполнение мамами и папами определенных функций. Среди них есть базовые, связанные с удовлетворением материальных и физиологических потребностей детей. Это жилищные условия, одежда и питание.

Тем не менее, по мнению психологов, создание хороших материальных условий, необходимых для рождения и воспитания сына или дочери, для ответственных родителей является условием необходимым, но не единственным. Дитя недостаточно просто кормить и одеть, предоставлять ему различные социально значимые блага. Мамам и папам необходимо находиться в психической реальности своего чада. А это возможно, только если проводить со своим ребенком время, разговаривать с ним и стараться разобраться в его проблемах. Другими словами, между психологическим, педагогическим и материальным воздействием на детей взрослые должны найти некую золотую середину.

Основные умения

Как стать ответственным родителем?

Для этого понадобится усвоение трех основных умений. Взрослым необходимо:

  • активно слушать своего малыша, понимая, что он хочет рассказать;
  • уметь выражать свои слова и чувства таким образом, чтобы они были доступны для понимания ребенка;
  • при разрешении конфликтных ситуаций пользоваться принципом «оба правы», то есть делать все возможное, чтобы результатом разговора остались довольны все его участники.

Основные принципы

Ответственное родительство базируется на следующих позициях:

  1. Позволять ребенку быть не таким как все. Подобный принцип предоставит ему шанс отрыть свой собственный потенциал и развить его, найдя жизненную цель.
  2. Разрешать детям совершать ошибки. Собственные промахи помогут им самосовершенствоваться и добиваться новых успехов.
  3. Не препятствовать ребенку в проявлении негативных чувств. Только таким образом он начнет управлять своими эмоциями, что позволит ему обрести уверенность и способность работать в команде.
  4. Позволять детям хотеть большего. Только в этом случае они начнут осознавать, что заслуживают этого, и одновременно научатся откладывать свои желания на потом. Ребенок должен уметь мечтать о большем, радуясь при этом тому, что у него есть.
  5. Разрешать сыну или дочери говорить «нет». В таком случае они будут развивать свою волю, определяя подлинное и позитивное чувство собственного «Я». Ребенок, получивший право говорить «нет», начинает глубже осознавать собственные мысли, чувства и желания. При этом у него появляется возможность проявить свой внутренний стержень, который в дальнейшем позволит смело идти по жизни.

Проблемы современной семьи

На сегодняшний день в обществе наблюдается довольно противоречивая ситуация. С одной стороны, оно начинает поворачивать свой взор на нужды и проблемы семьи, а с другой - наблюдается довольно низкий уровень компетентности взрослых в воспитании своих детей.

Многие мамы и папы отмечают, что никто и никогда не учил их формированию культуры семейной жизни и ответственного родительства. Воспитанием своих детей они занимаются на основе своего жизненного опыта. Порой мамы и папы используют путь проб и ошибок. Многие из них берут за образец свое собственное воспитание, которое не всегда было конструктивным и грамотным.

Педагогическое просвещение родителей

Учреждения образования не стоят в стороне от семейных проблем. При планировании работы с мамами и папами учеников они непременно намечают организацию Школы ответственного родительства. Педагогическое просвещение в этом случае необходимо по целому ряду причин. Среди них:

  • потребности современного общества, нуждающегося во взаимодействии социальных институтов и семьи, что позволит сформировать у подрастающего поколения ценностные ориентиры;
  • полученный инновационный отечественный и зарубежный опыт в вопросах воспитания поколения, которому предстоит жить в постоянно меняющемся мире;
  • открытость педагогического сообщества социуму, инновациям и прошлому опыту.

Принципы педагогического просвещения родителей

Рассматривая вопросы ответственного родительства на родительском собрании, учителю необходимо принимать во внимание следующее:

  1. Мамы и папы обладают первоочередными правами на воспитание своих детей. Именно они прежде всего должны заботиться об их благополучии, здоровье и развитии.
  2. Во время проведения мероприятий по ответственному родительству педагогу необходимо давать только достоверную информацию. При подготовке доклада учитель должен использовать специализированную медицинскую, психологическую, юридическую и другую литературу.
  3. При подготовке мероприятия по вопросам ответственного родительства информация, собранная учителем, должна иметь практикоориентированный характер. Это позволит родителям без проблем использовать ее в жизни.
  4. При проведении классного или общешкольного родительского собрания по ответственному родительству необходимо добиваться взаимного уважения и сотрудничества. Только при доверительных отношениях специалистов с мамами и папами учеников, а также при конструктивных поисках решения наболевших вопросов можно добиться устранения проблем в воспитании детей.

Основные задачи педагогического просвещения родителей

Для чего учреждению образования необходимо разрабатывать программу по ответственному родительству? Такая система позволит предоставить мамам и папам ориентационное поле, где они смогут получить оптимальные знания и условия, необходимые для нормального воспитания детей в условиях семьи. Помимо этого, проводимые по заранее разработанному плану мероприятия по ответственному родительству позволят оказывать консультативную помощь. Для многих мам и пап это станет важным подспорьем в преодолении психолого-педагогических и социокультурных проблем, которые непосредственно связаны с воспитанием детей. Мероприятия, входящие в план по ответственному родительству, позволят также наладить процесс определения взрослыми их целей. Это необходимо для достижения максимально эффективных результатов воспитания детей.

Помимо этого, среди основных задач программы ответственного родительства находятся вопросы:

  • повышения уровня психологического комфорта в каждой семье;
  • усиления мотивации родителей к воспитанию здоровых детей;
  • привития семейных ценностей;
  • обучения школьников навыкам и знаниям в области этики и психологии, которые в дальнейшем потребуются им для выполнения родительских функций.

Насколько эффективно будет внедрение программы, можно судить по отзывам родителей. Кроме того, критериями получения положительных результатов станут:

  1. Рост активности родителей в учебном процессе ребенка. Это должно выразиться в увеличении посещаемости школьных собраний. Также все большее число родителей должно выказать желание пройти обучение по рассматриваемой программе и участвовать в мероприятиях класса и образовательного учреждения.
  2. Рост общественной активности взрослых.
  3. Организация родителями свободного времени детей в форме планирования каникулярного времени ребенка и получения им дополнительного образования.

Стоит отметить, что в РФ принят «Закон об ответственном родительстве». Данный документ разработан республикой Саха (Якутия) и действует на ее территории.

Комментарии