Храм Весты в Риме: о богине, ее культе и особенностях здания

Живописные руины античного древнего святилища, на которые туристы любуются при посещении той части форума, которая согласно рассказам экскурсоводов, в стародавние времена примыкала к дороге, это остатки храма Весты.

Храм богини Весты в Древнем Риме был особым местом. И особенным его делало вовсе не расположение вблизи от храма Цезаря и Регии, и не то, что стать весталкой было крайне престижно. В этом месте постоянно горел огонь – вот в чем заключалось его особенное значение для Рима. Вечный огонь, неугасаемый очаг – один из важнейших символов благополучия Империи. Местные гиды нередко рассказывают туристам легенду, гласящую о том, что как только погаснет очаг в святилище Весты, государство придет в упадок. Как это не парадоксально, но после закрытия храма, дела в Империи действительно пошли из рук вон плохо.

Кто такая Веста?

Эта древняя богиня очага, священного огня, возникающего без рукотворного вмешательства. Богиня являлась и олицетворением жертвенного огня, а также символизировала единство народа Рима.

С именем Весты связывается в легендах рождение братьев, основавших Вечный город. Согласно мифам, их матерью была весталка, нарушившая данный богине обет не по своей воле, а из-за коварства бога войны Марса.

Скульптурных изображений богини не осталось. Поэтому понять то, как ее представляли римляне, невозможно. Однако до наших дней дошло немало монет с ее чеканным изображением. На них виден профиль строгой и надменной женщины с аккуратной прической и характерной средиземноморской формой носа. Помимо профиля богини на монетах изображался и храм Весты в Риме, бывший одним из символов как всей Империи, так и Вечного города. Статуй богини в ее храмах и вовсе не было, как и в домах. Римляне считали, что огонь в очаге храма – это и есть Веста, поэтому нужды в дополнительных изображениях не возникало.

Каким был культ этой богини?

Культ Весты, просуществовавший более тысячелетия, первоначально осуществлялся силами дочерей царей. Впоследствии служить богине стали жрицы, которых называли весталками. Главной обязанностью жриц являлось поддержание огня в очаге святилища. Если вдруг огонь гас, это считалось дурным предзнаменованием или же свидетельством о том, что одна из жриц нарушила данный ею богине обет и прогневила ее тем самым.

Однако огонь тушили и специально. Это делалось раз в год, в начале марта. После затухания очаг очищали и вновь разжигали при помощи трения палочек и светового фокуса, получаемого при использовании лупы.

Праздники в честь богини назывались весталиями. Проходили они в начале лета. В это время храм Весты в Риме распахивал свои двери, и босые женщины несли в дар богине лепешки. Это был особый праздник для всех, кто имел отношение к приготовлению хлеба. Хлеб являлся одним из символов Весты, с глубокой древности, когда его еще пекли в золе, остающейся горячей после затухания костра.

Поэтому в праздник все пекарни, печи и мельницы украшались гирляндами из цветов. Также наряжали и украшали цветами ослов. Осел был своего рода священным животным, любимцем богини. Согласно легендам, Веста дала обет сохранения целомудрия. Однако ее увидел спящей Приап, бог садов и полей, и решил воспользоваться беспомощностью богини. Но ему помешал осел, разбудивший Весту своим громким криком. Другим же поводом наряжать этих животных было то, что они имели непосредственное отношение к производству хлеба – вращали мельничные жернова.

Что представляло собой святилище?

Храм Весты на Бычьем рынке в Риме выстроили в период последних лет существования Республики. О точной дате постройки ученые спорят, поскольку храм неоднократно реставрировался и реконструировался. Условно принято считать, что выстроен он был не позднее первого столетия до нашей эры.

Это круглое здание с колоннами, обращающее внимание на себя не роскошью узоров и декора или же величественностью размеров, а максимальной простотой, отсутствием излишеств и дороговизной самого строительного материала.

Святилище составляло единый архитектурный ансамбль с Домом весталок. Также храм Весты в Риме функционально соединялся с Регией. Само здание было круглым, и сравнительно небольшим. Стены окружали колонны, выполненные в коринфском стиле. В крыше было отверстие, через которое выходил дым. К входу в храм вело несколько ступеней. Внутри всегда находились весталки, как днем, так и ночью. Это было своеобразное чередование дежурства у огня, более всего напоминающее современный почетный караул.

В чем заключалось тайное назначение святилища?

Согласно легендам, храм Весты в Древнем Риме был не только местом почитания богини и символом государства. Внутри здания находился тайник. Своего рода – сейф, в котором хранились величайшие реликвии Вечного города.

По легенде, в потайной нише внутри здания святилища берегли реликвии, которые Эней привез с собой из-под стен Трои. Среди этих реликвий находились изображение Минервы и Палладиум – статуя Афины, являющаяся оберегом.

Что известно о тайнике?

Тайник находился внутри каменного подиума, и представлял из себя углубление, предположительно размерами 2,4 х 2,4 метра. Разумеется, пожары были ему не страшны, ведь камень не горит.

Однако размеры и местонахождение этого древнего сейфа доподлинно не установлены. Они лишь вычислены учеными, исходящими из архитектурных особенностей постройки, размеров и предполагаемых габаритов реликвий. Точно таким же способом реконструируются и древние здания в целом. Но, поскольку главный храм богини Весты в Риме тоже был реконструирован при помощи вычислений и сравнения с другими, вероятность ошибки во всем, что касается расположения и размеров ниши-сейфа весьма велика.

Когда и почему было закрыто святилище?

Храм Весты в Риме многие столетия являлся тем местом, в котором мечтали оказаться многие девушки знатного происхождения. Не взирая на то, что весталки давали обет сохранения целомудрия, служить богине было одним из самых престижных занятий для женщины. Это можно было сравнить с государственными постами и военными званиями, которых стремились добиться мужчины.

Однако по причине того, что огонь в храме никогда не должен был гаснуть, нередко случались пожары. Во время этих бедствий святилище выгорало, потом его реставрировали, практически возводя заново. В какой-то момент находившиеся у власти посчитали, что более Рим не нуждается в этом святилище. В 394 году храм закрыл свои двери по приказу императора Феодосия. Разумеется, здание быстро пришло в упадок и разрушилось.

Комментарии