Внутренний водный транспорт России

Внутренний водный транспорт России относится к составному звену единого целого, называемого судоходной системой государства. В сравнении с другими видами сообщения он имеет ряд достоинств, касающихся транспортировки крупногабаритных и тяжеловесных грузов. В некоторых субъектах РФ он занимает ключевую роль в развитии экономики, так как является единственно возможным способом для данного района.

История развития внутреннего судоходства

Благодаря географическому положению так сложилось, что на протяжении многих лет реки и озера составляли значительную часть инфраструктуры государства. История водного транспорта России имеет многовековые корни. Древние источники упоминают, что еще в IX веке славянские народы торговали с соседями, передвигаясь по Волге, Дону, Каспийскому морю.

Существенные перспективы развития внутреннего водного транспорта России обозначились в период царствования Петра I. Он уделял колоссальное внимание не только армии, но и флоту, в том числе речному.

Существенные видоизменения в русском судостроительстве произошли с развитием промышленности:

  • С начала XIX века для изготовления речного транспорта начинают использовать металл.
  • К середине столетия прослеживается тенденция внедрения механической тяги - пароходов.
  • Появившийся в начале XX века двигатель внутреннего сгорания вытесняет паровую машину и успешно используется до сих пор.

Грузовые перевозки

В совокупности использования комбинированных перевозок роль внутреннего водного транспорта в обеспечении жизненных ресурсов государства является незаменимой. Хотя оказать серьезную конкуренцию автомобильным и железнодорожным средствам он не в силах, специфика перемещаемых грузов и рекордно низкие финансовые затраты (в сравнении с другими типами грузоперевозок) становятся основанием для его использования.

Преимущественно водная техника используется для транспортировки грузов следующих категорий:

  • Сыпучие.
  • Сборные, контейнерные.
  • Пило- и лесоматериал.

Пути водного сообщения, используемые при грузоперевозках

Существует несколько основных направлений. Наиболее востребованными путями сообщения для водного транспорта России, специализирующегося на грузоперевозках, являются следующие артерии:

  • Западно-Сибирская.
  • Волжско-Камская.
  • Северо-Западная.

Разновидности грузовых судов

Внутренний водный транспорт России подразделяется на виды судов, предназначение которых определяется исходя из их функционала. То есть в зависимости от типа перевозимого груза. Всего на территории нашей страны встречается 4 вида:

  • Балкеры (сухогрузы) – предназначаются для транспортировки сыпучих материалов (песок, рудные ископаемые, зерно). Отличить их можно по наличию нескольких выгрузных люков, расположенных по всему периметру.
  • Танкеры – используются для ископаемых наливного типа (нефтепродукты, сжиженный газ, растительные масла).
  • Суда, предназначенные для перевозки товаров с самостоятельной загрузкой.
  • Контейнеровозы – размещают на своей палубе железнодорожные контейнеры евроформата. Сложных манипуляций в процессе погрузо-разгрузочных работ не требуют.

Пассажирские перевозки

Востребованность пассажирских перевозок привязана к крупным столицам регионов. При этом наблюдается прямая противоположность между западной и восточной частями.

В европейских регионах водный транспорт России наиболее востребован в туристических целях. Это объясняется развитой инфраструктурой иных способов сообщения - железнодорожного и автомобильного. В связи с этим судоходство, отличающееся низкой скоростью, используется только для увеселительных прогулок.

Следует отметить построенные в прошлом веке многочисленные каскады гидроузлов Волги и Камы, превратившие реки в полноводные транспортные артерии. Таким образом, все крупные межбассейновые соединения образуют единый путь, протяженность которого достигает 6300 км.

В отношении Сибирской части страны действует совершенно противоположная ситуация. Сложные климатические условия регионов не позволяют отрегулировать инфраструктуру между крупными транспортными узлами. Поэтому речные пути здесь являются жизненно необходимыми.

Разновидности пассажирских судов

Практически в любом крупном городе, стоящем на реке, относящемся к одному из крупнейших судоходных бассейнов, есть речной вокзал, среди услуг которого указываются разнообразные местные, транзитные, туристические и круизные направления плавания.

В зависимости от особенностей водной артерии региона используются различные типы плавательных средств. Классификация внутреннего судоходства России выглядит следующим образом:

  • Пассажирские лайнеры, предназначенные для каботажного плавания вдоль границ государства. Тип судоходного транспорта на подводных крыльях - «Комета-120М», связывающий все черноморское побережье России, начиная от Сочи и заканчивая Крымом.
  • Круизные суда, курсирующие между двумя или несколькими крупными морскими портами в одной акватории. Например, по самому востребованному маршруту, включающему проход практически по всей территории европейской части страны: Москва – Астрахань.
  • Высокоскоростные легкомоторные суда, плавающие в пределах одного прибрежного района: катамараны, конструкции на воздушной подушке, на подводных крыльях.
  • Паромы, курсирующие по строгому графику и используемые для соединения двух точек, находящихся на противоположных берегах.
  • Парусные суда и яхты, предназначающиеся преимущественно в спортивных или развлекательных целях.
  • Моторные лодки всех типов, сконструированные для любительских прогулок, рыболовства.

Речной спецтранспорт

Так называемый технический водный транспорт включает в себя все те судна, что не заняты перевозкой пассажиров, транспортировкой грузов и промысловыми работами. Они, в свою очередь, подразделяются на несколько классификаций:

  • Обслуживающие транспортный флот и порт приписки (лоцманские катера, рейдовые буксиры, речные ледоколы).
  • Суда, используемые сотрудниками экстренных служб (водный транспорт МЧС России, противопожарные, спасательные суда).

Преимущества и недостатки речного транспорта

Несмотря на то что внутренние грузоперевозки остаются рентабельными, данный вид сообщения балансирует на грани исчезновения. Объясняется это многолетними проблемами отрасли, одна из которых - устаревший парк плавательных средств. Исходя из сведений, взятых с сайта Министерства транспорта РФ, только 4-я часть судов находится в идеальном состоянии.

Помимо вышеприведенных сведений, среди основных преимуществ и недостатков водного транспорта в России можно выделить еще ряд факторов, негативно влияющих на его востребованность:

  • Малая скорость передвижения.
  • Сезонность использования. Большая часть водоемов РФ в холодное время года сковывается льдами, что не допускает регулярных перемещений транспорта.
  • Ограничение движения связано с руслом водоема. В большинстве случаев приходится использовать мультимодульные (комбинирование нескольких видов транспорта) перевозки.
  • Прямая зависимость от погодных условий региона.
  • Загрязнение водных артерий страны.

Из достоинств, конкурирующих с негативными характеристиками, можно отметить такие:

  • Маршрут пролегает по путям природного происхождения. Отсутствует необходимость денежных средств на обустройство трасс или прокладку железных дорог.
  • Низкие финансовые расходы, которые объясняются минимальным количеством потребляемой энергии.
  • Высокий показатель грузоподъемности в сравнении с иными видами транспорта.

Состояние водного транспорта на сегодняшний день

Роль, которую выполняет внутренний водный транспорт в экономике РФ, определяется не количеством перевезенного груза и пассажиров, а уникальностью значимости его функций. Как упоминалось ранее, жизнедеятельность удаленных районов Сибири и Дальнего Востока без него может находиться под угрозой.

Однако на текущий момент в данном сегменте прослеживаются прогрессирующие проблемы, требующие экстренного изменения его состояния. В первую очередь ситуация усложняется из-за медленных темпов списания речных судов. Это становится причиной практически отсутствующего «омоложения» транспортных средств. Таким образом, более половины водной техники находится в эксплуатации более 25 лет.

Присутствуют проблемы и в структуре российского транспорта. Полный тоннаж самоходных судов составляет почти 50 % общей грузоподъемности. Ключевой ошибкой российской системы является нерациональное использование так называемых «тягачей». Например, если в нашей стране 1 толкач тянет 2-3 баржи, в Соединенных Штатах на него приходится не менее 7 прицепных элементов, что существенно снижает общий пробег судна.

Таким образом, техническое состояние и перспективы развития водного транспорта России оставляют желать лучшего. Руководством страны за последние годы проведена большая работа, касающаяся возрождения речного гражданского флота, но ее результаты пока еще не обнародованы.

Аварии на внутренних водах за 2018 г.

Возрастные проблемы судов, находящихся в эксплуатации, частично становятся причинами участившихся в последнее время аварийных ситуаций:

  • 01.03.2018 г. – пожар на двухпалубном пассажирском теплоходе «Нерей», пришвартовавшемся в Южном речном порту.
  • 29.06.2018 г. – пожар в машинном отделении скоростного теплохода «Баргузин» в Иркутске.
  • 13.07.2018 г. – 2 затонувших быстроходных судна на подводных крыльях в акватории затона Новинка на Москве-реке.

Это далеко не все трагичные события, в результате которых пострадали люди. Исходя из этого, принято решение ужесточить контроль за техническим состоянием и наличием полиса обязательного страхования водного транспорта России. Это в какой-то степени позволит снизить вероятность появления неисправных судов в акваториях крупных населенных пунктов.

Комментарии
статья хорошая, но необходимо признать главная проблема водного транспорта - это надзорная деятельность Росморречфлота , угрожающая существованию подотрасли ...а именно увеличение финансовых затрат предприятиями во исполнение требований транспортной безопасности, предписанных законом и коррупция, создающая максимально благоприятные условия для применения иностранной продукции в области судового оборудования