Государственный водный кадастр. Водные объекты и водные ресурсы
Государственный водный кадастр создан для учета водных ресурсов России. Он ведется для того, чтобы обеспечить нормальный уровень водного баланса. Реестр ведется согласно установленной системе, которая позволяет учитывать все водные ресурсы. Каждому водоему присвоен собственный код.
Определение водного объекта
Такое определение содержится в статье 5 Водного кодекса РФ. Объекты подразделяются на подземные и находящиеся на поверхности земли.
Поверхностные объекты – это водная гладь и земли под ней. Участок земли ограничивается линией берега. Береговая линия морей определяется по постоянному уровню воды, рек и ручьев – по среднему ежегодному уровню вод (за исключением периода, когда реки скованы льдом), прудов – по нормальному водному уровню, а болот – по границе залегания торфа.
Парадокс линии берега
Как известно, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, могут граничить с другими странами. В таком случае потребуется измерить протяженность линии берега. Это значение будет зависеть от того, каким способом измерения пользоваться.
Примером, наглядно иллюстрирующим парадокс, может быть береговая линия, сложившаяся вокруг острова Великобритании. Если для измерения выбрать отрезок длиной 100 км, то общая протяженность линии берега будет составлять 2 800 км. Если же за отрезок измерения принять величину в 50 км, то протяженность линии будет уже 3 400 км.
Структура водного кадастра
Государственный водный кадастр – эта система данных обо всех водных объектах с указанием их характеристик и кодов. Порядок его ведения и обновления содержащихся в нем сведений осуществляется на основании положений статьи 79 ВК РФ.
Все водопользователи регулярно предоставляют информацию об объектах, которые отведены им во временное пользование. Водный реестр содержит архивную часть, данные, хранящиеся на бумажных и цифровых носителях (при этом безусловное предпочтение отдается бумажным), а также данные, которые регулярно публикуются в ежегодниках и иных справочниках.
История возникновения и развития кадастра
Государственный водный кадастр появился в СССР в 1933 году и содержал общие сведения о реках и морях Советского Союза, о режимах и уровнях вод. Работа над ведением кадастра активно продолжалась на протяжении более чем 20 лет. Ее результатом стало издание в 1966 году трех справочников, которые содержали свод данных о гидрогеологических характеристиках водоемов, гидроузлов и ледников.
Органы государственной власти, ответственные за ведение кадастра
Общее руководство государственным водным кадастром осуществляется Президентом и Правительством России, органами власти на уровне регионов России, а также муниципальными образованиями.
Функции по специальному управлению возложены на Министерство природных ресурсов и экологии России. За подземные водные объекты отвечает Федеральное агентство по недропользованию.
Стратегическое значение водного кадастра
Водный реестр содержит информацию о ресурсном потенциале страны. В акваториях морей, подземных источниках воды, а также гидроэлектростанциях сконцентрированы государственные интересы. От рационального использования водных ресурсов зависит благополучие страны.
Принципиально важным моментом в управлении ресурсами всегда считался поиск баланса интересов между индустриальным развитием и сохранением природного разнообразия. Государственный кадастр водных объектов ведется для того, чтобы поддерживать экологию таких объектов на постоянном уровне.
Это означает, что в ГВК, помимо прочего, содержатся сведения об утилизации промышленных отходов. Организации, осуществляющие такую деятельность, отчитываются о том, сколько отходов было слито в сточные воды. Существует система обводных каналов, которая не позволяет токсичным элементам загрязнять чистые водоемы.
Водный баланс и его значение
Водный баланс – это методический свод данных об объемах поступающей воды по сравнению с уровнем ее естественного оттока. В нем учитываются также и объемы воды, которые требуются для обеспечения населения.
Водный баланс рассчитывается за определенный временной отрезок – это может быть один день, месяц или год. В формулу расчетов включаются атмосферные осадки, испарение с поверхности водных объектов, а также поступления воды из подземных источников. Произвести необходимые подсчеты позволяют сведения, содержащиеся в государственном кадастре водных ресурсов.
Водный баланс напрямую связан с тепловым балансом. В совокупности эти два значения позволяют представить картину экологического равновесия, сложившегося на определенной территории в конкретный временной промежуток.
Кодирование водных объектов
Систематизация информации невозможна без методики шифрования, благодаря которой можно легко и быстро идентифицировать любой объект. С этой целью еще в Минводходе СССР было введено такое понятие, как код водохозяйственного участка по государственному водному кадастру.
Кодирование ведется с использованием так называемого фасетного способа, при котором условные обозначения сгруппированы от крупных к более мелким.
Рассмотрим этот принцип на конкретном примере: ЧЕР ДНЕПР – так обозначается река Днепр, которая впадает в Черное море.
Мелкие реки и ручьи, впадающее в единый бассейн, обозначаются как ПОБЕР. Например, БЕЛ ПОБЕР – это побережье Белого моря.
Существует методика для расчета числового уровня притоков рек. В зависимости от величины, притоки подразделяются на уровни и порядки.
Меры ответственности за нарушение водного законодательства
Лица, нарушающие законодательство о водных объектах, могут быть привлечены как к уголовной, так и к административной ответственности.
КоАП РФ содержит меры ответственности, предусмотренные за незаконное изъятие воды и сброс сточных вод в озера, реки и другие водоемы. Ответственность придется нести также лицам, которые нарушают порядок добычи ископаемых из недр, в том числе угля, торфа и иных природных богатств.
Особое внимание уделяется сооружениям, с помощью которых осуществляется добыча нефти из прибрежных и шельфовых зон.
Ловля рыбы, крабов и моллюсков, осуществляемая в промышленных масштабах, также строго регламентирована.
В последнее время Прокуратура РФ применяет меры реагирования на жалобы граждан об ограничении доступа к водным объектам. По закону предприниматель, который ведет свою деятельность на проточном водоеме, обязан обеспечить доступ жителей к воде.
На примере это выглядит следующим образом: предприниматель организовал на озере инфраструктуру для отдыха – платный пляж, прокат рыболовного снаряжения и снастей. Люди, приезжающие на отдых, могут арендовать лодку или удочку у коммерческой организации, но гражданин, приехавший со своей удочкой, должен иметь возможность беспрепятственно заниматься ловлей рыбы и отдыхать у берега озера.
Такая позиция обусловлена тем, что водная гладь – это собственность Российской Федерации, и все ее граждане должны иметь доступ к водным объектам. На сегодняшний день сложилась практика применения санкций к тем, кто пытается ограничить доступ людей к водным объектам. Исключение в данном случае могут составлять только искусственные водоемы, вырытые на территории частного владения.