Систематизация законодательства. Учет

Систематизация нормативных актов являет собой деятельность, которая направлена на совершенствование и приведение существующих правовых положений во внутренне согласованную, упорядоченную и единую систему. В современных государствах правотворческие органы принимают разные виды нормативных документов: законы, положения и т. п. В связи с этим имеет место постоянное и непрерывное движение правотворчества. Динамичное развитие социальных связей, формирование новых потребностей общества требуют структурированного правового регулирования.

Постоянное изменение системы, совершенствование и развитие, внесение изменений в существующие положения, принятие новых, отмена устаревших положений требуют укрупнения и приведения в определенную обоснованную структуру.

Систематизация законодательства, в первую очередь, необходима для его развития. Проведение обработки и анализа существующих правовых положений, группировка их в соответствии с определенной схемой, формирование внутренне единой структуры - все это необходимые условия, обеспечивающие эффективность правотворчества, ликвидирующие противоречия и пробелы в существующем правопорядке.

Систематизация законодательства способствует приемлемой реализации права, обеспечивая возможность не только оперативно находить, но и правильно истолковывать необходимые положения.

К указанной деятельности относят учет, инкорпорацию, кодификацию и консолидацию.

Учет предполагает сбор предприятиями, государственными органами, учреждениями, фирмами и прочими организациями действующих правовых актов, их обработку и дальнейшее расположение в соответствии с определенной схемой, их хранение, выдачу справок по запросам заинтересованных органов, лиц, учреждений и прочих. Указанные организации осуществляют учет как для снабжения правовыми данными (в том числе и на коммерческой основе) отдельных лиц и других учреждений, так и для удовлетворения собственных нужд.

В соответствии с функциями органов и учреждений, учетная систематизация законодательства может включать различные правовые положения и документы. К ним, в частности, следует относить нормативные указы правительства и президента, постановления, международные договоры, разъяснения высшего суда и прочие.

Систематизация законодательства путем фиксации реквизитов правовых документов в особых журналах считается наиболее простой формой учета. Фиксация может вестись по системно-предметному, алфавитно-предметному или хронологическому принципу.

В последнем случае имеется в виду регистрация всех нормативных актов в соответствии с датой их принятия.

Алфавитно-предметная фиксация предусматривает учет в соответствии с рубриками, расположенными по алфавиту.

Оптимальной же формой систематизации считается тематико-предметная. В этом случае все рубрики разделяются в соответствии с отраслями, подотраслями, институтами.

Более совершенной системой учета является карточный учет. В этом случае создаются различные системы карточек, которые располагаются в соответствии с определенной структурой. Такая форма систематизации используется в центральных органах судебной, законодательной и исполнительной власти, в достаточно крупных организациях и учреждениях, имеющих по роду деятельности дело с широким кругом правовых норм.

На карточках фиксируют или основные реквизиты документа (заголовок, вид, дату издания, место официальной публикации и прочее), или его полный текст. Последнее считается более предпочтительным. В соответствии с выбранным ранее рубрикатором составляются рубрики картотеки. Поиск карточек может осуществляться как вручную, так и автоматизированным способом.

Комментарии