Конкуренция - это соперничество между участниками рыночной экономики. Виды и функции конкуренции
Конкуренция – это понятие, присущее рыночной экономике. Каждый участник финансовых, торговых отношений стремится занять лучшее место в той среде, где ему приходится функционировать. Именно по этой причине возникает конкуренция. Борьба между субъектами рыночных отношений может вестись по разным правилам. Это определяет вид конкуренции. Об особенностях такого соперничества пойдет речь в статье.
Общее определение
Конкуренция – это соперничество между участниками рыночных отношений, которое является необходимым инструментом на пути к движению и развитию. Это одна из важнейших экономических категорий. Термин означает в переводе с латинского языка «состязание» или «столкновение».
Существуют три основных взгляда на трактовку этого понятия. С точки зрения поведенческой теории конкуренция представляет собой борьбу взаимозависимых продавцов. Они стремятся получить контроль над всем рынком в определенной отрасли. Неоклассицизм несколько уточнил данное определение. Приверженцы этого течения рассматривали конкуренцию как борьбу обоюдно зависимых продавцов за овладение ограниченными экономическими благами, потребительскими деньгами.
Структурная теория рассматривает конкуренцию с точки зрения способности или неспособности игрока на рынке влиять на уровень цен. На основе таких суждений вырабатывается несколько моделей рынка. Приверженцы этой теории различают соперничество и конкуренцию.
Третью трактовку конкуренции производителей дает функциональная теория. Согласно этой точке зрения борьба происходит между старым и новым. Предприниматели одновременно разрушают и созидают.
Если рассматривать понятие в самом общем виде, конкуренция – это экономическая категория. Она выражает связь и взаимодействие экономических субъектов рынка, которые при этом борются за овладение ограниченными ресурсами, благами. В конечном итоге все участники торговых отношений стараются занять привилегированную позицию в определенном виде деятельности. Это обеспечивает выживание предпринимателей на рынке.
Функции
Конкуренция в экономике рассматривается как движущая сила прогресса и развития, улучшения технических характеристик продукции. Это обязательный элемент гармонично функционирующей системы. Экономика в результате такого соперничества вырабатывает только те продукты, в которых в данный момент нуждается покупатель. Производители ищут наиболее эффективные технологии, инвестируют средства в новые научные разработки, дабы усовершенствовать свой товар, сделать его требуемого уровня качества.
Существует несколько основных функций конкуренции. Первой из них является регулирование. Чтобы занять лучшие позиции в данной отрасли, производитель изготавливает ту продукцию, которая, по его мнению, на основе проведенных исследований будет пользоваться спросом. Поэтому развиваются только перспективные, важные для людей сегменты рынка.
Еще одной функцией конкуренции является мотивация. Это шанс и риск для производителя продукции одновременно. Чтобы получить высокую прибыль, предприятие должно произвести качественную продукцию при минимальных затратах на производство. Если же он нарушил пожелания клиентов, то терпит убытки. Покупатели выберут другой товар. Это мотивирует предпринимателей изготавливать качественную продукцию, которая будет реализована по приемлемой стоимости.
Конкуренция также выполняет функцию контроля. Она ограничивает, определяет рамки для экономического развития каждой компании. Это не позволяет одному предприятию управлять ценой на рынке по своему усмотрению. При этом продавец сможет выбрать продукцию, которую произвели несколько компаний. Чем совершеннее будет рыночное соперничество, тем справедливее будет ценообразование.
Политика конкуренции
Изучая понятие конкуренции, нужно понимать не только основные пути ее воздействия на рынок, но и механизм управления взаимоотношениями между всеми участниками. Для этого государство проводит взвешенную политику, которая имеет несколько целей. В первую очередь проводится стимулирование технического прогресса. Государство мотивирует производителей изготавливать продукцию по инновационным технологиям.
Понятие конкуренции нужно рассматривать как борьбу в конкретный момент времени. Производители должны быстро реагировать на все изменения, которые происходят в окружающей их среде. Поэтому политика государства направлена на распространение информации на рынке, ее доступность. Все игроки должны быстро реагировать на производственный рывок, инновации одного из участников рыночных отношений. Это позволяет развивать конкретную отрасль быстрее.
Государства не заинтересованы в развитии монополии на рынке. В этом случае его развитие становится ограниченным, негармоничным. Потому проводится антимонопольная политика, выделяются дотации, льготы для развития малого и среднего бизнеса. Крупный игрок, который является монополистом, подчиняется законам, установленным на законодательном уровне.
Существует вероятность, что основные игроки в определенной отрасли начнут договариваться, уклоняясь от риска, обязательных условий существования конкурентной борьбы. В этом случае развитие также будет негармоничным. От этого будут страдать покупатели, а развитие, повышение качества и инновации не будут характерными для такой системы. Поэтому государство проводит политику в области предотвращения сговора предприятий о ценах. Издаются нормативные документы, которые устанавливают правила конкуренции для определенной отрасли.
Гарантии конкурентной политики
Законодательство каждой страны устанавливает правила ведения конкурентной борьбы. Нормативная база подстраивается под условия, которые сложились внутри каждого конкретного государства. Это позволяет управлять развитием, создавать условия для гармоничного роста отдельных отраслей и народного хозяйствования в целом.
В Российской Федерации главным нормативным актом, который регулирует отношения всех участников рынка, является закон «О защите конкуренции», который был принят 26.07.2006 г. Этот документ способствует установлению качественной конкуренции на внутреннем рынке, защите прав и определении обязанностей всех участников торговых отношений.
Закон «О защите конкуренции» позволяет создать условия, которые предоставляют возможность разным компаниям, независимо от их размера, осуществлять свою деятельность. Они могут легко войти на рынок, занять свободную нишу.
Закон оговаривает, что в центре внимания конкуренции должны оставаться цены и качество продукции, которая поставляется на рынок. Каждая услуга, которую предлагают участники торговых отношений, должна соизмеряться с реальной стоимостью и другими условиями, устанавливающимися на внутреннем рынке страны.
Закон защищает права товарных знаков, марок продукции. Это позволяет покупателю получать быстрый доступ к информации о происхождении той или иной продукции. На основе таких данных потребители могут судить о качестве изделий, их технических характеристиках.
Влияние конкуренции на развитие народного хозяйства и общества трудно переоценить. Поэтому политика государства устанавливает соответствующие условия для правильного развития каждой отрасли. Проводится ограниченная патентная защита, регистрация промышленных образцов. Патенты предоставляются роком до 20 лет.
Разновидности
Существуют разные виды конкуренции. Их классифицируют на основе точки зрения, с которой рассматривают взаимоотношения всех участников торгового процесса. По последствиям, которые конкуренция имеет на экономику в целом, различают созидательное и разрушительное соперничество производителей. В экономической теории преимущественно рассматривается именно созидательная конкуренция.
Различают виды конкуренции по составу участников, которые задействованы в соперничестве.
- Внутриотраслевая конкуренция. Участниками являются предприятия одной отрасли. Это позволяет формировать стоимость продукции.
- Межотраслевая конкуренция. Борьба ведется между субъектами разных отраслей. Такое соперничество позволяет устанавливать среднюю прибыль.
Конкуренция может отличаться методами ведения борьбы. Выделяют ценовое и неценовое соперничество. В первом случае компании, чтобы привлечь клиентов, управляют стоимостью продукта (чаще снижают ее, но иногда и поднимают). При углублении производителей в подобные методы борьбы между ними может возникнуть настоящая война. Такой вид конкуренции является разрушительным.
Неценовая конкуренция позволяет участникам получить привилегированное положение на рынке благодаря изготовлению уникального продукта. Он отличается внешним видом или внутренним содержанием. Это также может быть сервис, дополнительные услуги, которые предоставляет производитель покупателю, и реклама.
Совершенная (чистая) конкуренция
В зависимости от того, как производители влияют на установление цены на рынке, выделяют несовершенную и совершенную конкуренцию. Во втором случае в отрасли устанавливается ситуация, в которой ни одно предприятие не может повлиять на общую стоимость продукции. Она формируется исключительно по законам спроса, предложения, а также реальной себестоимости.
В отличие от совершенной конкуренции, несовершенное соперничество становится нечестным. Некоторые производители, пользуясь своим преобладанием на данном рынке, начинают диктовать собственные условия при установлении цен. Такое влияние может быть значительным или небольшим. Это ограничивает свободу предпринимательской деятельности, устанавливает рамки и ограничения для остальных игроков.
Несовершенная конкуренция
К несовершенной конкуренции относятся такие формы существования рынка, как олигополия, монополия, монополистическая конкуренция, монопсония, олигопсония и прочие подобные разновидности. Чем больше власть сконцентрирована в руках одного производителя, тем сильнее монополия в этой отрасли.
Чтобы имело место быть совершенное соперничество на рынке, требуется наличие большого количества мелких игроков. При этом доля каждого из участников на рынке не должна превышать 1 %. Все товары, которые предлагают производители, должны быть однородными, стандартными. Также условием конкуренции совершенного типа является наличие множества покупателей, каждый из которых может приобрести небольшое количество товара. Все участники торговых отношений имеют доступ к информации о средней цене в отрасли. Для входа на рынок не установлены барьеры и ограничения.
Монополистическая конкуренция
Совершенную или чистую конкуренцию сегодня рассматривают как абстракцию, которая позволяет понять механизмы на рынке. Однако в развитых странах в большинстве случаев устанавливается монополистическая конкуренция. Это вполне нормальное явление. Оно контролируется государством.
Рассматривая формы конкуренции, именно монополистической борьбе многих производителей нужно уделить внимание. На рынке присутствует много продавцов и покупателей. Сделки в этом случае заключаются в широком диапазоне. Они могут значительно отличаться от установленного среднего уровня. Это объясняется способностью фирм предложить товары разного качества. Однако такие различия не должны быть значительными. Чаще всего это методы неценовой конкуренции. Однако за такую разницу покупатели готовы платить больше. Все участники рынка имеют низкую способность формировать цену, потому что их достаточно много.
Такая конкуренция может возникнуть в отрасли, которая характеризуется сложными технологиями (например, машиностроение, энергетика, связь и т. д.). Так компания может разработать новый продукт, аналогов которому пока нет. Он получает сверхприбыли, но в последствии на рынок выходит несколько игроков, сумевших освоить подобную инновацию. Они получают приблизительно равные возможности. Это не позволяет отдельной компании диктовать стоимость товара.
Олигополия
Существуют формы конкуренции, при которых количество игроков на рынке ограничено. Это олигополия. Участники не могут значительно повлиять на установление цены. Если один из игроков снизит стоимость на свой товар, остальным участникам придется либо также уценить свой товар, либо предложить больший объем дополнительных услуг.
На таком рынке участники не могут рассчитывать на длительное приоритетное положение при снижении цен. Войти на этот рынок сложно. Существуют значительные барьеры, которые не допускают сюда фирмы мелкого, среднего бизнеса. Часто олигополия устанавливается на рынке торговли сталью, природными, минеральными ресурсами, компьютерной техникой, в машиностроении и т. д.
На таком рынке может установиться недобросовестная конкуренция. Так как участников на рынке мало, они могут договориться между собой и неоправданно повысить цены на товар. Такие действия контролируются со стороны государства. Недобросовестная конкуренция ведет к разрушительным для экономики последствиям. Она не способствует развитию, научному прогрессу. Сговор производителей приводит к установлению несправедливых цен. Спрос на продукцию падает.
Монополия
Конкуренция в экономике может принимать разные формы. Иногда на рынке устанавливается чистая монополия. В этом случае большую часть продукции поставляет всего одна компания. При этом вход на рынок для других игроков не только ограничен, но и практически невозможен.
Монополист, деятельность которого не контролируется со стороны государства, может устанавливать цены, влиять на их формирование. При этом стоит учесть, что монополист редко устанавливает максимально высокую стоимость. Чаще всего это объясняется нежеланием компании привлекать в отрасль другие фирмы. Также установление низких цен компанией-монополистом может преследовать цель полностью завоевать рынок. Даже мелкие фирмы будут вытеснены.
Рассмотрев разновидности и особенности формирования торговых отношений на рынке, можно сказать, что конкуренция – это сила, которая определяет развитие отрасли. При установлении гармоничных отношений всех участников можно добиться развития всей экономики. При неправильном распределении влияния предприятий конкуренция может быть разрушительной.