Современные основы теории управления предприятием

Системный подход в науке организации управления рассматривает теорию управления как явление многоплановое, которое связывает в единое целое процессы, ресурсы и задачи, происходящие внутри и вне организации. В таком ракурсе основы теории управления предполагают многомерность организации и необходимость учета влияния и взаимодействия многих факторов, оказывающих, прямо или косвенно, воздействие на процесс ее функционирования.

Основы теории управления в инновационном менеджменте представляют собой систему, которую можно разделить на две подсистемы: материальную и нематериальную. Первая освещает производственно-технический процесс, вторая создает базовую, определяющую основу для развития инновационных процессов. Нововведения в организацию управления осуществляются при помощи особых методов (диагностики и интенсификации), которые проводятся с использованием анализа документов, опроса, наблюдения и инновационного эксперимента.

Основы теории управления качеством продукции предполагают управление рыночной результативностью работы предприятия, конкурентоспособностью и результатами каждого сотрудника. В определении Международной организации по стандартизации качество означает совокупность характеристик и свойств продукта или услуги, придающие им способность удовлетворения потребностей покупателей. Управление качеством основывается на таких факторах, как: а) качество персонала (т.е. результативность труда руководителей и исполнителей, а также их личностные качества, помогающие в изготовлении и эксплуатации продукции); б) качество материалов, средств труда, оборудования и помещения; в) качество организации процесса работы.

Основы теории управления человеческими ресурсами освещают средства управления качественными и количественными показателями состава персонала, которые обеспечивают функционирование и достижение целей предприятия. Кадровые технологии представляют собой совокупность действий, операций и приемов, которые помогают получить сведения о способностях, знаниях, умениях и возможностях претендента на определенную должность. От этого напрямую зависит эффективность работы предприятия.

Существует множество теорий, освещающих основы управления. Один из самых знаменитых теоретиков прошлого столетия, Дракер, выдвинул идею о том, что начинаться управление должно с постановки целей, и только потом переходить к формированию систем взаимодействия и функций. Дракер называл главной задачей менеджмента процесс повышения производительности труда работников. По теории ученого, каждый менеджер должен направлять свои усилия на достижение экономических целей предприятия и на удовлетворение его клиентов. Именно им была выдвинута идея самоуправляющегося коллектива, суть которой состоит в создании демократического органа из работников, которые обязаны решать социальные вопросы предприятия. Кроме этих, Дракер еще является автором многих других идей в области управления.

Классификация систем управления отражает управленческие модели, разрабатываемые и реализуемые на практике различными учеными и специалистами. Современные деятели рассматривают управление одновременно как точную, так и гуманитарную науку, которая представляет собой сумму результатов (их всегда можно проверить и подтвердить), а также систему убеждений и опыта.

Таким образом, история становления теории управления отражает истории людей, которые планируют, организуют, подбирают персонал, а также руководят и контролируют свою экономическую и социальную развитость. Тенденция развития теории управления оказывает непосредственное влияние как на формирование системы управления предприятия в целом, так и на управление персоналом.

Комментарии