Психологическая готовность детей к обучению в школе: общая характеристика, виды, методы определения

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе представляет собой комплекс свойств и умений, которые помогут первокласснику осваивать учебную программу в коллективе сверстников. Определяет ее, как правило, детский психолог, основываясь на результатах разработанных для этого тестов.

Особенности возрастного развития

В дошкольном возрасте ребенок переживает кризис сепарации в 6-7 лет. Он проходит не так заметно, как кризис негативизма в 3-4 года. Главное изменение этого периода - способность сохранять в сознании рекомендации и установки родителей. Для малыша мама и папа незримо присутствуют, когда они далеко.

Психологи утверждают, что это изменение определяет способность детей выдерживать разлуку с ними без неврозов, которые неизбежны до 6 лет. Поэтому в таком возрасте уместно определять психологическую готовность ребенка к школе.

В это время для физиологического и психологического развития характерны следующие серьезные изменения:

  • Перестраивается иммунная система, с чем связаны частые болезни на седьмом году жизни.
  • Созревают участки мозга, ответственные за логическое мышление и способности делать то, что нужно, а не хочется, появляется умение обобщать, формировать и удерживать целостные образы.
  • У ребенка появляется жажда к познанию, ему все нужно, все интересно. Он многое начинает и бросает на половине пути.
  • Игра отходит на второй план после занятости освоением новой информации и навыков.
  • Кроме любящих родителей, у ребенка появляется психологическая потребность в наставнике, который обучает, оценивает, заботится и критикует.

Рассмотрим, какие существуют характеристики психологической готовности к обучению в школе.

Что требуется от малыша, чтобы ему было комфортно обучаться

Многие родители стараются добиться от него умения читать, считать, писать, однако такой подход не совсем правильный. Если кратко, психологическая готовность к обучению в школе - это способность ребенка:

  • Усваивать материал из школьной программы.
  • Доверять преподавателю и воспринимать его в качестве наставника, а не злой тети, ругающей за оплошности.
  • С интересом и без потери энтузиазма выполнять домашние задания.
  • Выстраивать отношения с одноклассниками, быть частью коллектива и чувствовать себя в нем комфортно.
  • Безболезненно переносить разлуку с родителями во время занятий.

При этом не так важен уровень интеллектуального развития и умственные способности. Если ребенок психологически зрелый, он наверстает упущенное в плане знаний и навыков достаточно быстро.

Подходы к определению

Психологическая готовность детей к обучению в школе может определяться 2 подходами. Для удобства мы оформили их особенности в виде таблицы:

Название подхода

В чем суть

Педагогический

Предмет диагностики - знания, умения и навыки ребенка. Тестирование заключается в выполнении ряда заданий, которые, согласно нормам, должен уметь выполнять дошкольник.

Чаще всего это тесты по математике, грамоте, чтению.

Психологический

Этот подход основывается на определении психологических особенностей дошкольника и их соответствию возрастному развитию.

Оцениваются:

  • Личность ребенка.
  • Готовность психики к учебному процессу.

Личностные параметры, которые исследуют психологи:

  • Самооценка.
  • Наличие мотивации к получению новых знаний.
  • Готовность вступить в новый социальный институт.
  • Развитие интеллекта и всех его составляющих.

Готовность психики к учебному процессу определяется такими умениями:

  • Подчиняться правилам в своем поведении и организации учебного процесса.
  • Работать по образцу.
  • Слушать учителя, выполнять его указания и другие.

Виды (составляющие)

Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе - понятие обобщенное, комплексное. Она состоит из нескольких частей, одинаково важных и связанных с функционированием разных участков мозга, а также с уровнем физического развития.

Компоненты психологической готовности к обучению в школе:

  • Личностная готовность.
  • Волевая.
  • Интеллектуальная.
  • Физическая и психофизиологическая.
  • Речевая.

Такая структура психологической готовности к обучению в школе позволяет составить целостную картину об уровне развития ребенка. Необходимо учитывать каждый из компонентов при диагностике, которую проводят воспитатели детского сада, учитель начальных классов и психолог. Каждый из компонентов имеет свою структуру.

Личностная готовность

Оценка личности - важная часть диагностики психологической готовности к обучению в школе, поскольку позволяет определить способность ребенка адаптироваться к абсолютно новому способу жизни. Перемены, которые его ожидают, очень серьезные. Это:

  • Новый коллектив.
  • Классно-урочная система.
  • Режим.
  • Оценки преподавателей.
  • Новые правила, которым он должен подчиняться.

Критерии личностной готовности

Психологи выделяют такие составляющие:

  • Социальную.
  • Мотивационную.
  • Эмоциональную.

От социальной составляющей зависит то, как будут складываться отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Она определяется отношением дошкольника к таким людям и явлениям:

  • Школа и режим, который необходимо соблюдать в ходе обучения (приходить вовремя, выдерживать определенное количество уроков, выполнять домашние задания).
  • Учитель и правила на уроках. Нужно выяснить, воспринимает ли ребенок преподавателя в качестве наставника, указания которого нужно выполнять (не шуметь, внимательно слушать, говорить только после разрешения и в рамках изучаемой темы).
  • Сам малыш. Изучается адекватность самооценки ребенка, поскольку слишком высокая определяет негативное отношение к критике, неизбежной при получении оценок, а слишком низкая затруднит адаптацию среди сверстников.

Мотивационная составляющая психологической готовности детей к обучению в школе - это наличие интереса и жажды к новым знаниям. При нормальном возрастном развитии с этим не должно быть проблем, поскольку семилетки всеми способами пытаются освоить новую информацию. Нюанс, который может вызвать трудности, это переход от привычной игровой формы обучения к урочной. Хотя большинство начальных школ практикуют подачу материала в виде игры, но так происходит не на всех уроках. Способность ребенка сохранять интерес к предмету при выполнении скучных заданий - это индикатор его готовности к школе.

Определить мотивационную готовность можно по таким показателям:

  • Усидчивость и способность доводить дело до конца, даже если оно не получается с первого раза.
  • Умение трудится, выработанное в ходе занятий дома или в саду.

При обучении самым важным способом мотивировать ребенка этого возраста считается похвала взрослых за любые достижения. Родители и педагоги должны высказывать ее эмоционально, но объективно.

Волевая составляющая

Она занимает особое место в содержании психологической готовности к обучению в школе. Эта составляющая предполагает определение произвольного поведения, если дошкольник осознанно способен контролировать свои поступки и подчиняться правилам, принятым в школе. Согласно данным прогрессивных исследований, такое поведение напрямую связано с мотивационным компонентом личностной и психологической готовностью детей к обучению в школе.

Ребенок должен уметь:

  • Слушать педагога и выполнять поставленные им задания.
  • Быть дисциплинированным, не позволять себе делать то, что хочется.
  • Работать по образцу.
  • Выполнять задания по выученному правилу.
  • Быть усидчивым и проводить столько времени на занятиях, сколько требуется.
  • Концентрироваться, если даже ему не очень интересно.

Интеллектуальная составляющая

Этому критерию отводится особое внимание среди всех видов психологической готовности к обучению в школе. Интеллектуальная составляющая включает уровень сформированности таких основных физических функций: память, мышление, внимание.

Ребенок должен уметь запоминать:

  • До 9 и больше предметов (вещей) за полминуты.
  • Ряд слов (до 10, но не меньше 6), воспроизводить фразы, повторенные 1-2 раза.
  • До 6 цифр.
  • Детали показанного изображения и отвечать на вопросы о них.

Навыки мышления, которыми должен обладать дошкольник:

  • Подбор логических пар слов.
  • Определение фрагмента, которого не хватает для полноты картинки, объяснять свой выбор.
  • Понимание последовательности событий.
  • Умение собрать картинку из 12 частей.
  • Умение найти закономерность в логической цепочке.

Навыки внимания, необходимые ребенку для начала обучения в школе:

  • Выполнять задание полностью, не теряя концентрации.
  • Находить отличия между 2 похожими картинками.
  • Уметь определить одинаковые предметы из ряда похожих.

Физическая и психофизиологическая готовность

Физической готовностью называется способность выполнять определенные физнагрузки, которые считаются необходимыми для этого возраста. Она зависит от состояния здоровья, осанки, соответствия роста и веса нормам, скорости и ловкости движений.

Кроме этого, в понятие физической готовности входят:

  • Зрение.
  • Слух.
  • Способность самостоятельно себя обслужить (одеться, обуться, поесть, сложить учебники, вовремя ходить в туалет).
  • Состояние нервной системы и ее влияние на подвижность.
  • Мелкая моторика.

Отдельно стоит сказать о таком важном показателе, как фонематический слух. При нормальной развитости он позволяет узнавать и различать все звуки в словах. но и созвучные слова с разным значением.

Речевая готовность

Она включает в себя набор таких навыков:

  • Произношения всех звуков.
  • Умение делить слово на слоги и звуки, определять их количество.
  • Словообразование и формирование высказываний с использованием правильных грамматических форм.
  • Умение рассказывать и пересказывать.

Методы определения

Знать психологическую готовность первоклассников к обучению в школе очень важно. Согласно мнению специалистов, главное достижение после окончания начальных классов заключается в том, что у ребенка остается желание учиться, появляется достаточно высокая самооценка, основанная на успехах и приобретенных умениях. Это возможно только в том случае, если при поступлении в первый класс он был готов к обучению.

Объективная психологическая готовность к обучению в школе определяется с помощью таких методов:

  • Собеседование в группах и индивидуально.
  • Тестирования с использованием заготовок - распечаток на бумаге, вырезанных картинок и фигур, игрушек.
  • Рисование на заданную тему.
  • Графический диктант.
  • Тест-опросник для определения мотивационной и речевой готовности, в ходе прохождения которого ребенок отвечает на вопросы о школе.

Психологическая характеристика готовности к обучению составляется психологом. Чтобы она была максимально объективной, а специалиста не обвинили в предвзятости, большинство заданий для тестирования дети выполняют в присутствии родителей. Проводится диагностика в непринужденной обстановке. Взрослые должны подбадривать и поддерживать ребенка.

Советы родителям

Хотя о психологической готовности к школе начинают говорить ближе к 7 годам жизни ребенка, но формирование ее происходит в рамках общего развития, начиная с рождения. Психологи дают такие советы родителям:

  • Часто и много говорить с детьми, объяснять и описывать им все, что происходит вокруг. Чем больше живого общения с самыми близкими, тем лучше будет развиваться речь ребенка.
  • Обязательно отвечать на все вопросы, которые задают малыши. Невнимание и ответы "не знаю", "потому что", "не мешай" способствуют угасания интереса к познанию.
  • Всегда давать возможность высказать собственное мнение.
  • Объяснять причины отказов и наказаний дружелюбным тоном.
  • Хвалить за достижения и помогать справляться с трудностями. Для всех детей в возрасте от 0 до 10 лет похвала взрослого - главный мотив деятельности.
  • Проводить занятия дома в игровой форме. Она считается максимально доступной для усвоения материала в детском возрасте.
  • Заниматься творчеством.
  • Много читать ребенку книг.
  • Контролировать питание ребенка, составлять здоровое и сбалансированное меню, чтобы малыш получал все необходимые для полноценного развития микроэлементы.

Согласно мнению психологов, чем больше ребенок наиграется до школы, тем легче ему соблюдать дисциплину на первом году обучения. Те дети, которые были лишены возможности играть вдоволь, пытаются наверстать упущенное в первом классе.

Основные причины психологической незрелости

Ребенок 6-7 лет может быть не готов к обучению в школе. Распространенные причины этого:

  • Болезненность, из-за которой малыш менее вынослив, часто пропускает занятия, ему труднее адаптироваться в коллективе.
  • Отсутствие систематических занятий до этого возраста. Регулярность дисциплинирует и помогает привыкнуть к урочной системе.
  • Патологии нервной системы, при которых ребенок должен обследоваться и проходить лечение у невролога, невропатолога, психотерапевта, посещать консультации психолога и социального работника. Такие заболевания часто сопровождаются задержкой психического развития.

Чтобы дошкольник вовремя был готов к обучению в школе, важно, чтобы он рос в здоровой психологической атмосфере, был любим, много играл и получал нужную заботу.

Комментарии