Технология исследовательской деятельности: понятие, внедрение нового, разработка проектов, цели и задачи
Дошкольное образование ставит перед собой цели обеспечения самореализации и развития детей, а также развития инициативы и исследовательской деятельности ребенка. Одним из лучших средств развития вышеуказанных качеств служит технология исследовательской деятельности, о которой мы подробно поговорим в этой статье.
Почему дети так любопытны?
Ребенок постоянно ищет новые для себя предметы и впечатления потому, что им движет тяга к ориентировочно – исследовательской деятельности, которая направлена на изучение окружающей среды. Чем более разнообразна и интенсивна поисковая деятельность ребенка, тем большим количеством информации он будет обладать, и, соответственно, более высоким уровнем развития будет отличаться.
Лучше всего информация усваивается ребенком, когда он исследует сам окружающий мир звуков, предметов и запахов. Для ребенка весь окружающий мир нов и интересен, он смотрит на него незамыленным взглядом. Разве можно узнать мир лучше, чем через личные ощущения и опыт? Технология исследовательской деятельности изучает способы и причины познавательной деятельности ребенка.
Причины исчезновения всеобъемлющего любопытства у ребенка
Что же является причиной того, что некогда веселый и любопытный ребенок вдруг потерял всякий интерес к жизни?
Родители, разумеется, из лучших побуждений, часто говорят своим детям, чтобы они не смотрели по сторонам, чтобы не споткнуться, не трогали листья, землю и снег, не бегали по лужам.
Из-за таких действий непредусмотрительных взрослых у ребенка рано или поздно пропадает интерес к тому, почему же трава зеленая, радуга появляется после дождя, а бензин оставляет на лужах причудливые цветные разводы.
Технология исследовательской деятельности учит педагогов правильно отвечать на вопросы и одновременно оберегать ребенка от многих неприятностей, ведь задача взрослых - не препятствовать, а способствовать разностороннему развитию детей.
Определение исследовательской деятельности и сопряженных с ней понятий
Технология исследовательской деятельности – это раздел интеллектуально-творческой деятельности, основой которой являются поисковая активность и исследовательское поведение. Также это активная деятельность ребенка, которая направлена на постижение причинно-следственных связей между окружающими явлениями, а также на их упорядочивание и систематизацию.
Несколько основ исследовательской деятельности:
- Поисковая активность – поведение, целью которого является изменения ситуации или отношения к ней, если отсутствует определенный прогноз ситуативных результатов. При этом постоянно ведется учет ситуативной эффективности и результативности.
- Исследовательское поведение – это действия, направленные на изучение и поиск новой информации из окружающей среды.
- Исследовательская активность – нормальное состояние ребенка, выражающееся в его желании все изучить и узнать. Можно сказать, что исследовательская активность - это шаг в неизведанное для ребенка.
Исследовательская деятельность в онтогенезе
Теория исследовательской деятельности в ДОУ изучает детей с раннего детства, и поначалу их деятельность представляет собой простые эксперименты с вещами, в ходе которых происходит дифференциация восприятия, а также оттачивается навык различать предметы по цвету, форме, назначению. Происходит обучение простым орудийным действиям.
В дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность сопровождает игру, продуктивные ориентировочные действия, пробу возможностей нового материала.
В старшей группе ДОУ познавательная деятельность проявляется у ребенка как в виде экспериментов, так и в виде многочисленных вопросов взрослому.
Почему так важно самовыражение для ребенка?
Есть несколько причин, по которым не стоит пренебрегать внедрением технологий проектно-исследовательской деятельности в ДОУ:
- развитие мыслительной деятельности ребенка, активизация его мыслительных процессов;
- качественное развитие речи;
- расширение спектра умственных комбинаций и приемов;
- формирование и развитие самостоятельности, способность приспосабливать определенные предметы для своих целей и для достижения определенного результата;
- развитие эмоциональной сферы ребенка и его творческих способностей.
Благодаря проводимым исследованиям, ребенок сам ищет ответы на все свои вопросы. Это колоссальный опыт для ребенка, а также развитие его способности творить, думать и самовыражаться.
Плюсы исследовательской деятельности ребенка
В процессе изучения технологии исследовательской деятельности по ФГОС, педагог учится развивать в ребенке познавательную активность и любознательность, память, активизировать его мыслительные процессы, потому что нельзя игнорировать постоянно возникающую необходимость совершения операций по анализу и синтезу информации, а также обобщения, классификации и сравнения последней. Развитие речи стимулируется необходимостью заключать выводы и формулировать определенные закономерности. Ребенок накапливает многочисленные умственные навыки и умения, развивает творческие способности. Дети учатся измерению, счету, сравнению. Также развивается эмоциональная сфера ребенка.
Исследовательская деятельность в начальной школе
В наше время очень важно создать подходящие условия для усовершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Знания, с которыми школьник выходит за стены среднего учебного заведения, должны быть применимы на практике и способствовать его успешной социализации. Для того чтобы решить эту задачу, необходимо отказаться от классических методов преподавания, которые направлены на формирование знаний, умений и навыков, и перейти на методики личностно-ориентированного развития.
Приоритет должен отдаваться методикам с элементами творчества. Среди них особое внимание уделяется такому методу обучения, как технология организации исследовательской деятельности. Она решает проблемы внедрения в современные образовательные учреждения методик личностно-ориентированного развития. Ребенок в младшей школе учится анализировать, изучать, синтезировать и оценивать полученную информацию так, чтобы применять ее на практике.
Польза исследовательского метода обучения
Чтобы поднять процесс обучения на качественно новый уровень, необходимо внедрить технологию научно-исследовательской деятельности в систему внеурочного и урочного обучения, целью которого является развитие творческих и аналитических способностей ученика с учетом индивидуальных особенностей.
С помощью непосредственного участия в исследовательской деятельности учащиеся начинают осознавать свою принадлежность и значимость в большой науке, знакомится со способами творческой и научной работы, развивают в себе интерес к познанию, учатся общению со сверстниками, принимают участие во всевозможных научно-исследовательских экспериментах.
История появления метода исследований
Технология учебно-исследовательской деятельности в образовательной практике была востребована еще в глубокой древности. С тех пор как у человечества появилась потребность к обучению, люди думали, как же оптимизировать и улучшить этот процесс.
Сократ стал первым ученым в истории человечества, который внедрил в обучение методы исследования. Намного позже Фридрих Адольф Дистервег, известный немецкий ученый, признал, что методы Сократа являются венцом учительского искусства. Главная мысль Сократа заключается в том, что плохой учитель преподносит истину, а хороший учит находить ее самостоятельно.
Технология развития исследовательской деятельности находила свое отражение в трудах представителей просветительской деятельности восемнадцатого века. К ним относятся такие ученые как Феофан Прокопович, Василий Никитич Татищев, Иван Тихонович Посошков. В конце девятнадцатого века свой неоценимый вклад в изучение исследовательской деятельности детей внесли такие ученые как Константин Дмитриевич Ушинский и Лев Николаевич Толстой.
Направления и задачи исследовательской деятельности по ФГОС
К основным задачам в технологии исследовательской деятельности в ДОУ по ФГОС можно отнести:
- выявление интересов учащегося и включение его в исследовательскую деятельность;
- обучение учащихся в соответствии с современной научной литературой и развитие навыков поиска информации;
- изучение науки под руководством опытных научных руководителей;
- предоставление рецензии на работы учеников, участвующих в научных конференциях;
- проведение всевозможных конкурсов и олимпиад.
Основные задачи педагога при работе с методами исследовательской деятельности являются:
- удовлетворение исследовательской тяги ученика педагогом;
- пробуждение у ученика интереса к поисковой деятельности;
- применение средств, которые активизируют процесс изучения и познания;
- помочь ребенку найти свою индивидуальную стратегию познания;
- донести до ребенка мысль, что осознание - плод познавательной потребности;
- доведение учащегося до стабильного результата;
- стимулирование учащегося путем создания подходящих и комфортных условий для познания.
Продуктивность исследовательской деятельности
Ребенок проявит недюжинный интерес к исследовательской деятельности, если будет чувствовать свою значимость в этом процессе. Чтобы в ученика начали появляться первые успехи, преподаватель должен знать несколько простых правил.
Существует несколько принципов, которые необходимо соблюдать педагогу для того, чтобы у ученика проснулся интерес к исследованиям:
- принцип доступности;
- принцип поуровневости;
- принцип временного развития.
Принцип доступности означает подбор индивидуальных заданий и методов обучения для ученика с учетом возрастных и временных особенностей.
Принцип поуровневости означает участие и обеспечение доступности в исследовательской деятельности на всех уровнях дошкольного и школьного образования: школьной администрации, коллектива педагогов, родителей и самих дошкольников и школьников. При этом каждый уровень учитывает индивидуальные особенности ученика, его таланты, способности и желания, а также удобство времени и занятость. К примеру, исследовательская деятельность на уроках технологии в школе разная для девочек и для мальчиков.
Принцип временного развития учитывает особенности каждого периода времени и ставит задачи, опираясь на временные особенности и рамки. Принцип временного развития представляет определенную трудность для учеников, поскольку требует недюжинной настойчивости и навыков достижения цели, а также определенного уровня трудолюбия.
Принципы личностно-ориентированного образования
Разумеется, современный подход к реализации потенциалов учеников должен быть основан на системе личностно-ориентированного образования. Благодаря этой системе ребенок развивается как личность и одновременно получает знания, необходимые в будущем.
Благодаря внедрению теории исследовательской деятельности в образовательный процесс, ребенок учится ценить нахождение и самостоятельное решение проблем и задач. Взаимодействие, ориентированное на личность, невозможно без конструктивного диалога учителя и ученика. В этом взаимодействии очень важно, чтобы учитель не просто навязывал свою точку зрения, ведя ученика по протоптанной дорожке, а помог сделать собственные выводы и самостоятельно решить возникающие проблемы.
Результаты исследовательского обучения
Результаты исследовательского обучения можно оценить по двум критериям: соответствие результата педагогическим критериям и требованиям и непосредственное развитие личности в процессе этой деятельности.
Можно сделать вывод, что использование технологии исследовательской деятельности в ДОУ и школе помогает ребенку развиваться как личность, готовит его к возможным сложностям в современном мире, помогает процессу успешной социализации, а также реализовать свои творческие задатки и способности, стать полезным окружающему миру и окружающим людям.