Инвестиционный меморандум - это отличный способ привлечения инвестора
Инвестиционный меморандум – это документ, в котором содержатся все данные о каком-либо предприятии, составленный для предложения потенциальному инвестору. Методология, по которой он формируется, достаточно хорошо отработана и поэтому не стоит отклоняться от ее правил.
Инвестиционный меморандум содержит те сведения, структура которых была выработана мировой инвестиционной практикой, нормами права, решениями суда и простым житейским благоразумием. Информация, которая в нем находится, должна позволить любому инвестору сделать требуемые выводы. Так как компетентность потенциальных инвесторов может варьироваться в широком диапазоне, меморандум – это достаточно подробно составленный документ, позволяющий разобраться и сделать оценку инвестиционной привлекательности практически любому из них:
- Если взять, к примеру, индивидуального частного инвестора, то он наименее компетентен, но вместе с тем лучше всего защищен законом.
- У институционального же уровень компетентности и требования к документации очень высоки, особенно если в его роли выступает менеджер совместного или пенсионного фонда.
- Компетентность корпоративного может зависеть от его размера, а также от того, работает ли он в той же отрасли, что и предприятие, желающее привлечь инвестиции.
- Коммерческие банки могут направлять инвестиции на приобретение основного капитала предприятия, если это входит в состав их деятельности.
- Торговые и инвестиционные банки уделяют большое внимание компетентности, так как от этого зависит благополучие их клиентов.
- А вот венчурные фонды являются наиболее требовательными и компетентными, их интересует максимальная открытость и возможность участия на каждом уровне деятельности фирмы, включая кадровый менеджмент.
- Для правительственных и фондов, спонсируемых агентствами, приоритет лежит в достижении конкретных, заранее оговоренных политических и социальных целей. При этом может и не быть возврата инвестиций – главное, чтобы был достигнут нужный результат.
Не стоит путать инвестиционный меморандум с бизнес-планом, поскольку суть и цели этих документов сильно отличаются друг от друга. Если меморандум – это документ, направленный на привлечение инвестора, то бизнес-план представляет собой практическое руководство к действию для топ-менеджеров. Вначале составляется бизнес-план, который указывает направление к дальнейшему развитию, а затем формируется меморандум для привлечения инвестиций. Вряд ли фирма сможет получить доступ к инвестициям, если у нее нет хорошего бизнес-плана.
Несмотря на то, что нет жестких правил относительно того, как должен быть составлен инвестиционный меморандум, пример структуры, который приводится почти в каждом источнике, включает в себя следующие обязательные пункты:
- Резюме – краткий обзор инвестиционной возможности.
- Обзор отрасли экономики, в которой находится фирма (общее состояние отрасли, возможности, угрозы, состояние конъюнктуры и т.д.).
- Информация об инвестируемой фирме (история компании, ее организационная структура, характеристика основных акционеров и владельцев).
- Производство и характеристика выпускаемой продукции. В этом разделе подробно описываются все этапы производственного процесса и используемые технологии. Также приводятся данные о себестоимости товаров, существующих патентах и торговых марках. Обязательно указываются возможности для расширения производства и НИОКР.
- Маркетинг и сбыт. Здесь делается анализ рынка, описывается используемая маркетинговая политика, определяются потенциальные потребители производимых изделий. Приводится динамика продаж.
- Кадровый состав (оценка профессионального уровня как руководства, так и самих работников).
- Прочие корпоративные вопросы.
- Финансовая информация (технико-экономическое обоснование, основные бухгалтерские документы и т.д.).
- Финансовый план (план движения финансов, схема возврата инвестируемых средств, оценка вероятных финансовых рисков и т.д.).
В конце обычно пишут общие выводы, рекомендации, предложения.
Таким образом, как мы видим, инвестиционный меморандум – это отличный способ заинтересовать инвесторов.