Генералиссимус Шеин Алексей Семенович (1662-1700): родословная, биография, память
В один из дней 1662 года (точная дата неизвестна) в семье государева стольника – Семена Шеина - произошло радостное и весьма примечательное для отечественной истории событие: на свет появился сын Алексей – будущий видный государственный деятель и полководец. Отец, ведавший по роду своих занятий царскими трапезами, едва ли мог предположить, что его отпрыску судьба уготовила стать первым российским генералиссимусом. Откроем же страницы биографии Алексея Семеновича Шеина и познакомимся с жизнью этого удивительного человека.
Отпрыск знатного рода
Алексей Семенович Шеин (1662-1700) происходил из древнего боярского рода, впервые упомянутого в летописях XIII века. Его предки немало послужили отчизне, а один из них – Михаил Борисович, являющийся прадедом будущего генералиссимуса, – даже вошел в историю как один из героев Смоленской войны 1632-1634 гг. Оговоренный клеветниками, он был обезглавлен по воле государя Алексея Михайловича, но затем уже посмертно оправдан. Та же участь постигла и многих его сподвижников. Это наводит на мысль о том, что традиция массовых репрессий с последующей реабилитацией имеет в России глубокие корни.
Начало блистательной карьеры
Карьера будущего генералиссимуса Шеина отличалась небывалой стремительностью. Став еще в отрочестве свидетелем казни Степана Разина, он всю свою последующую жизнь посвятил укреплению российского самодержавия и борьбе с его врагами. Повелением государя Алексея Михайловича юноша в 14-летнем возрасте был приближен ко двору и получил должность стольника, заняв то же положение, что и отец.
По прошествии 5 лет Алексей стал Тобольским воеводой, а вскоре ему был пожалован боярский титул. Год спустя он переводится на ту же должность в пограничный город Курск и как официальное лицо прибывает в Москву на коронацию двух тогда еще малолетних царей – Ивана V и его брата Петра I.
В отличие от большинства высших сановников, полагавших, что знатность происхождения может заменить деловые качества, Шеин непрестанно учился и вскоре стал одним из образованнейших людей своего времени. Участвуя в двух Крымских походах 1687 и 1689 годов, завершившихся крупными поражениями русских войск, он не пытался искать тайных виновников неудач, а открыто заявлял о необходимости проведения масштабной военной реформы.
В лучах царской милости
Алексей Семенович Шеин стал одним из ближайших помощников молодого государя Петра Алексеевича в создании флота, позволившего в 1696 году блокировать Азов с моря и тем самым обеспечить победу над крымскими татарами. В этом походе, командуя сухопутными войсками, он блестяще провел осаду и взятие ранее неприступной крепости. За эту победу государь удостоил Шеина высшего военного звания, сделав первым в истории государства генералиссимусом. Не ограничиваясь лишь прославлением своего верного слуги, царь пожаловал ему вотчину в 305 дворов, драгоценный кубок, кафтан золотого шитья и специально отчеканенную медаль. Известно, что щедрость Петра I не имела границ, как, впрочем, и жестокость.
Тогда же новоиспеченный генералиссимус получил и ряд новых высоких назначений. Вдохновленный взятием неприступной Азовской крепости, государь отдал под его командование всю российскую армию, сделав одновременно главой Иноземного приказа, что по современным меркам соответствует должности министра иностранных дел. Отныне в его подчинении находились и военные, и дипломаты, которые удачно дополняя друг друга, позволяли решать самые сложные внешнеполитические вопросы.
Строитель Таганрогской гавани
Среди прочих заслуг Алексея Семеновича важное место занимает осуществленное им строительство морской гавани в Таганроге. Возложенная на него задача представляла собой двойную сложность. Во-первых, требовалось решить ряд сугубо инженерных задач, в чем неоценимую помощь ему оказали обширные знания, приобретенные еще в молодые годы, и, во-вторых, приходилось постоянно прерывать работы и с оружием в руках отражать набеги турок и татар. Тем не менее в 1698 году строительство было успешно завершено и ознаменовалось созданием под его патронажем первой в России «навигацкой школы» − учебного заведения, готовившего кадры для нужд флота.
Споры с самим государем
Любопытно отметить, что в народной памяти Алексей Семенович Шеин остался отнюдь не как безропотный исполнитель государевой воли, а как один из немногих, кто осмеливался возражать грозному самодержцу. Известно, например, что он безуспешно пытался смягчить участь приговоренных к смерти бунтарей-стрельцов, и, несмотря на то, что приложенные усилия не увенчались успехом, проявил изрядное мужество, ведь за такую дерзость мог сам поплатиться головой.
Как истинно русский патриот высказывался он и против бездумного введения Петром I различных иноземных новшеств, одним из которых было поголовное бритье бород. Но и здесь государь простил ему дерзость, ограничившись лишь тем, что заставил его самого стать первой «жертвой» придворного цирюльника.
По воспоминаниям современников, генералиссимус Шеин вообще не считал нужным скрывать свои разногласия с государем, отчего порой находился на той грани, за которой любого другого человека ждала бы неминуемая опала, а то и смерть. Но государь порой бывал великодушным, особенно в отношении людей, которых ценил за их ум, образованность и деловые качества.
«Птенец гнезда Петрова»
В отечественную историю конца XVII века и первых двух десятилетий XVIII вошло понятие «птенцы гнезда Петрова», под которым принято понимать совокупность государственных деятелей, ставших ближайшими сподвижниками царя и благодаря личным качествам выдвинутых им на ключевые посты. К их числу относится и Алексей Семенович Шеин, родословная которого лишь отчасти способствовала взлету его дальнейшей карьеры.
О том, насколько государь ценил своего первого генералиссимуса, свидетельствует следующий факт. В 1624 году он задумал установить в Санкт-Петербурге, ставшем новой столицей России, памятник наиболее выдающимся государственным деятелям своего царствования, в число которых им был включен и Шеин. Кроме него, этой высокой чести удостоились российский адмирал шотландского происхождения – Патрик Леопольд Гордон, поддержавший Петра в период самых ранних начинаний, а также его ближайший друг и советник – швейцарец Франц Лефорт, послуживший созданию новой регулярной армии.
К сожалению, внезапная кончина государя, последовавшая в феврале 1725 года, помешала ему осуществить задуманный проект, а сменившая его на троне Екатерина I была полна иных забот. Тем не менее из воспоминаний современников Петра Великого, находившихся возле него в последние дни жизни, известно, что заслуги этих людей он считал столь значительными, что полагал их достойными самого величественного монумента.
Дверь в Черное море
По мнению исследователей, давая столь высокую оценку деятельности генералиссимуса Шеина, государь едва ли преувеличивал. Если его отец отличился лишь тем, что исправно менял блюда во время царских застолий, то сам он сыграл видную роль во всей российской истории. Подобно тому, как победа в Северной войне, начавшейся вскоре после смерти Шеина, открыла России «окно» в Европу, так и взятие Азова, осуществленное войсками под его командованием, «отворило дверь» к Черному морю.
Кроме того, победа в Крыму значительно ускорила окончание русско-турецкой войны, продолжавшейся в период 1686-1700 гг. Подписанный в Константинополе мирный договор позволил России переместить к западным рубежам свои основные силы и выставить их в борьбе со Шведским королевством за берега Балтийского моря. Благодаря генералиссимусу Шеину в течение последующих десяти лет России не угрожала война на два фронта.
Конец славной жизни
О том, как могли бы в дальнейшем реализоваться военные и административные таланты Алексея Семеновича, можно лишь строить предположения. Возможно, что своей немеркнущей славой он затмил бы таких выдающихся деятелей Петровской эпохи, как князья Ф. Д. Меньшиков и М. М. Голицын, граф Б. М. Шереметев и адмирал Ф. М. Апраксин. Но судьбе было угодно прервать его деятельность в момент ее наивысшего подъема. После непродолжительной, но тяжелой болезни 12 февраля 1700 года генералиссимус Шеин скончался в Москве на 39 году жизни. У государева престола его место заняли представители следующего, более позднего поколения «птенцов гнезда Петрова».
Памятные монеты, посвященные А. С. Шеину
В рамках государственной программы, направленной на патриотическое воспитание граждан и увековечение памяти героического прошлого страны, Банком России в 2000 году был начат выпуск монет, посвященных выдающимся отечественным военачальникам и флотоводцам. К их числу относятся многие исторические личности, стяжавшие славу на полях сражения и в морских баталиях. В 2013 году эта серия была пополнена памятными монетами с изображением А. С. Шеина.
Были выпущены два вида серебряных монет − 25 рублей и 3 рубля. Кроме того, в оборот поступила и небольшая партия золотых монет достоинством 50 рублей. Поскольку все они тогда же осели в частных коллекциях, не стали достоянием широкой публики, остановимся на кратком описании каждой из них.
Особенности каждого вида монет
Так, реверс (оборотная сторона) серебряной монеты достоинством 3 рубля выполнен в виде зеркального диска, окруженного кантом. С левой стороны помещен портрет генералиссимуса Шеина, держащего в руке саблю, а справа от него находится рельефное изображение крепости, которое, по замыслу авторов, должно напоминать о взятии Азова. Над ним по линии канта проходит надпись: «А. С. Шеин». На аверсах (лицевой стороне) всех памятных монет помещено изображение двуглавого орла и указание стоимости.
Затем по возрастанию номинала идет серебряная монета 25 рублей. С правой стороны ее реверса, также представляющего собой зеркальное поле, помещен портрет генералиссимуса, но в старорусском кафтане и с булавой в руке. Слева от него находится изображение крепостной стены, на которой в картуше (декоративном обрамлении) указаны годы его жизни - 1662-1700 гг. Остальное пространство занято различными обобщенными символами государственных реформ и воинских побед. Это и солдат, облаченный в европейский мундир, и орудие, и копье с вымпелом. В правой верхней части диска в соответствии с направлением канта, как и на предыдущей монете, помещена надпись: «А. С. Шеин».
И наконец, самой ценной в этой серии является золотая пятидесятирублевая монета. На ней прославленный генералиссимус изображен в полном парадном облачении. На нем изысканный мундир европейского образца той эпохи и парик. Слева помещены годы рождения и смерти, а внизу - овальная надпись с указанием фамилии и инициалов.
Напомним, что номинальное достоинство коллекционных памятных монет, указанное на их аверсах, во много раз ниже их реальной рыночной стоимости. Известно, например, что самая дешевая из них − трехрублевая монета - на аукционах 2018 года оценивалась в 2500 тыс. рублей и выше.