Шариатский суд на Северном Кавказе

Шариат являет собой совокупность правовых и религиозных норм, которые составляют основы мусульманского права. Эта правоохранительная система считается чрезвычайно гибкой. Она способна действовать в рамках совершенно разных общественных структур и политических режимов как немусульманских, так и мусульманских государств.

Шариатский суд (преимущественно в сфере наследственных и семейных отношений) функционирует в Греции, Нидерландах и других странах европейского общества. А некоторые правовые нормы используются и в международном праве (порядок возмещения убытка при кораблекрушении, например).

Шариатский суд в различные исторические эпохи у тех или иных народов обладал разным характером судопроизводства. Достаточно своеобразно развивался он на Северном Кавказе. На этой территории введение шариата являлось одним из основных и важнейших требований революционной системы 1917 года. Так, в мае во Владикавказе состоялся первый съезд представителей кавказских горских народов. На нем было принято решение о введении во всех судах по делам мусульман правила шариата и Корана.

В 1919 году, в январе, с началом Гражданской войны шариатский суд был преобразован в так называемый военно-шариатский. С этого момента он стал исполнять роль военного трибунала. При этом следует отметить, что нормами шариата преобразованный орган практически не руководствовался. Между тем, военные режимы, сменявшие друг друга, использовали систему правосудия в качестве средства сведения счетов со своими противниками на политическом фронте.

Установившаяся Советская власть на Северном Кавказе узаконила шариатский суд на всех территориях, где он функционировал: в Чечне, Ингушетии, Дагестане, Карачае, Кабарде, Северной Осетии.

Необходимо отметить, что Советская власть относилась к мусульманскому праву прямо противоположно, нежели дореволюционная администрация страны. Последняя оказывала поддержку адату (обычаю), стремясь ослабить позицию мусульманского повстанческого движения. В начале 1920-х годов большевики, напротив, стремились поддержать освободительное движение. Пока Советская власть не окрепла, они привлекали на свою сторону многие мусульманские народы. При этом шариат поддерживался в ущерб адату.

В начале становления Советской власти на территории каждой автономии Северного Кавказа была создана своя иерархия системы правосудия. Самой сложной считается трехступенчатая организация в Дагестане, которая сложилась в 1922 году. В отдельных городах и селениях находились так называемые "шариатские тройки". Состояли они из двух членов и председателя. Судья в шариате (дибир или мулла) вместе с двумя другими членами разбирал мелкие наследные, гражданские, поземельные и уголовные дела. Их решения оспаривались в окружных органах.

Вместе с мусульманским правом при разрешении поземельных и уголовных исков шариатский судья руководствовался нормами обычного права, распространенного у горцев. Такими нормами, например, являлись штрафы, очистительная присяга, высылка кровника, примирение и прочие.

В первой половине 1920-х годов шариатские суды были сняты с обеспечения государством и переданы на содержание тех мусульманских общин, которые желали решать свои дела по этим законам. Данные преобразования проводились одновременно с коллективизацией и индустриализацией.

После того, как СССР распался, началось практически повсеместное движение за восстановление шариатского правосудия. Несколько десятков органов было сформировано в мусульманских общинах Чечни и Северного Дагестана. Вместе с шариатским судом у северокавказских мусульман действует российский народный и общественный третейский суд.

Комментарии