Калмыцкий орнамент: исторические факты, что это
Сегодня, когда в силу ряда исторических причин вещественная материальная преемственность поколений народа жестоко прервано, человек редко воспринимает национальный калмыцкий орнамент, как что-то повседневное. Но раньше, такой рисунок был не только на одежде. Кроме калмыцкого костюма, орнаментами богато украшались национальные изделия из кожи и шерсти, металла и дерева. Кроме того, особыми сакральными, и даже в некотором роде, и мистическими орнаментами украшались буддийские предметы, призванные охранять человека или обслуживать нужды культа.
История
Орнамент берет свое начало в далеком прошлом Востока, откуда вышло и само этническое ядро калмыков. В основе многочисленных калмыцких орнаментальных мотивов лежат стилизованные изображения рогов, степных трав и цветов, солнца, луны и звезд, огня и облаков.
Каждому из калмыцких орнаментов, в декоративном искусстве, определены свои места и своя техника исполнения. Например, войлоку присущ линейный геометрический, состоящий из ромбов и квадратов, треугольников и зигзагов, орнамент. А также встречается мотив меандра на сосудах из кожи.
Изображения на предметах быта
Чаще всего в калмыцком орнаменте использовался растительный и зооморфный рисунок, а также мотивы солнца и креста. На головных уборах, одежде и разных декоративных предметах наибольшего использования, был выполнен рисунок в виде побегов, лозы, листьев и бутонов таких цветов, как тюльпан, лотос и роза.
Кроме того, в калмыцком орнаменте встречается также элементы астрального характера: звезды, крест, солнце и луна.
Так или иначе, функция орнамента в первую очередь — оберегать и только потом уже украшать. Но все же нельзя не сказать о материалах и техниках изготовления этих причудливых калмыцких узоров.
Техники исполнение
Первый способ можно увидеть, посмотрев на калмыцкую национальную женскую вышивку, украшенную наложением шнуров в определенном порядке. Каждый элемент золотой вышивки в данной технике является объемным. И чтобы добиться такого эффекта, нужно было подложить картон под шелк и уже на нем начать вышивать. После этого сразу получается изделие, с ощущением, что накладки выполнены с помощью метала.
Чтобы получить блестящий гладкий переливающийся фон на бытовых предметах и, возможно, на каких-то сумках, делались прямые стежки растянутого войлока.
Тяжеловесное изделие
Головной убор замужней молодой детородной женщины был всегда очень богато украшен калмыцким орнаментом и узором. А также особенностью такой шапки было то, что она много весила. Чтобы его создать, перед вышивкой, войлок пропитывали жидким тестом и высушивали. Это придавало ему жесткость и схожесть с картоном, который сейчас используют. И поверх основы мастерицы клали несколько слоев хлопковой ткани и только после этого вышивали узоры.
Надевалась такая шапка по-особенному, потому что каждые узоры имели свое место. Правая сторона — женская и соответственно получается, что левая — мужская, то есть именно она была главной. С помощью данного факта мастерицы и определяли расположение орнамента.
Драгоценные материалы
Орнаменты из разноцветных нитей, а также золотое и серебряное шитье имеет особое значение в древней истории. Которая уходит своими корнями в глубокую древность центрально-азиатских народов. Орнаменты кожаных шерстяных металлических и деревянных изделий имеют особое своеобразие и национальный колорит. Эти узоры плелись, врезались, чеканились и вышивались на предметах быта. Особенно четко это можно заметить на фото калмыцких орнаментов.
Использование войлока
Создание узора — это такая древнейшая область или сфера народного творчества кочевых. Материал, из которого создавалась одежда и на который наносился орнамент не менее интересна, чем техника исполнения.
Войлок также был чрезвычайно полезен в кочевом быту, потому что он использовался и на покрытие той же самой юрты-кибитки, и им также выстилали стены и пол. И в то же время материал используется в изготовлении одежды. С помощью войлока было создано множество платьев с калмыцким орнаментом.
Сохранность его очень часто подвергается различным испытаниями: водой, деятельностью насекомых, временем и так далее, при этом оставался целым. А войлок — это, как уже было сказано выше, такой материал, который, с одной стороны, идет на покрытие кибитки и без него традиционной архитектуры Калмыков просто не было бы. А с другой, эта строительная ткань используется для мелких предметов быта и одежды.
Искусные мастерицы
Просматривая фото калмыцких узоров и орнаментов, можно проследить интересную трансформация. Когда предмет быта, несущий определенную функцию, становится культурой. Даже например, циновка, на которой человек может и лежать, и спать, и покрываться, допустим, ею, вот она получает статус произведения искусства. Это происходит в тот момент, когда мастера-изготовители, конечно, это могут быть и мастерицы, начинают украшать эту вещь. В древние времена, и для нее было очень важно иметь расписанные необходимые в быту вещи, и для него очень важно было иметь красивую вещь.
Конечно же, речь идет об эстетическом преобразовании формы бытового предмета и этот предмет тогда уже получает статус художественного произведения.
Вышивка по войлоку
Хотя, правильнее сказать, строчка, потому что именно с помощью данной техники изготавливали роспись. Изучая древний материал, можно увидеть, что в принципе, техника одна и та же — графическая.
Выразительность линейного декора лишь, на первый взгляд, кажется отличной от калмыцкого орнамента — рамка. Но на самом деле это не так. Это особенно заметно, когда в руки попадают, допустим, изделия из войлока — шильники калмыцкие XIX века. Это очень удивительно, как, допустим, с этими квадратными ромбовидными формами, дифференцируется, например, те же самые треугольники. Стоит отметить, что вот таким союзом, как квадрат и треугольник, мастерица размышляет о мире, в котором все взаимосвязано. Именно поэтому калмыцкие орнаменты и их значение очень размыты. На одном изделии могут быть изображены небесные светила, а на другом цветы и другая растительность.
Украшение одежды
Метрические узор калмыцкого войлока может рассматриваться в качестве источника по исследованию народного мировидение. Именно оно очень тесно связано с природой и вот через линию, через треугольник и круг ткачихи отображали свое восприятие мира.
Металлические изделия в орнаменте немногочисленны, это можно понять по древним находкам. Мобильный быть предполагает динамику, постоянно и много металлов с собой не унесешь. Хотя и были представители высших общин, которые украшали себя различными способами. Например, головной убор украшали не только калмыцкий орнамент зег, но и небольшими серебряными монетами так, что в конечном счете дамы надевали на себя по весу, практически кирпич. Ну, а если брать не кочевые народы, то там, вообще, на каждой туркменской женщине представлены килограммы драгоценного металла, который она носит на себе.
Вышивка, как же она создается на самом деле
Раньше, в древние времена, очень много было золотошвеек. Но на самом деле искусных мастериц было не так много и это была честь учиться у них. То есть вышивка орнамента — это было настоящее мастерство, это было настолько почитаемая, что буквально за шапку с золотой вышивкой, калмыцкому давали корову. То есть изделие имело довольно-таки весомую стоимость.
На сегодняшний день на самом деле, просматривается некоторый упадок ремесла, потому что даже не во всех регионах знают люди, что у Калмыков золотое жилье было довольно-таки распространенным явлением. А также многие знают про то, что в древние времена было принято делать изделия из кожи, но мало кто, вообще в курсе, что у Калмыков было золотое шитье.
Необычное создание рисунка
Сегодня, среди историков и людей, которые увлекаются росписью, огромный интерес возникает вышивка крученого шнура из медведя. Но в России никакие народы таким способом не пользовались. Вышивка есть только у японцев.
Но несмотря на это и у Калмыков есть много интересного, что превосходит даже крученый шнур из медведя. Например, вышивка-отделка шнурами: ее калмычки плели буквально на пальцах, очень искусно. Но сейчас вот только, к сожалению, все это вымирает.
Современные костюмы
Все же, в последнее время, появился тренд, носить национальный колорит в одежде. И это здорово, сейчас уже нормально каждый день ходить на работу в национальной росписи. То есть появился интерес и в будущем он будет только укрепляться. Это прослеживается даже на просторах интернета. Очень много создано форумов с вопросами о том, можно ли научиться калмыцкой вышивки, а если можно, то где?
Другие способы создания этнического костюма
В основном орнамент в одежде изготавливался из золотых и серебряных нитей. Для начала в изделии создавалась жесткая подложка, вырезались основные элементы и уже их обшивали золотой нитью.
А также была популярна вышивка кручеными шнурами, то есть орнамент как бы получался немного объемным.
Была тоже популярная отделка не только одежды, но и каких-то мягких бытовых изделий. А также очень часто орнамент выполняли с помощью бисерной вышивки. Сейчас, кстати, очень мало людей об этом помнит и знает, но это было довольно-таки популярным способом создания рисунка.
Для начала, конечно, разрабатывается композиция, то есть определяется, примерно, что где будет располагаться. К слову, чаще всего, древние мастерицы использовали такие элементы, как солнце и растительный орнамент. Именно эти фигуры очень часто присутствовали в одежде. Элементы нарезают на коже, а далее уже дело техники, все прикрепляется с помощью золотой нити.