Этнические общности
Для процесса развития человечества характерна одна закономерность. Проявляется она в стремлении людей формировать общности. Исследователи выделяют различные их виды. Так, существуют профессиональные, групповые, территориальные, этносоциальные, этнические общности. Последние два вида изучаются энтополитологией.
Общность в широком смысле представляет собой совокупность людей, которые объединены устойчивыми отношениями и социальными связями. Эта совокупность наделена определенными признаками, которые придают ей своеобразие.
Этнические общности, в отличие от прочих, формирующихся сознательно, создаются исторически, независимо от сознания и воли людей. Эти совокупности возникают вследствие потребностей социального развития и производства. Этнические общности имели различную форму – от первобытнообщинного стада людей до современных наций. В каждой из этих форм отражен уровень развития и характер социального производства, производственных сил, а также особенности взаимоотношений и видов связей в социуме. Этнические общности в своих рамках вместе со всеми жизненными процессами являют собой весьма самодостаточные замкнутые системы. Сравнительно с прочими видами социальных структур, такие системы рассматриваются как глобальные.
Каждая такая общность представляет собой некий "продукт" взаимодействия общественных отношений в конкретных исторических рамках. В соответствии с изменением условий существования изменяется форма и содержание системы. С развитием цивилизации отмечается усложнение общности, формирование внутренней структуры. При этом каждая последующая система переходит границы предыдущей.
В этнологии общности принято рассматривать в качестве этноса. Процесс образования этноса имеет название "этногенез". К пониманию сущности формирования системы существует несколько подходов. В России продолжительный период существовала и использовалась в качестве общепринятой концепция о том, что народ (этнос) представляет собой, главным образом, явление социальное и подчинен законам, в соответствии с которыми развивается общество. Признание народностей (вместе с прочими крупными социальными группами) населением в стране позволяет распространять на них некоторые закономерные, устойчивые характеристики и качества, свойственные большим социальным объединениям.
К таким характеристикам, в частности, следует отнести:
- Образование групповых общественных интересов, которые формируют солидарность внутри системы.
- Способность к социально-демографическому самовоспроизводству. Эта способность обусловлена наличием биосоциальных механизмов, которые воздействуют на историческое развитие больших социальных структур.
- Внутреннюю неоднородность. В крупных социальных объединениях неизбежно происходит разделение на слои.
- Внутри каждой структуры в той или другой степени происходит формирование и потребление материальных, духовных, профессиональных, промыслово-самодеятельных и прочих ценностей.
- Осознание людьми, которые относятся к одной крупной социальной группе, своей принадлежности к ней и ее реальности.
- Самоуправляемость и управляемость. Для крупных социальных формирований характерно наличие самоорганизационной структуры. Это обеспечивается присутствием в группах рычагов передачи информации, разработки и реализации целей.
Необходимо отметить тесную связь понятий "этнос" и "культура". При этом большое значение в формировании духовных ценностей имеет самосознание. Оно выступает в качестве признака любой социальной структуры. Не следует также забывать и о взаимосвязи понятий "язык" и "этнос". Все указанные признаки образуются в соответствии с окружающими условиями и в совокупности позволяют отличать одну социальную группу от другой.