Иерархия ценностей. Аксиология - учение о ценностях
Одним из важнейших отличий человека от животных является наличие осознанного отношения к действительности, а также творческого и созидательного начала, духовности, нравственности. Любой личности недостаточно удовлетворения лишь своих физиологических потребностей. Обладая сознанием, эмоциональностью, интеллектом и волей, человек все более стал интересоваться различными философскими вопросами, в том числе и проблемой ценностей, их видами, значением для себя и общества, человечества в целом, а также выделением для себя наиважнейших из них, созданием своей системы идеалов. С древнейших времен у людей формировались соответствующие эпохе мировоззренческие ценности.
Определение
Ценностью принято считать положительную или негативную важность объектов и явлений существующей действительности для людей, социальной группы или социума в целом. Данный термин указывает на личностную и социально-культурную значимость.
"Ценность" – это философское понятие, являющееся сферой человеческого разума. Лишь для людей характерна способность давать оценку, придавать смысл, осознанно совершать действия. Характеризуя отличие человека от других живых существ, К. Маркс заметил, что люди, в противоположность животным, руководствуются также эстетическими и этическими принципами. Поэтому термин "ценность" включает в себя как объекты мира природы, так и явления материальной и духовной культуры человека. Например, это общественные идеалы (добро, справедливость, красота), научное знание, искусства.
В древности самыми главными ценностями человека считались добро (моральный критерий), красота (эстетика) и истина (познавательный аспект). В наши же дни люди стремятся к личному успеху, развитию и материальному благосостоянию.
Функции
Ценности, выступая ориентирами людей в жизни, содействуют устойчивости мира, формируют основы для упорядоченной, направленной на достижение определенных целей и идеалов деятельности. Благодаря им формируются различного порядка нужды и заинтересованности (высшие и низшие), побуждения, стремления и задачи людей, вырабатываются способы их достижения. Ценности регулируют и координируют действия человека. Они являются мерилом оценки его поступков, а также действий других.
Немаловажно, что без осознания ценностей невозможно понять ипостась, суть человека, осознать истинный смысл его жизни. Индивидуум обладает понятиями ценностей не от рождения, не генетически, а в итоге вовлеченности в социум с присущими ему конкретными установками, нормами. Поскольку человек является социальным существом, он становится носителем этих принципов и правил. Ценности являются предметом его потребностей и стремлений, ориентиром в поступках и позиции в оценке разных предметов и явлений.
Однако ценностные ориентиры могут не согласовываться друг с другом, быть диаметрально противоположными и меняться, исходя из конкретных условий. Это обусловливается постоянным тяготением человеческой души достичь совершенства, неких эталонов и истин, которые могут со временем изменяться.
Национальные ценности у разных народов определяют ядро их нравственных принципов. Каждая нация в ходе своего исторического, культурного и нравственного развития определяет, ставит превыше всего определенные эталоны, например героизм на поле боя, творчество, аскетизм и так далее.
Но ценности каждой культуры и народов в любой период невозможны без участия сознания человека. Также укоренившиеся жизненные ориентиры играют незаменимую роль как в социуме, так и для индивидуума. Выполняют когнитивную, стандартизирующую, регулирующую, коммуникационную функции. В итоге они способствуют интеграции личности в социальную систему.
Благодаря ценностям формируется внутренний, духовный мир человека, высшие побуждения, стремление к самосовершенствованию.
Предпосылки осознания
Само понятие и виды ценностей возникали у конкретной личности ввиду необходимости и интереса осознать, постичь свою сущность, а также понятие и законы общества.
Жизненные процессы и функции в мире людей претерпевают изменения, у членов конкретного сообщества складываются определенные взгляды на жизнь, убеждения, идеология, а также стандарты, меры совершенства, высшая цель стремлений. Сквозь призму сравнения с идеалами происходит обозначение, распознавание ценности, принятие либо неодобрение чего-либо.
В результате продолжительного формирования и совершенствования общественного сознания наиглавнейшей ценностью были признаны сами люди во всем разнообразии их жизнедеятельности.
Философские вопросы понимания значимости любого человека, вне зависимости от его статуса, гендерных признаков, возраста, национальной принадлежности и так далее, формировались и укоренялись при сопоставлении людей с наивысшей ценностью (божеством или духом), а также в результате протекания общих закономерностей жизни общества. К примеру, буддизм стал проповедовать равноправие людей, осознание их значимости в силу того, что любое живое существо ждет страдание, с которым нужно справиться и обрести нирвану.
Христианство рассматривало ценность людей в допустимости искупления греховности и перехода в вечную жизнь во Христе, а в исламе – в исполнении воли Аллаха.
Исторические этапы становления
В разные временные промежутки всемирной истории конкретные мировоззренческие взгляды формировали свое осознание и развитие системы ценностей общества.
К примеру, в эпоху Средневековья ценности имели религиозный характер, были связаны в основном с божественной сущностью. Во время Возрождения главенствующую роль приобретают идеалы гуманизма, важность каждого индивида. В Новое время расцвет научных знаний и возникновение новых общественных взаимодействий оставили значимый след в способах анализирования окружающего мира и явлений в нем.
В общих чертах вопросы о ценностях первоочередно затрагивали обсуждение проблематики определения блага и способах его выражения. В осмыслении этой темы уже древние греки выдвинули различные точки зрения. При этом в общих чертах под благом понималось нечто, имеющее для людей смысл, важное значение.
Первоначально проблема ценностей была затронута Сократом и стала ядром его философии. Древнегреческий мыслитель выразил эту тематику в форме обсуждения о том, что такое благо. В иерархии ценностей Сократа наивысшим благом являлась мудрость. С целью достичь ее философ предлагал каждой личности осознать, понять себя.
Демокрит же полагал, что высшим идеалом является счастье. Эпикур почитал удовольствие, чувственное познание, а также справедливость.
В Средние века главной ценностью считали добро, под которым понимали нечто, что хотят все. А у Фомы Аквинского добро отождествляется с Богом - некоей ипостасью, представляющей первоисточник и ресурс блага и совершенства.
В Новое время благо стали подразделять на индивидуальное и коллективное. При этом последнему, как считал английский философ Ф. Бэкон, неизменно подобает играть главенствующую роль по отношению к индивидуальному благу. Кульминационным выражением общественного блага этот ученый определял долг как необходимые обязательства индивида относительно других людей.
Концепция блага, а также понимание и принципы его получения в окружающей действительности явились ядром европейской традиции осмысления проблемы ценностей.
Оценка идеалов
Оценкой принято считать рассуждение о важности объекта или явления для индивида, а также общества в целом. Оценочное суждение может быть достоверным и неправильным. Любая оценка применительно к определенному фактору предоставляется на основе конкретного признака. Существуют разные взгляды в отношении данной темы.
Самая популярная точка зрения заключается в восприятии в качестве критерия оценки пользы, важности какого-либо признака объекта или явления. Но данный оценочный признак обладает значительным показателем неопределенности, поскольку одно и то же понятие, явление или предмет могут нести диаметрально противоположный смысл – быть либо полезным человеку, либо вредным. Это зависит от различных обстоятельств и свойств. Например, лекарство в малых дозах может вылечить человека, в больших же количествах способно убить.
Классификация
Сфера ценностей весьма разнообразна и затрагивает вещественно выраженные и умозрительные критерии, общественные, эстетические и этические ценности. Также их разделяют на "низшие" (вещественные) и "высшие" (духовные). Однако в иерархии ценностей вещественные, биологические, жизненно важные критерии так же значимы для людей, как и нравственные, умственные и духовные.
Процессы и объекты при их оценке индивидом можно подразделить на нейтральные, положительные и понятия, имеющие негативный смысл. К нейтральным явлениям люди могут проявлять безразличие (например, размножение бактерий или передвижение космических тел). Положительные же являются объектами, процессами, потворствующими существованию и благосостоянию людей. Антиценности рассматриваются как нежелательные. К примеру, это зло, нечто безобразное, убийство, алкоголизм.
Также ценности классифицируют по уровню общности и соответственно с их обладателем: индивидуальные и групповые (национальные, религиозные, возрастные) и общечеловеческие. К последним из них относятся понятия: жизнь, добро, свобода, правда, красота. Индивидуальными ориентирами являются благополучие, здоровье, семейное благосостояние. Национальные ценности характерны для конкретной этнической общности и могут весомо различаться в некоторых вопросах между представителями разных этнических групп. Они включают, например, независимость, творчество, патриотизм.
Каждая область жизнедеятельности человека имеет свою систему ценностей. По сферам общественной жизни различают материально-экономические (природные ресурсы), социально-политические (семья, народ, Родина) и духовные ценности (знания, правила, мораль, вера).
Кроме того, они могут быть объективные и субъективные в зависимости от того, что и на каком основании оценивается. Они могут быть внешними (то, что принято за эталоны в обществе) и внутренними (собственные убеждения и стремления индивидуума).
Иерархия ценностей
В современном мире разделяют высшие (абсолютные) ценности и низшие, для достижения определенных задач. Немаловажен тот факт, что они непосредственно взаимосвязаны друг с другом, предопределяют целостную картину мира индивида. Таким образом, имеют место разные способы иерархии жизненных ценностей.
В развитии цивилизации прослеживаются различные установки, из которых одни приходили на смену другим, отображая разные системы ценностей. Но вопреки разным способам разделения наивысшей и безусловной является жизнь человека, он сам.
В иерархии ценностей красной канвой проходит вопрос духовных ориентиров, составляющих сформировавшийся за тысячи лет человеческой истории духовный капитал человечества. Это, в первую очередь, нравственные и эстетические ценности, считающиеся ценностями высшего порядка, поскольку играют весомую роль в человеческом поведении в иных системах ориентиров.
Нравственные ориентиры преимущественно затрагивают вопросы о добре и зле, сущности счастья и справедливости, любви и ненависти, предназначении жизни.
Высшие (абсолютные) ценности не нацелены на приобретение выгод, являясь идеалами и смыслом для всего остального. Они вечные, важны в любую эпоху. К таким эталонам можно отнести, например, ценности, значимые для всего человечества, - мир, сами люди, дети, победа над болезнями, продление жизни. Также это общественные идеалы – правосудие, независимость, демократия, защита прав человека. К коммуникативным ценностям относятся дружба, товарищество, взаимовыручка, а к культурным - традиции и обычаи, языки, нравственные и эстетические идеалы, историко-культурные объекты, предметы искусства. Личные качества также имеют свои идеалы - честность, верность, отзывчивость, доброта, мудрость.
Низшие (относительные) ценности являются инструментами для приобретения высших. Они наиболее изменчивы, зависимы от разных факторов, существуют лишь определенное время.
Характерными ценностями являются, к примеру, любовь, здоровье, свобода, отсутствие войн, материальное благополучие, предметы и области искусства.
К антиценностям, то есть понятиям, носящим отрицательные черты и противоположным идеалам, можно отнести болезни, фашизм, нищету, агрессивность, злобу, наркоманию.
Термин и история возникновения аксиологии
Изучением природы и значения важных для людей явлений, вещей и процессов занимается учение о ценностях – аксиология. Она позволяет сформировать индивиду свое отношение к действительности и другим людям, выбрать ориентиры именно для своей жизни.
Одной из задач аксиологии является выявление ключевых ценностей и их противоположных явлений, раскрытие их сущности, определение их места в мире индивида и социума, а также распознавание способов становления оценочных взглядов.
В качестве автономного учения аксиология появилась гораздо позднее зарождения проблемы ценностей. Это произошло в 19-м веке. Хотя попытки философского осмысления жизненных ценностей, высоких идеалов и норм прослеживаются в самых первых мифических, религиозных и мировоззренческих источниках. Например, вопрос о ценностях рассматривался в эпоху Античности. Философы осознали, что помимо познания окружающего мира, человек дает оценку вещам и явлениям, проявляя свое личное отношение к познаваемому.
Одним из основоположников аксиологии является немецкий мыслитель 19-го века Р. Г. Лотце. Он придал понятию "ценность" категориальное значение. Это все, что важно для человека, несет индивидуальный или социальный смысл. Последователи ученого усовершенствовали концепцию ценностей, дополнили основополагающие понятия учения.
Весомое значение в утверждении аксиологии как самодостаточной теории внес И. Кант. Он объявил человека наивысшей ценностью, проторив свежую стезю совершенствования этого нового учения. Следовательно, к человеку необходимо относиться только как к цели, и никогда - как к средству. Также Кант развил понятие нравственности и долга, которые, по его мнению, отличают людей от животных и делают возможным путь к благу, имеющему смысл лишь в человеческом измерении.
В. Виндельбанд считал аксиологию доктриной об априорных, общеобязательных идеалах, а первоочередная задача индивида заключалась в реализации ценностей на практике.
Философские подходы в аксиологии
В настоящее время принято выделять четыре основные аксиологические концепции. Согласно первой из них, ценности представляют собой явления действительности, не зависящие от человека. Их можно выявить опытным путем, и они способны удовлетворить естественные и психические нужды людей. Такой подход получил название "натуралистический психологизм", наиболее яркими представителями которого являются К. Льюис и А. Мейнонг.
Второй подход - аксиологический трансцендентализм. Его сторонники (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) считают ценности выходящими за грани норм и опыта в область духа - наивысшего, абсолютного и необходимого для всех.
Сторонники третьего течения, персоналистического онтологизма, к которому относится М. Шелер, также считали ценности независящими от субъекта, от любой сущности. Согласно его утверждениям ценность нужно изучать в эмоциональном ключе. Причем она не поддается логическому мышлению. Также философ считает, что наивысшие идеалы и ценности заложены в божественном начале, находящемся в основе всех предметов и явлений; однако единственным местом становления Бога является сознание людей.
Четвертый подход - социологическая концепция, представленная такими деятелями, как М. Вебер, Т. Парсонс, П.А. Сорокин. Здесь идеалы рассматриваются как средство существования культуры, а также инструмент функционирования общественных объединений.
Личностные ценности формируют систему ее ценностных ориентиров. Это осуществляется исходя из наиболее значимых свойств самой личности. Такие ценности бывают свойственны лишь конкретному индивиду, обладают большой степенью индивидуальности, а могут и интегрировать его с какой-либо группой людей. Например, любовь к музыке характерна для меломанов, певцов, композиторов и музыкантов.
Сущность и значение ценностей
В первую очередь, аксиологи пытаются раскрыть тему природы ценностей. Имеются разные точки зрения по этому вопросу. Так, это и способность предмета или явления удовлетворить нужды людей, их мечты и побуждения, идеи, понятия и принципы.
Значимым является осмысление объективности и субъективности ценностей, наличие красоты, честности, благородства. Кроме того, немаловажна здесь роль индивидуальных запросов, представлений личности, ее наклонностей.
Идеалы в своем большинстве представляют собой абстрактное понятие, умозрительное, абсолютное, совершенное, желанное. Они координируют поступки, действия человека, исходя из текущей действительности.
Ценности, особенно нематериальные, осуществляют роль духовных и социальных ориентиров, стремлений человека к реальному их воплощению посредством конкретных действий.
Также они сохраняют взаимосвязь с прошлым: функционируют как культурные традиции, обычаи, устоявшиеся нормы. Это играет важную роль в формировании любви к Родине, преемственности семейных обязанностей в их моральном значении.
Ценности участвуют в становлении интересов, мотивов и целей; являются регуляторами и критериями оценки поступков людей; служат для познания сущности человека, подлинного смысла его жизни.