Сухопутная граница России с Китаем
Страна восходящего солнца - это не только самое большое по площади соседнее с Российской Федерацией государство, но и важнейший экономический и политический партнер. Граница Китая с Россией - самая протяженная из всех, которые имеют эти страны.
Географические данные
Общая длина границы России с Китаем превышает четыре тысячи километров. Большую ее часть занимают линии водораздела. Они проходят по рекам, протекающим по обеим территориям. А сухопутная часть, совокупной протяженностью чуть более 650 км, условно делится на два участка: справа от Монголии и слева. Характер местности на них кардинально различается.
На западе граница проходит по высокогорному Алтаю. На восточной стороне она тянется непрерывной чередой приграничных столбов и застав по низменностям и равнинам вокруг великих рек, в Приморье снова проходит по горным хребтам: Пограничному, Черные горы. Для закрепления на восточной кромке вблизи Тихого океана в 1749 была сооружена крепость. На ее месте позже вырос г. Благовещенск.
Восточный рубеж
По многим причинам линия раздела между двумя мощными державами в существующем положении имеет много географических и политических не стыковок, истоки которых уходят в далекое прошлое. В настоящее время эта линия государственной границы между Россией и Китаем проходит по территориям:
- Амурской области – на северо-западе.
- Хабаровского края – на северо- востоке.
- Приморского края - дальневосточные окраины вблизи океана.
- Еврейского автономного округа – сравнительно небольшой участок в центре региона.
Плотные взаимоотношения между двумя странами начались несколько веков назад. Процесс продвижения русских первопроходцев вглубь азиатской части материка и далее, до выхода к морю, был непрерывным, начиная с семнадцатого века. Тогда русские обосновались и в окрестностях реки Амур, которая является важнейшим водным транспортным потоком.
Нескончаемые разногласия из-за владения этой территорией начались почти сразу. Проблема установления точной сухопутной границы России с Китаем не урегулирована окончательно по сей день. За три с лишним века было принято около сорока различных документов по этому поводу. Поначалу, во времена Российской империи, разногласия имели вялотекущий характер. Китай был фактически под контролем Англии. Странами были последовательно приняты Нерчинский, Пекинский и еще несколько иных соглашений о разграничении спорных земель.
Конфликты XX века
Позже уже Советское правительство несколько раз возвращалось к этому вопросу. В начале двадцатого века в Китае хозяйничали уже японцы. Все территориальные конфликты решались именно с ними мирным или не очень путем. После Второй мировой войны и установления в Поднебесной коммунистического режима ненадолго стихли дебаты о переносе границы России с Китаем в какую-либо сторону. В шестидесятые годы возобновились претензии по приамурским землям китайской стороной. Вообще, начиная со второй половины прошлого столетия и до настоящего времени, в КНР все больше усиливается пропаганда аннексии юго-восточных российских территорий.
Спорные островные территории
Самое кровавое столкновение произошло в марте 1969 года в устье р. Уссури в Амурской области. Предметом раздора стал остров Даманский, находящийся на советской стороне от границы России с Китаем. До этого в течение нескольких зимних месяцев происходили многочисленные провокационные акции граждан КНР по самовольному захвату этого острова. Все они, следуя строжайшему приказу командования, решались советскими войсками без применения оружия. Однако в марте дважды происходил настоящий вооруженный конфликт, начатый китайскими войсками. Тогда было убито 58 наших пограничников и ранено еще около 100.
Потери среди китайских военных были больше: до трехсот человек, точная цифра не известна до сих пор. Только в 2005 году был завершен процесс полной демаркации восточной части границ. Однако до сих пор не урегулирован вопрос территориальной принадлежности двух соседних островов – Тарабаров и Большой Уссурийский. Он регулярно озвучивается на встречах руководства обеих стран, подписываются различные соглашения и договора. Но до сих пор стороны не нашли решения, которое устроило бы всех. Фактически же, миграция, расселение и хозяйственная деятельность чрезвычайно многочисленного и активного китайского населения на территорию РФ – это уже давно свершившийся факт.
Западный рубеж
Крошечный отрезок границы России с Китаем длиною менее 55 км на плоскогорье Укок, южной окраины Алтайской республики, уникален. Здесь сходятся территории четырех стран: России, Казахстана, Монголии и Китая. Когда-то карта выглядела иначе: земли Монголии относились к КНР, а казахские степи еще совсем недавно были частью СССР.
Произошедшие за последние десятилетия политические трансформации передвинули границы и заставили перечертить карты. Сейчас, когда мы стали соседями, участок границы России с Китаем имеет огромное значение для налаживания отношений между всеми государствами. Кроме того, нынешние политические, экономические и военные интересы наших стран находят все больше точек соприкосновения.
Проблемы налаживания системы транспорта и связи выступают в регионе на первое место. Сейчас грузоперевозки совершаются, в основном, транзитом через Казахстан. В состоянии проработки между представителями Китая и России находится создание прямого коридора для доставки грузов. По этому промежутку границы уже согласованы странами и проведена делимитация на картах.
Транспортные сообщение в приграничных районах
В отличие от западной части, на востоке транспортное сообщение между двумя странами давно и стабильно функционирует. Через несколько российских регионов проходит многокилометровая железнодорожная магистраль ТрансСиб. Она пересекает сухопутную границу России с Китаем в Приморском крае, где соединяется с КВЖД.
Эта ветка была проложена совместно Россией и Китаем в девятнадцатом веке. В двадцатом ее судьба много раз переписывалась, и, в конце концов, она отошла Китайской стороне. Так в этом стратегически важном пункте географическое положение демаркационных знаков между двумя государствами также претерпело изменения.