Как проводится профилактика правонарушений в школе

Подвергаясь ежедневно различным стрессовым ситуациям, дети и подростки в силу субъективных причин не всегда могут им противостоять, в результате этого могут появиться негативные последствия. Так, очень часто речь идет о наркотизации школьников и связанным с ней ростом количества преступлений. Многие ситуации легче предупредить, чем позже разбираться с последствиями, поэтому профилактика правонарушений в учебных учреждений – одна из важных сторон деятельности педагогов.

Именно учителя способствуют воспитанию личности с активной жизненной позицией, умеющей сказать «нет» при необходимости и четко аргументировать свое мнение. Для этого проводится разнообразная работа, охватывающая различные стороны образовательного процесса. В этой деятельности участвовать должны не только классные руководители, но и другие педагогические работники: психолог, учителя-предметники, завуч по ВР и т. д. Лишь совместными усилиями возможно получить положительный результат.

Необходимо отметить факторы, которые негативно влияют на развитие и воспитание личности подростков и детей, в результате чего имеют место правонарушения несовершеннолетних. Сюда относят процессы, которые происходят в настоящее время в обществе. Среди них относительная доступность табака и алкоголя, пропаганда насилия и жестокости в СМИ, явная и скрытая безработица, несовершенство правоохранительных органов. Влияет на формирование личности ребенка обстановка в семье (состав, социально-культурный уровень родителей, материальное положение, стиль воспитания и т. д.).

Профилактика правонарушений в школе должна проводиться регулярно и системно. Для этого составляется годовой план мероприятий по данной тематике, назначаются ответственные.

В данной деятельности огромная роль отводится работе с семьей. Для этого сотрудниками учреждения образования (соц. педагогом, классным руководителем) изучается социально-психологический статус семьи. После проведения различных диагностик, анкетирования результаты анализируются, обобщаются, составляется список детей из «группы риска», неблагополучных или малообеспеченных детей и т.д. Также делаются выводы о том, какие темы родительских собраний и подобных мероприятий будут интересны взрослым, что именно они хотят и ждут от совместной деятельности со школой.

Одна из наиболее распространенных форм работы с учащимися – классный час. Профилактика правонарушений проводится и на этом занятии, причем, при правильной организации, достаточно эффективно. С детьми необходимо проводить различные беседы, конкурсы, игровые программы, цель которых: повышение правовой культуры учеников. Тематика может быть различной, например, для младших школьников – «Знай свои права», «Что такое плохо» и т. д., для подростков – «Ответственность за свои ошибки», «Кража – проступок или правонарушение?» и другие.

Профилактика правонарушений тесно связана с работой по предупреждению  наркомании. Круглые столы, беседы, викторины, школьные пресс-конференции по программе «Антинарко» являются эффективной деятельностью и по предотвращению преступлений в среде подростков. Также необходимо позаботиться и о внеурочной занятости детей, чему способствует и введение новых ФГОСов. Ни в коем случае нельзя оставлять подростка наедине с собой в трудной для него ситуации. Очень часто именно педагоги могут помочь, способствовать решению какой-либо проблемы, пусть даже при этом придется задействовать иные службы (соцзащиту и т.д.). И, возможно, именно это поможет ребенку не сбиться с правильного пути.

Профилактика правонарушений должна проводиться систематически всеми работниками образовательного процесса, ведь только так можно получить качественный результат данной деятельности.

Комментарии