Диалектика - это что такое? Основные законы диалектики

Понятие диалектики пришло к нам из греческого языка, где этим словом обозначалось умение рассуждать и дискутировать, возведенное в ранг искусства. В настоящее время диалектикой обозначают такой аспект философии, который занимается развитием, разными сторонами этого явления.

Исторические предпосылки

Изначально существовала диалектика в форме дискуссий Сократа и Платона. Эти диалоги стали в такой степени популярны у широких масс, что само явление общения с целью убедить собеседника превратилось в философский метод. Формы мысли в рамках диалектики в разные эпохи соответствовали своему времени. Философия в целом, диалектика в частности, не стоит на месте – то, что сформировалось еще в античные времена, и по сей день развивается, причем процесс этот подчинен особенностям, реалиям нашей повседневной жизни.

Принципы диалектики как материалистической науки заключаются в определении закономерностей, по которым развиваются явления, предметы. Основная функция такого философского научного направления – методологическая, необходимая для познания мира в рамках философии, науки в целом. Ключевым принципом следует назвать монизм, то есть декларирование мира, объектов, явлений имеющими единую материалистическую основу. Такой подход рассматривает материю как нечто вечное, непреходящее, первичное, а вот духовность отставляется на второй план. Не менее значимый принцип – единство бытия. Диалектика допускает, что через мышление человек может познавать мир, отображать свойства окружающего. Указанные принципы в настоящее время представляют фундамент не только диалектики, но и всей материалистической философии.

Принципы: продолжая тему

Диалектика призывает рассматривать всеобщие связи, признает развитие мировых явлений в целом. Чтобы понять суть общей связи социума, мыслительных особенностей, природы, необходимо каждое из составных частей явления исследовать в отдельности. Это является основным отличием принципов диалектики от метафизического подхода, для которого мир – это совокупность явлений, не связанных между собой.

Всеобщее развитие отражает суть движения материи, самостоятельного развития, формирования нового. Применительно к процессу познания такой принцип декларирует, что явления, предметы должны изучаться объективно, в движении и самостоятельном движении, в развитии, саморазвитии. Философ должен проанализировать, каковы внутренние противоречия исследуемого объекта, как они развиваются. Это позволяет определить, каковы источники развития, движения.

Диалектика развития признает, что все исследуемые объекты основаны на противоположностях, опирается на принцип противоречий, единства, переход из количества в качество. Уже в древности мыслители, привлеченные идеей космоса, представляли мир как некоторое спокойное целое, внутри которого непрерывны процессы становления, изменения, развития. Космос представлялся одновременно изменчивым и спокойным. На всеобщем уровне изменчивость хорошо визуализирована переходом воды в воздух, земли в воду, огня в эфир. В такой форме диалектика была сформулирована уже у Гераклита, доказывавшего, что мир как единое целое спокоен, но наполнен противоречиями.

Развитие идей

Важные постулаты диалектики, основные идеи этого раздела философии были выдвинуты вскоре Зеноном Элейским, который предложил говорить о противоречивости движения, противопоставлении форм бытия. В тот момент возникла практика противопоставлять мысли и чувства, множественность, единство. Развитие этой идеи наблюдается в изысканиях атомистов, из числа которых особенного внимания заслуживают Лукреций, Эпикур. Ими появление объекта из атома рассматривалось как некий скачок, а каждый предмет был обладателем некоторого качества, не свойственного атому.

Гераклит, элеаты заложили фундамент для дальнейшего развития диалектики. Именно на базе их измышлений сформировалась диалектика софистов. Уйдя от натуральной философии, они анализировали явление мысли человека, искали знания, используя для этого метод дискуссии. Впрочем, со временем приверженцы такой школы гипертрофировали изначальную идею, что стало базой формирования релятивизма, скептицизма. Впрочем, с точки зрения истории науки, этот период был лишь кратковременным промежутком, дополнительной ветвью. Основная диалектика, рассматривавшая положительное знание, развивалась Сократом и его последователями. Сократ, изучая жизненные противоречия, призывал отыскивать у мысли, свойственной человеку, положительные аспекты. Он поставил перед собой задачу осмыслить противоречия так, чтобы открыть абсолютную истину. Эристика, споры, ответы, вопросы, разговорная теория – все это было внесено Сократом и подчинило себе античную философию в целом.

Платон и Аристотель

Идеи Сократа активно развивал Платон. Именно он, вникая в суть понятий, идей, предложил причислять их к действительности, некоторой ее особенной, уникальной форме. Платон призывал воспринимать диалектику не как метод разделения понятия на обособленные аспекты, не только лишь путь поиска истины посредством вопросов, ответов. В его трактовке наука представляла собой знание сущего – относительного и истинного. Чтобы добиться успехов, как призывал Платон, следует сводить противоречивые аспекты, составляя из них целое общее. Продолжая продвижение этой идеи, Платон оформлял свои труды диалогами, благодаря чему и в настоящее время мы имеем перед глазами безупречные образцы диалектики античности. Диалектика познания через работы Платона доступна и современным исследователям в идеалистической интерпретации. Автор не раз рассматривал движение, покой, бытие, равенство, отличие, трактовал бытие как раздельность, противоречащую себе, но координированную. Любой предмет для себя тождественен, для других объектов тоже, находится в покое относительно себя, в движении относительно прочего.

Следующий этап развития законов диалектики связан с трудами Аристотеля. Если Платон довел теорию до абсолютизма, то Аристотель соединил ее с учением об идейной энергетике, потенции, применил к конкретным вещным формам. Это стало толчком для дальнейшего развития философской дисциплины, заложило фундамент осознания реального космоса вокруг человечества. Аристотель сформулировал четыре причины – формальность, движение, цель, материя; создал учение о них. Через свои теории Аристотель смог выразить объединение всех причин в каждом объекте, поэтому в итоге они становятся с вещью неразделимы и тождественны. Согласно утверждениям Аристотеля, вещи, способные к движению, должны в своих единичных формах обобщаться, что является базой самодвижения реальности. Такое явление получило название первичного двигателя, самостоятельно себя мыслящего, одновременно принадлежащего к объектам, субъектам. Мыслитель брал во внимание текучесть форм, что позволяло понимать диалектику не в качестве абсолютного знания, но возможного, в некоторой степени вероятного.

Правила и понятия

Основные законы диалектики определяют развитие. Ключевой считается закономерность борьбы противоположностей, единства, а также переход из качества в количество и назад. Необходимо упомянуть закон отрицания. Через все эти законы можно осознать источник, направленность движения, механизм развития. Диалектическим ядром принято называть закон, декларирующий, что противоположности вступают в борьбу меж собой, но при этом едины. Из закона следует, что всякое явление, предмет одновременно наполнены изнутри противоречиями, которые взаимодействуют, едины, но противоборствуют. Согласно пониманию диалектики, противоположность – такая форма, этап, когда присутствуют исключающие, отрицающие друг друга специфические черты, качества, тенденции. Противоречие представляет собой взаимоотношение сторон, находящихся в противостоянии, когда одна другую не только исключает, но и является условием для ее существования.

Сформулированная суть основного закона диалектики обязывает анализировать взаимные отношения посредством формальной логической методологии. Необходимо запрещать противоречия, исключать третье. Это стало для диалектики определенной проблемой в момент, когда противоречия, исследуемые наукой, необходимо было привести в соответствии с гносеологическими подходами, то есть учением, рассматривающим процесс познания. Материальная диалектика вышла из этой ситуации через выяснение отношений логичного, формального, диалектического.

За и против

Противоречия, которые положены в базу законов диалектики, обусловлены сопоставлением высказываний, по смыслу своему противоположных одно другому. Фактически они указывают на факт наличия некоторой проблемы, не вникая в детали, но являются стартом для исследовательского процесса. Диалектика в специфику противоречий включает необходимость определения всех промежуточных звеньев логической цепи. Это возможно при оценке степени развития явления, определении взаимных связей внутренних и внешних противоречий. Задача философа – определить, каков тип конкретного исследуемого явления, можно ли назвать его основным противоречием, то есть выражающим суть объекта, главным либо таковым оно не является. В диалектике противоречие опутано связями.

Если говорить кратко, диалектика в понимании наших современников представляет собой довольно радикальный метод мышления. Неогегельянство, один из ярких представителей которого – Ф. Брэдли, призывает к разделению диалектики, формальной логики, указывает на невозможность замены одного другим. Аргументируя свою позицию, философы обращают внимание на факт того, что диалектика выступает результатом ограниченности человека, отражает возможность мышления, отличающегося от логического, формального. В то же время диалектика – лишь символ, но не само отличное по структуре и форме мышления, иными называемого божественным.

Вокруг нас и не только

Отличительная особенность нашей повседневности – обилие противоречий, повторений, отрицаний. Это побуждает многих применять метод диалектики к циклическим процессам, наблюдаемым человеком в окружающем пространстве. Но законы этой области философии таковы, что существенно ограничивают область применения явления. Как воспроизведение, так и отрицание, как следует из диалектики, можно рассматривать строго на уровне противоположных особенностей конкретного предмета. Говорить о развитии можно лишь в том случае, когда известны исходные противостоящие друг другу особенности. Правда, выявление таковых на начальной стадии представляет собой немалую проблему, поскольку логические аспекты растворены в исторических предпосылках, возвраты, отрицания нередко лишь отражают результат воздействия внешнего фактора. Следовательно, сходство в такой ситуации не более чем внешнее, наносное, а значит, не допускающее применение методов диалектики к объекту.

Внушительное развитие явления, теории того, что это – диалектика, было связано с работами, над которыми трудились последователи стоицизма. Особенно важные вехи – труды Клеана, Зенона, Хрисиппа. Именно их усилиями явление углубилось, расширилось. Стоики анализировали категории мысли и языка, что стало принципиально новым подходом к философскому течению. Созданное в тот период учение о слове было приложимо к окружавшей действительности, воспринимаемой логосом, из которого рождается космос, чьим элементом выступает человек. Стоики рассматривали все окружающее как некую единую систему тел, поэтому многие называют их в большей степени материалистами, нежели кто-либо из более ранних деятелей.

Неоплатонизм и развитие мысли

О том, как сформулировать, что это – диалектика, не раз задумывались и Плотин, Прокл, иные представители школы неоплатонизма. Через законы и идеи этой области философии они понимали бытие, свойственную ему иерархическую структуру, а также суть единства, сочетаемого с раздельностью числами. Первичные числа, их качественное наполнение, мир идеи, переход между идеями, становление явлений, формирование космоса, души этого мира – все это в неоплатонизме объясняется через диалектические выкладки. Воззрения представителей этой школы во многом отражали предсказания о скорой гибели мира, окружавшего античных деятелей. Это заметно по мистицизму, доминировавшему в рассуждениях той эпохи, систематике, схоластике.

В период Средних веков диалектика – это философский раздел, строго подчиненный религии и идее одного бога. Фактически наука стала аспектом теологии, потеряв самостоятельность, а ее основной осью в тот момент выступал абсолют мышления, продвигаемого схоластикой. Несколько иным путем шли приверженцы пантеизма, хотя и их мировоззрения также в некоторой степени основаны на выкладках диалектики. Пантеисты приравнивали бога к природе, что делало из субъекта, устроившего мир и мироздание, принцип самостоятельного движения, присущего всему окружающему нас. Особенно любопытными в этом плане считаются работы Н. Кузанского, который диалектические идеи развивал как теорию вечного движения, указывая на совпадение противоположного, минимума с максимальным. Единство противоположного – идея, которую активно продвигал великий ученый Бруно.

Новое время

Разные сферы мышления в этот период были подчинены метафизике, диктуемыми ею взглядами. Тем не менее диалектика – это важный аспект философии Нового времени. Видно это, в частности, из высказываний Декарта, который продвигал теорию того, что окружающее нас пространство неоднородно. Из заключений Спинозы следует, что природа сама есть своя собственная причина, а значит, диалектика становится необходимой для осознания свободы: понимаемой, безусловной, неотменимой, не поддающейся исключению. Идеи, появление которых обусловлено мышлением, фактически отражают связи вещей, в то же время категорически недопустимо рассматривать материю как некую косность.

Рассматривая категории диалектики, немаловажные заключения делает Лейбниц. Именно он стал автором нового учения, гласившего, что материя активна, сама обеспечивает собственное движение, представляет собой комплекс субстанций, монад, отражающих разные аспекты мира. Лейбницем впервые была сформулирована глубокая идея диалектики, посвященная времени, пространству, единству этих явлений. Ученый считал, что пространство – это взаимное существование материальных объектов, время – порядок следования этих объектов один за другим. Лейбниц стал автором глубокой теории непрерывной диалектики, рассматривавшей тесные связи произошедшего с наблюдаемым в настоящий момент.

Немецкие философы и развитие категорий диалектики

Классическая философия Германии в исполнении Канта основана на концепции диалектики, воспринимаемой им как наиболее универсальный метод осознания, познания, теоретизирования окружающего пространства. Кант воспринимал диалектику как путь разоблачения свойственных разуму иллюзий, обусловленных стремлением к абсолютному знанию. Кант не раз говорил о знании как явлении, базирующемся на опыте чувств, обосновываемом рассудком. Высшие разумные понятия, следуя Канту, не обладают такими особенностями. Следовательно, диалектика позволяет выйти на противоречия, избежать которых просто невозможно. Такая критическая наука стала базой для будущего, позволила воспринять разум как элемент, которому свойственны противоречия, и избежать их не удастся. Такие размышления дали старт поискам методов, позволяющих справиться с противоречиями. Уже на основании критической диалектики была сформирована позитивная.

Гегель: диалектик в идеале

Как уверенно говорят многие теоретики нашего времени, именно Гегель стал автором учения, занявшего вершину диалектической картины. Идеалист, Гегель первым в нашем сообществе смог выразить через процесс духовное, материальное, природу и историю, сформулировав их как единое и беспрерывно движущееся, развивающееся и меняющееся. Гегелем были предприняты попытки формулирования внутренних связей развития, движения. Как диалектик, Гегель вызывал неограниченное восхищение Марка, Энгельса, что следует из их многочисленных работ.

Диалектика Гегеля охватывает, анализирует действительность в целом, во всех ее аспектах и явлениях, включая логику, природу, дух, историю. Гегель сформулировал применительно к формам движения содержательную полноценную картину, разделил науку на сущность, бытие, понятие, рассмотрел все явления в противоречии самим себе, а также сформулировал категории сущности.

Комментарии