Уфтюжская роспись: итория, особенности, известные мастера

Уфтюжская роспись - это один из своеобразных художественных промыслов Русского Севера. С XVIII по XX век крестьяне, жившие на берегах Северной Двины, производили деревянные и берестяные изделия, украшенные живописью и резьбой.

История и география

История возникновения уфтюжской росписи берет свое начало в селе Верхняя Уфтюга, расположенном на одноименной реке в Архангельской области. Этот край развил самобытную культуру благодаря большой отдаленности от других крупных поселений. Даже в наши дни добраться сюда можно только по воде.

Уфтюга была не только центром торговли, но и религии. Здесь находился единственный на многие километры православный храм - церковь Дмитрия Солунского. До сих пор он считается одним из лучших памятников деревянного зодчества.

В 17 веке на север массово переезжали русские старообрядцы из других областей. Они принесли с собой тщательно сохраненный уклад жизни допетровской России. В местных художественных промыслах очень сильно влияние именно древнерусского искусства: иконописи и книжной миниатюры.

Берестяные туеса

Северные крестьяне не знали крепостного права. Они платили государству подати, средства на которые добывали рыболовством, охотой, вырубкой леса и ремеслами.

Каждый год проходили крупные ярмарки, на которых мастера представляли свои изделия: туеса, посуду, прялки, колыбельки и даже детские игрушки. Своим развитием уфтюжская роспись обязана именно этим необходимым в быту вещам.

Туеса (берестяные сосуды с крышкой) широко использовались в крестьянском хозяйстве. В них хранили крупы, соль, молоко и шерсть, даже солили грибы на зиму. Мастера расписывали их не только для продажи, а еще и для своих родственников и друзей.

Веселая и яркая манера рисунка превращала простые вещи в настоящие произведения искусства.

Расписные избы

Интерьеры домов на Руси украшались живописью и резьбой еще в домонгольские времена. Это считалось признаком большого богатства, ведь крестьянские избы топились "по черному", их украсить было невозможно. Но после того как печные трубы начали выводить на крышу, деревенские жители принялись расписывать стены, потолки и ставни.

В Верхней Уфтюге интерьеры любили украшать растительными мотивами на оранжево-красном, голубом или бледно-зеленом фоне. Яркие краски напоминали о лете, таком коротком на Русском Севере.

Среди растений и цветов встречались диковинные птицы и заморские звери. Сохранились даже печи с изображением грозных львов.

Чаще всего расписные избы встречаются в старообрядческих поселениях. Именно там особенно бережно сохранялись народные традиции.

Основные мотивы

Благодаря тому, что уфтюжская роспись по дереву была истинно народным искусством, ее основная тема - крестьянская жизнь на фоне природы. Стилизованные изображения растений встречаются на туесах, прялках, резных наличниках.

Часто художники изображали птиц. Среди них - популярные на всем Севере лебеди, а также куры, голуби и даже павлины. Иногда это могли быть диковинные мифические птицы, прогуливающиеся под деревьями и чистящие перышки. Можно увидеть знакомых всем сирина и алконоста.

Распространены и геометрические узоры, особенно круг, символизирующий солнце. Внутри может находиться цветок с шестью лепестками. В уфтюжской росписи он символизирует плодородие.

Мастера любили изображать цветы, которых никогда не видели сами. Это могла быть роза - царица всех растений. Или тюльпан - символ молодости. Идея весеннего преображения и возрождения природы выражалась фантастическим цветком под названием крин. Он встречается в росписях по всему Северу.

В гамме оттенков преобладают синий, розовый, коричневый, голубой, зеленый и белый цвета. Фон оставляют светлым, подчеркивая естественную красоту материала.

Известные мастера

До нашего времени дошло не так много берестяных и деревянных расписных предметов. И еще меньше - конкретных имен из истории уфтюжской росписи. Но некоторые художники известны до сих пор. Чаще всего авторство определяется по характерному стилю изображения.

Часто крестьянские мастера рисовали целыми семьями, знания передавались от отца к сыну. Позже начали объединяться в артели, но к XX веку остались лишь одиночки.

При изготовлении берестяных туесков обязательно ставилась метка мастера, который его собрал. Она представляла собой вертикальные черты, нанесенные с помощью затупленного шила. Эти метки были индивидуальны для каждой семьи.

Среди известных авторов можно выделить несколько ярких фамилий. А. Д. Кувакин предпочитал легкие штрихи и светлые тона. В отличие от него, Ф. И. Бестужев стремился к четкому контуру и динамичной композиции. В семействе Новинских передавались ремесленные традиции вплоть до шестидесятых годов XX века.

Их работы, сохранившиеся до наших дней, можно увидеть в коллекциях крупных музеев Санкт-Петербурга, Вологды, Москвы, Архангельска. Исследователи и краеведы до сих пор собирают историю северных промыслов и делают для архивов фото уфтюжской росписи.

Особенности работы

Старые мастера использовали для создания уфтюжской росписи темперу и масляные краски. Сейчас их заменяют гуашью с небольшим количеством клея ПВА. Можно также использовать современные кисти из белки с острым кончиком и недлинным ворсом.

Расписывать можно дерево, бересту и даже фанеру. Для изображения фона изделие с помощью поролонового тампона необходимо покрыть тушью, гуашью или акварелью.

Рисунок выполняется в определенной последовательности. Краска наносится слоями: сначала светлая, затем более темная, и только после этого рисуются контур, точки и другие тонкие детали. По окончании работы гуашь необходимо закрепить бесцветным лаком в три слоя.

Комментарии