Памятники Глинке в Смоленске и Санкт-Петербурге: описание. Русский композитор Михаил Иванович Глинка
Памятники Глинке, великому композитору, оказавшему своим творчеством влияние на появление русской классической музыки, установлены в нескольких городах страны. Они возводились в разное время в знак благодарности людей за произведения, созданные гением композитора и музыканта.
Такие памятники есть в Дубне, Челябинске, Санкт-Петербурге и, конечно, в Смоленске. В Великом Новгороде на памятнике «1000-летие Руси» среди 129 самых выдающихся личностей России, оставивших свой след в истории русского государства, есть фигура Михаила Ивановича Глинки.
Годы, проведенные в Смоленске
Неудивительно, что памятник Глинке в Смоленске был первым на территории России. Ведь именно в Смоленской губернии в 1804 году родился будущий композитор и музыкант. Здесь он получил первичное образование. До 13 лет мальчик жил с бабушкой, а потом с матерью в имении, недалеко от Смоленска.
С 10 лет Михаил стал обучаться игре на музыкальных инструментах: скрипке и фортепиано. Его первой учительницей музыки была гувернантка В. Ф. Кламмер. В 1817 году семья переехала в Санкт-Петербург, где он продолжил обучение как по основным предметам, так и по музыке.
Памятник великому земляку
Великолепный памятник работы скульптора А. Р. фон Бока и архитектора И. С. Богомолова был установлен в 1885 году в Смоленске. Средства на его создание и установку собирались в течение двух лет за счет добровольных пожертвований, для чего была организована подписка. С инициативой выступили такие деятели искусства, как А. Г. Рубинштейн, В. В. Стасов, Г. А. Ларош. На открытие приехали многие русские композиторы, которые глубоко почитали Глинку за его творения и называли себя его учениками.
20 мая 1885 года, в день рождения Михаила Ивановича, при большом скоплении людей памятник был торжественно открыт. С тех пор в течение нескольких веков он не покидал своего места. Сегодня это одна из главных достопримечательностей Смоленска. Находится он в парке имени Глинки, хотя местные жители предпочитают другое название: «Парк Блонье». Напротив памятника – здание филармонии.
Описание памятника Глинке
Фигура композитора размещена на высоком постаменте из серого гранита. На боковых гранях камня сделаны две надписи. Одна - год открытия памятника композитору от имени всей России, а другая - даты рождения, смерти и погребения.
Фигура М. И. Глинки выполнена из темной бронзы, ее высота – 2,5 метра. Лицом композитор повернулся к аудитории и к зданию филармонии, за его спиной - дирижерский пульт. Он спокоен и сосредоточен. Немного наклонив голову набок, маэстро прислушивается к музыке, звучащей пока только для него.
Художественная ограда памятника
Удивительно красивая и оригинальная ограда была установлена через два года. Проект этого произведения искусства создал архитектор И. С. Богомолов, а художественное литье выполнил мастер К. Винклер.
Ограда представляет собой замкнутый нотный стан, на котором расположились бронзовые ноты, складывающиеся в хорошо известные музыкальные фрагменты произведений композитора. Специалисты утверждают, что здесь можно прочитать 24 музыкальные фразы из произведений Глинки: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Князь Холмский», «Прощальная песня».
Дважды в день из динамиков в парке «Блонье» звучит музыка Глинки, горожане останавливаются на несколько минут, чтобы еще раз послушать красивую музыку их земляка.
Уже несколько десятилетий, с 1958 года на родине композитора проводится фестиваль «Глинковские декады». Открывается он по традиции у памятника великому композитору.
Памятник Глинке в Петербурге
К 100-летнему юбилею композитора был поднят вопрос об установке памятника в городе, в котором Михаил Иванович прожил много лет. Он никогда не расставался с Санкт-Петербургом по-настоящему, всегда возвращаясь в город на Неве. Здесь были его друзья и ученики.
По инициативе Императорского русского музыкального общества была организована комиссия по строительству памятника и открыта подписка на добровольные пожертвования. Средства собирали во всех городах, все слои населения. Для этой цели прошли благотворительные концерты и спектакли, деньги от которых отправлялись в созданный фонд. Было собрано 106 788 рублей 14 копеек, а после этого объявлен конкурс на лучший проект памятника Глинке.
Одобрение комиссии получила работа скульптора Р. Р. Баха, архитектором выступил его брат, А. Р. Бах. В 1903 году памятник был изготовлен и установлен на Театральной площади.
Описание памятника в Санкт-Петербурге
Фигура композитора высотой 3,5 метра установлена на красном гранитном постаменте. Полная высота монумента – 7,5 метров. Композитор, выполненный из бронзы, стоит в свободной, расслабленной позе в расстегнутом пальто. Фасад постамента с датами жизни и смерти Глинки украшает большая лавровая ветвь, выполненная Р. Р. Бахом. На боковых гранях постамента написаны названия произведений композитора. Украшали памятник литые канделябры.
Перенос памятника
Памятник Глинке, установленный в центре площади, сразу же вызвал проблемы. Он стал помехой для проезда экипажей, а позже – конки. Когда в 1925 году приступили к реконструкции площади, ее перепланировкой и прокладкой новых трамвайных путей, памятник был демонтирован.
В 1926 году была создана комиссия по выбору места установки монумента, организации работ и контролю за ходом монтажа. Этим местом стала та же Театральная площадь, территория сквера, ближе к зданию консерватории.
Решено было также внести некоторые изменения во внешний облик памятника. Были удалены из композиции канделябры, как детали, не соответствующие стилю памятника. Площадка, на которой установили постамент, была ограждена гранитными портиками.
В 1944 году проводилась реставрационная работа бронзовой фигуры композитора и лавровой ветви. Памятник Глинке – это знак любви русского народа к произведениям маэстро, ставшими классикой.
Михаил Иванович написал много романсов, вокальных произведений, симфонических концертов. Его оперы и сегодня идут на сценах театров. Великий творец национальной музыки, он адресовал произведения народу своей страны, создавая небывалые до него сочинения. Многие музыканты, шедшие по его стопам, называли себя его учениками.
Критик В. В. Стасов считал, что Глинка так же велик и значителен в русской музыке, как А. С. Пушкин – в русском слове.