Восточный натюрморт: самобытность и гармония
Восточный натюрморт всегда стоял особняком среди произведений этого жанра. Он легко узнаваем по композиции и цветовой гамме. Восточная ткань выступает в роли драпировки, с ее блеском перекликаются краски сочных фруктов и изделий из серебра. Чаще всего при воспоминаниях о восточной живописи представляется натюрморт с кувшином или кальяном. А на многих картинах можно увидеть кинжалы ручной работы, дорогой мех и драгоценные камни, оправленные в серебро.
Гармония в восточном натюрморте
Искусство Востока правдиво рассказывает о быте и культуре своего народа. Наряду с роскошными, говорящими о состоятельности натюрмортами можно встретить и простую композицию, состоящую из потемневшей со временем посуды, граната, лимона и орехов.
Здесь не увидишь роскоши, но даже старая латунная или луженая медная чашка, украшенная гравировкой, говорит о высоком художественном мастерстве народа и его врожденном чувстве гармонии.
Орнамент – сила мысли
В восточном изобразительном искусстве никогда не увидишь фигуры животных или людей. Ислам запрещает изображать живое существо, это - харам (грех). Поэтому, наверное, так хорошо развита у мастеров способность видеть гармонию в линиях, в повторяющемся орнаменте, форме предмета. Натюрморт с кувшином, например, сочетает в себе его плавные, изящные линии, ювелирно прорисованную гравировку и скрупулезно выведенные узоры на драпировке.
Символизм и восприятие Востока
Восточный натюрморт весь пропитан символизмом.
Гранат говорит о плодородии, долгой жизни и крепком браке, виноград – о зрелости и утолении жажды. Кувшин напоминает саму жизнь, а полная она или пустая – это зависит от восприятия того, кто смотрит на натюрморт. Ткани своей игрой светотени и складками напоминают о том, что дорога никогда не будет ровной, если своими руками не выгладить ее до безупречности.