Истребители 2 мировой войны: описание, виды и фото
Истребители 2 мировой войны играли большую роль во время военных действий, нередко помогая выиграть ту или иную битву. В результате каждая из противоборствующих сторон стремилась регулярно повышать собственную боеспособность, наращивая выпуск новых современных самолетов, постоянно обновляя их и совершенствуя. Над этой задачей работали инженеры и ученые, множество лабораторий и научно-исследовательских институтов, испытательных центров и конструкторских бюро. Их совместными усилиями создавалась передовая боевая техника. Это было время невероятного развития и прогресса самолетостроения. Стоит отметить еще один факт. В то время закончилась эпоха самолетов, строение которых было основано на поршневых двигателях.
Особенности развития военной авиации
Истребители 2 мировой войны принципиально отличались от гражданских самолетов тем, что в годы ВОВ их эффективность устанавливалась сразу на практике. Если в другое время авиаконструкторы и военные специалисты, оформляя новый заказ на тот или иной образец летательных аппаратов, основывались на достаточно умозрительных представлениях о характере будущей модели или могли руководствоваться весьма ограниченным опытом участия в локальных конфликтах, то в военное время ситуация менялась коренным образом. Практика регулярных сражений в небе способствовала быстрому прогрессу в авиации. Одновременно она превратилась в ключевой критерий, который учитывался при выборе будущих направлений для развития и сравнения качества авиационной техники. Каждый из участников военного конфликта исходил из личного опыта участия в боевых действиях. Во внимание принималось все: технологические возможности, наличие ресурсов, уровень развития собственной авиапромышленности.
Больше всего истребителей 2 мировой войны создали Советский Союз, Англия, Германия, США и Япония. Они и сыграли определяющее значение во время непосредственной вооруженной борьбы.
Среди истребителей оказалось немало по-настоящему выдающихся образцов. Большой интерес и в наше время представляет сравнение этих машин, сопоставление научных и инженерных замыслов, применявшихся при их проектировании. Среди многочисленных разновидностей летательных аппаратов, принимавших участие в воздушных боях, есть представители разных школ самолетостроения. Поэтому сразу подчеркнем, что выбрать однозначно лучшие истребители 2 мировой войны будет невероятно сложно.
Важно отметить, что истребители являлись важным фактором, подтверждавшим превосходство в воздухе во время борьбы с противником. От их эффективности преимущественно зависел результат боевых операций, в том числе с участием остальных видов войск. Именно по этой причине класс рассматриваемой в статье техники развивался так быстро.
Лучшими истребителями 2 мировой войны принято считать советские самолеты Ла-7 и Як-3, американские "Мустанг" и "Норт-Америкен Р-51", английский супермарин "Спитфайр", немецкий "Мессершмитт".
Практически все они появились в 1943, самое позднее - в начале 1944 года. В этих истребителях 2 мировой войны нашел отражение уже скопленный к тому времени опыт воюющих держав. Эти самолеты стали настоящими символами авиации своего времени.
Типы истребителей
Теперь о том, чем отличались друг от друга истребители 2-й мировой войны, оказавшие наибольшее влияние на ее ход. При этом важно отметить боевые условия, в которых они создавались. Например, война на Востоке наглядно продемонстрировала, что от авиации требуется сравнительно небольшая высота полета, если имеется линия фронта, на которой основной вооруженной силой является наземная армия.
Советско-германское противостояние продемонстрировало, что подавляющее большинство воздушных сражений проходило на высоте около четырех с половиной километров, независимо от того, какой была максимальная высота, на которую могли подняться самолеты. Поэтому советские авиаконструкторы, совершенствуя моторы и истребители, были обязаны учитывать это обстоятельство.
А вот американские "Мустанги" и английские "Спитфайры" могли подниматься на большую высоту, так как рассчитывали на иной характер боевых конфликтов. К тому же "Мустанг" обладал еще и большей дальностью полета, что требовалось для сопровождения тяжелых бомбардировщиков. За счет этого он был намного тяжелее, чем "Спитфайр", а также другие отечественные и немецкие истребители 2-ой мировой войны.
Учитывая, что каждое государство готовило боевые машины под разные условия, теряется смысл вопроса, какая из машин является более эффективной. Целесообразным становится сравнивать только решение ключевых технических проблем и нюансы в конструкции.
Принципиально при этом отличаются немецкие истребители, которые изначально предназначались для сражений и на Западном, и на Восточном фронте.
Теперь подробно о том, в чем заключались важные отличия самых лучших истребителей 2 мировой войны. Этот вопрос будет рассмотрен со всех сторон, в том числе на особенностях технической идеологии, которая закладывалась конструкторами при проектировании.
"Спитфайр"
В плане концепции, которая была использована при создании, самыми необычными считаются американский "Мустанг" и английский "Спитфайр" XIV.
Английский истребитель 2 мировой войны являлся действительно выдающейся боевой машиной. Именно ему удалось в воздушном сражении сбить германский истребитель Ме 262.
Основа для самолета "Спитфайр" была создана в Великобритании еще за несколько лет до начала войны. При проектировании была предпринята попытка совместить несовместимые вещи, как казалось в то время. Это маневренность, высокая скорость, которая тогда была свойственная только скоростным истребителям-монопланам, а также маневренность. В основном, цель удалось достигнуть.
Как и большинство других скоростных истребителей, "Спитфайр" был свободнонесущим монопланом обтекаемой формы. При этом он имел достаточно больших размеров крыло для своего веса, что давало большую нагрузку на отдельную единицу поверхности.
Конечно, такой подход нельзя было считать исключительным. К такому технологическому решению уже прибегали японские конструкторы. Но англичане пошли еще дальше. Из-за значительного аэродинамического сопротивления крыла, которое отличалось очень большим размером, невозможно было надеяться на максимальную скорость полетов. А этот показатель являлся одним из ключевых для истребителей того времени.
Для уменьшения сопротивления применили профили меньшей толщины. Для этого крылу придали эллиптическую форму. Такое техническое решение позволило снизить аэродинамическое сопротивление на режимах маневра и при полете на максимально больших высотах.
Англичанам удалось создать действительно незаурядный боевой самолет, но это совсем не значит, что у него отсутствовали какие-либо недостатки. Из-за малой нагрузки, которая приходилась на крыло, он уступал большинству истребителей того времени по разгонным свойствам на пикировании. Намного медленнее, чем практически все аналогичные аппараты того времени, он отзывался на действия экипажа во время крена.
При этом стоит признать, что все эти недостатки не имели принципиального характера. Военные специалисты признают, что в целом это был один из выдающихся самолетов для сражений в небе, который в настоящем деле демонстрировал свои превосходные качества.
"Мустанг"
Среди нескольких вариантов американского самолета "Мустанг" наибольшей популярностью пользовались модели, оснащенные английским мотором "Мерлин". С 1944 года именно они обеспечивали безопасность тяжелых бомбардировщиков ВВС США от нападений немецких истребителей.
Их главной отличительной чертой в области аэродинамики стало ламинарное крыло, которые было впервые использовано в авиастроении. Интересно, что специалисты много спорили о целесообразности его применения на истребителях.
Непосредственно в конце 30-х годов на такие крылья возлагались большие надежды, так как при определенных условиях они имели значительно меньшее аэродинамическое сопротивление. Однако опыт их применения на "Мустангах" поубавил оптимизма. Выяснилось, что при непосредственном использовании в бою крыло становится слишком неэффективным. Причина заключалась в том, что требовалась максимальная точность в конструкции профилировки и скрупулезная отделка поверхности для воплощения в жизнь ламинарного течения на таком крыле.
Во время работ по нанесению защитной окраски возникали шероховатости, которые неизбежно появлялись при начале серийного производства. В результате эффект ламинаризации на крыле значительно снижался. Ламинарные профили в результате значительно проигрывали тем, что применялись ранее, а это приводило к серьезным сложностям при появлении необходимости представить эффективные характеристики взлетно-посадочных и маневренных свойств.
При этом ламинарные профили обладали лучшими скоростными качествами. При пикировании на значительных высотах, на которых скорость звука оказывалась ниже, чем у земли, самолетам удавалось добиваться скоростей, при которых появлялись особенности, характерные для условий, приближенных к скорости звука. Увеличить критическую скорость американских истребителей 2 мировой войны было можно снижая толщину профиля либо применяя более скоростные профили, которыми и выступали ламинарные.
История появления
Примечательно, что разработан "Мустанг" был в кратчайшие сроки. Изначально его заказчиком выступило правительство Великобритании. Первый прототип совершил пробный полет в конце 1940 года. С момента размещения заказа на производство прошло всего 117 дней.
Интересно, что весной 1942 года, по результатам тестов британских испытателей, высотные характеристики самолета не удовлетворили экспертов. Но при этом они настолько впечатлили скоростью на малых высотах и маневренностью, что было решено проводить дальнейшие консультации.
Во время 2 мировой войны истребители США патрулировали Ла-Манш, штурмовали наземные цели на территории северной Франции. Первый воздушный бой состоялся над Дьепом летом 1942 года.
С 1944 года их стали использовать в качестве самолетов-разведчиков для прикрытия дальних бомбардировщиков, которые наносили удары по территории Германии.
Появление истребителей США на 2 мировой войне в небе над Германией сильно ухудшило ситуацию для противовоздушных сил Третьего рейха. Немцам оказалось проблематично бороться с американскими истребителями, которые фактически связывали их атаками при наборе высоты, взлете, попытках перехвата союзной бомбардировочной авиации.
Советская авиация
История создания советских истребителей 2 мировой войны оказалась весьма необычной. По большому счету, самолеты Ла-7 и Як-3 стали модификациями моделей ЛаГГ-3 и Як-1, разработанных еще в 1940 году.
К концу войны в отечественных военно-воздушных силах именно Як-3 стал самым популярным истребителем. Например, как раз на нем сражались французские летчики авиаполка "Нормандия-Неман", которые отмечали, что этот самолет дает им полное превосходство над противником.
Масштабная переработка этой модели была предпринята в 1943 году для повышения воздушных характеристик при достаточно небольшой мощности самих установок. Определяющим в этом проекте стало уменьшение веса боевой машины, что удалось сделать, уменьшив площадь крыла. Это повлияло на аэродинамические особенности. Данный проект существенного улучшения самолета признан самым эффективным, так как современных моторов достаточной мощности в советской промышленности еще не было в серийном производстве.
Интересно, что данный путь в авиационной технике являлся крайне неординарным. Стандартный способ улучшения комплекса летных данных в то время заключался в улучшении аэродинамических характеристик без принципиальных изменений габаритов самого планера. Также практиковалась установка более мощных моторов, что сопровождалось значительным увеличением веса.
"Як-3" оказался значительно легче, чем "Як-1". Он имел меньшую площадь крыла и толщину профиля, к тому же обладал выдающимися аэродинамическими свойствами. При этом существенно возросла энерговооруженность самолета, улучшились его разгонные характеристики, скороподъемность, вертикальная маневренность. При этом в плане посадки и взлета, горизонтальной маневренности, удельной нагрузки на крыло изменений практически не произошло. В ходе войны "Як-3" стал одним из самых простых боевых самолетов в области пилотирования.
Стоит признать, что в тактическом плане он все-таки уступал машинам, имевшим более мощное вооружение и продолжительность боевого полета. Но при этом он дополнял их, реализуя идею скоростной, легкой и маневренной машины для стремительной воздушной схватки. В первую очередь она была предназначена для сражений с истребителями противника.
Боевое крещение
Об успехе истребителей 2 мировой войны в СССР заговорили летом 1944 года, когда "Як-3" прошел боевое крещение. Пилоты его любили и ценили за легкость и простоту в управлении.
Этот истребитель удалось максимально облегчить, в том числе за счет того, что его деревянные элементы заменили металлическими. Также в значительной степени уменьшили запас горючего. В результате "Як-3" превратился в один из самых легких истребителей 2 мировой войны. В СССР было произведено почти пять тысяч моделей, из них более четырех тысяч непосредственно во время войны.
На большинстве воздушных боевых машин устанавливались малокалиберные автоматические пушки и пулеметы Березина.
"Ла-7"
Тем, кто интересуется авиацией и хочет узнать что-нибудь про истребители 2 мировой войны, интересна будет история создания еще одного советского боевого самолета - "Ла-7". Сначала на базе "ЛаГГ-3", который получился откровенно неудачным, разработали "Ла-5". Он выгодно отличался от прежней модели только мощной силовой установкой.
В перспективе было решено обратить внимание на аэродинамическое совершенствование. На протяжении 1942-1943 годов истребители этого типа проходили многочисленные испытания в конструкторских бюро. Их главной целью было выявить основные источники аэродинамических потерь, а также определить, за счет чего удастся снизить аэродинамическое сопротивление.
Важным значением этой работы стали предполагаемые изменения конструкций, которые не требовали существенных переделок самолета, изменений в процессе производства и давали возможность их серийного производства.
"Ла-7" по праву можно назвать одним из лучших высотных истребителей 2 мировой войны. Он отличался отличной маневренностью, высокой скоростью, а также скороподъемностью. По сравнению с остальными истребителями, "Ла-7" были очень живучими, так как имели мотор воздушного охлаждения. А этим не могли похвастаться большинство истребителей того времени.
Немецкая машина
Немецкий истребитель "Мессершмитт" проектировался параллельно со "Спитфайром". Как и английская машина, он стал удачным образцом военного боевого самолета, который прошел большой путь эволюции. Были установлены более мощные моторы, улучшены его аэродинамика, пилотажные и эксплуатационные характеристики.
Считается, что именно этот самолет являлся самым выдающимся представителем маневренной и легкой боевой машины гитлеровских военно-воздушных сил. Практически на протяжении всей Второй Мировой войны "Мессершмитты" признавались лучшими образцами среди самолетов своего класса.
"Юнкерс"
Истребитель "Юнкерс" выпускался в нескольких модификациях, став образцом современного для своего времени высокоточного оружия. Среди авиационных аппаратов, которые поднимались на сравнительно небольшие высоты и пикировали отвесно, были немецкие самолеты 2 мировой войны. Истребители танков - так еще называли "Юнкерс".
За счет особой специфики применения в условиях высоких перегрузок машина была оснащена автоматическими тормозами, которые применялись в случае потери сознания пилотом для выхода из пике.
"Юнкерсы" использовали дополнительный психологический эффект, включая при атаке "иерихонскую трубу". Так называлось специальное устройство, которое издавало жуткий вой.