Человек с головой быка: биография и образ мифического существа

Как называется человек с головой быка? Ответ на этот вопрос прост и весьма лаконичен. Человек с головой быка - это Минотавр. Он жил в центре лабиринта, который представлял собой сложную конструкцию, спроектированную архитектором Дедалом и его сыном Икаром по приказу короля Миноса. Минотавр раз и навсегда уничтожен афинским героем Тесеем.

Этимология

Слово "минотавр" происходит от древнегреческого Μῑνώταυρος, соединения имени Μίνως (Minos) и существительного ταύρος «бык», что переводится как «бык Миносский». На Крите Минотавр был известен под именем Астерион, данным ему родителями.

Слово «минотавр» изначально было существительным в отношении этой мифической фигуры. Использование слова «минотавр» в качестве нарицательного для обозначения представителей родового вида существ с головой быка развилось гораздо позже, в жанре фэнтези XX века.

История

После того как Минос взошел на трон острова Крит, он соревновался со своими братьями за возможность единолично править островом. Минос молился Посейдону, морскому богу, чтобы он послал ему белоснежного быка в знак поддержки (критского быка). Он думал, что Посейдону будет все равно, если он оставит белого быка и пожертвует своей клятвой. Чтобы наказать Миноса, Посейдон заставил Пасифаю, жену Миноса, искренне и неистово влюбиться в быка. Пасифая велела мастеру Дедалу сделать деревянную полую корову, чтобы она могла залезть в нее и спариться с белым быком.

Детищем этого противоестественного полового акта и стал Минотавр. Пасифая нянчила его, но он рос и становился свирепым, будучи неестественным потомком женщины и зверя. У него не было естественного источника питания, и поэтому он питался людьми. Минос, получив совет от оракула в Дельфах, приказал Дедалу построить гигантский лабиринт, чтобы удержать Минотавра.

Минотавр обычно представлен в классическом искусстве как полубык-получеловек. По словам Софокла, одна из фигур, принятых духом реки Ахелус в соблазнении Деяниры, - человек с головой быка. Минотавр упоминается во многих сказаниях и поверьях. Некоторые апокрифические сказания описывают его как крылатого человека с головой быка.

Культурологический контекст

От классических времен до Ренессанса Минотавр появляется в центре многих произведений искусства. В латинском трактате Овидия о Минотавре автор не уточнил, какая половина была от быка, а какая от человека, и некоторые поздние изображения рисуют пред нами непривычный облик этого монстра с головой и туловищем человека на теле быка, что несколько напоминает кентавра. Эта альтернативная традиция сохранилась до эпохи Возрождения и до сих пор фигурирует в некоторых современных изображениях, таких как иллюстрации Стила Сэвиджа к «Мифологии Эдит Гамильтон».

Тайный сын

Андрогей, сын Миноса, был убит афинянами, которые завидовали победам, одержанным на панафинейском фестивале. Другие же источники утверждают, что он был убит на Марафоне критским быком, возлюбленным его матери, которого Эгей, король Афин, приказал убить. Минос отправился на войну, дабы отомстить за смерть своего сына, и победил в ней.

Катулл в своем эссе о происхождении Минотавра ссылается на другую версию, в которой Афины были «вынуждены заплатить за убийство Андрогея». Эгей должен был расплатиться за свое преступление, отправляя юношей и лучших незамужних девушек в качестве жертв для Минотавра. Минос потребовал, чтобы семь афинских юношей и семь девиц, отобранных путем жеребьевки, отправлялись к Минотавру каждые семь или девять лет (по некоторым сведениям - каждый год).

Подвиг Тесея

Когда приблизилось третье жертвоприношение, Тесей вызвался убить монстра. Он пообещал своему отцу Эгею, что если добьется успеха, то вернется домой под белыми парусами. На Крите дочь Миноса Ариадна полюбила Тесея с первого взгляда и решила помочь ему сориентироваться в лабиринте. Она дала ему клубок ниток, позволивших отыскать правильный путь назад. Тесей убил Минотавра мечом Эгея и вывел других афинян из лабиринта.

Король Эгей, ожидая на мысе Сунион сына, увидел приближение корабля с черными парусами (команда просто забыла повесить белые паруса) и, предположив, что его сын умер, покончил жизнь самоубийством, бросившись в море, названное в его честь. Так Тесей стал правителем.

Вклад этрусков

Это сугубо афинское представление о Минотавре как антагонисте Тесея выражает героизм и человеколюбие афинского народа. Этруски, которые связывали Ариадну с Дионисом, а не с Тесеем, предложили альтернативный взгляд на Минотавра, которого никогда не было в греческом искусстве.

Вклад в мифологию и культуру

Борьба между Тесеем и чудовищем с туловищем человека и головой быка часто была представлена ​​в греческом искусстве. Кносский дидрахм демонстрирует с одной стороны лабиринт, с другой - Минотавра, окруженного полукругом из маленьких шариков, вероятно, предназначенных для звезд; одно из имен монстра было Астерион («звезда»).

Хотя руины дворца Миноса в Кноссе были обнаружены археологами, лабиринта там, похоже, никогда не было. Некоторые археологи предположили, что сам дворец был источником лабиринтного мифа. Гомер, описывая щит Ахилла, заметил, что Дедал построил церемониальную танцевальную площадку для Ариадны, но он не связывает ее с тем самым лабиринтом.

Трактовки

Некоторые современные мифологи считают Минотавра солнечной персонификацией и минойской адаптацией Баал-Молоха финикийцев. Убийство Минотавра Тесеем в этом случае указывает на разрыв афинских связей с минойским Критом.

По мнению А. Б. Кука, Минос и Минотавр - это только разные формы одного и того же персонажа, представляющие бога солнца критян, которые изображали солнце как быка. Многие также полагают, что вся история с чудовищем - аллегория кровавых культов, практиковавшихся на Крите в древние времена. Так это или нет - сейчас сложно сказать наверняка. Каждый выбирает ту версию, которая ему ближе. История Талоса, критского медного человека, который разогрел себя до раскаленного состояния и сжал незнакомцев в своих объятиях, как только они приземлились на острове, вероятно, имеет аналогичное происхождение. Все это следы палеоевропейского культа быка, который существовал на территории всей Европы до вторжения наших предков - индоевропейцев. Бык по-прежнему является символом острова Крит.

Историческое объяснение мифа относится ко времени, когда Крит был основным политическим и культурным гегемоном в Эгейском море. Поскольку молодые Афины (и, возможно, другие континентальные греческие города) были вассалами Крита, можно предположить, что в качестве дани гегемону отдавались молодые мужчины и женщины с целью жертвоприношения. Эта церемония выполнялась жрецом, надевающим маску быка. Человек с головой быка в Египте - один из жрецов Сета. Этим часто объясняют происхождение мифа.

Когда континентальная Греция была освобождена от господства Крита, миф о Минотавре упоминался в контексте отделения формирующегося религиозного сознания эллинов от минойских верований.

В Средневековье

Минотавр (infamia di Creti, в переводе с итальянского означает «позор Крита») кратко появляется в «Божественной Комедии», в «Песни 12», где Данте и его проводник Вергилий оказываются в гуще валунов у седьмого круга Ада.

Данте и Вергилий в Аду встречают чудовище с телом человека и головой быка среди «людей крови», проклятых за свою жестокую природу. Подобно другим античным персонажам, Минотавр был заново введен великим итальянским поэтом в средневековую культуру. Некоторые комментаторы считают, что Данте, в противоположность классической традиции, даровал зверю голову человека на теле быка, хотя это представление уже встречалось в средневековой литературе.

В своих монологах Вергилий издевается над Минотавром, чтобы отвлечь его, и напоминает Минотавру, что он был убит Тесеем, принцем Афин, при поддержке сводной сестры монстра - Ариадны.

Минотавр - первый адский страж, которого Вергилий и Данте встречают в стенах Диса. Человек с головой быка, кажется, представляет всю область Насилия в Аду, в то время как Герион представляет Мошенничество в Песне XVI и выполняет аналогичную роль привратника для всего седьмого Круга.

Комментарии