Информационная компетентность: понятие, структура и виды

Специалисты, анализируя педагогическую теорию, считают, что информационная компетентность специалиста является ключевой из перечня возможных компетентностей человека и представляется в виде комплекса из знаний, навыков, умений и способностей эффективно работать с любым видом данных. Профориентированность должна основываться на совокупности норм, связанных с созданием информационных ресурсов, выполнении обязанностей на продуктивном и творческом уровнях, понимании своего места в информационной среде.

Технический и технологический аспекты

Развитие информационной компетентности подразумевает компьютерную грамотность, умение применять знания в сфере информационных технологий для решения поставленных задач. Понимание такого рода компетентности зависит от рассматриваемого вида структур: на основе квалифицированных требований к будущему специалисту педагогической деятельности, уровня профессиональной деятельности. Структура компетентности рассматриваемого характера включает следующие компоненты:

  • специальный;
  • социальный;
  • личностный;
  • индивидуальный.

В совокупности с психологическими особенностями человека все они определяют его информационное поведение в образовательной среде. Внешние факторы, которые могут способствовать развитию информационной компетентности, говоря о педагогике, включают в себя систему подготовки и образовательную среду. Термин «компетенция» вызывает немало споров, в особенности когда речь идет о модернизации содержания образования. Специалисты схожи во мнении, что объект рассмотрения является многоуровневой категорией, представляет собой своеобразный переход от одного уровня умений и знаний к другому.

Уровни педагогической компетентности

Выделяют компоненты информационной компетентности:

  • коммуникативный;
  • когнитивный;
  • технико-технологический;
  • мотивационно-ценностный;
  • рефлексивный.

Единство компонентов и степень сформированности обуславливаются следующими критериями:

  1. Продуктивное построение процесса общения, адекватное восприятие точки зрения субъекта обучения.
  2. Правильное применение знаний в решении вопросов профессионального плана, выбор соответствующего способа представления информации и методов обучения.
  3. Интерес к обучению новым инновационным технологиям, которые позволят освоить педагогическую и социокультурную информацию.
  4. Умение сочетать практику преподавания и медиатехнологии.
  5. Самооценка своего вклада в развитие проектов, коррекция собственного поведения, осознание возможности повлиять на других.

Раскрытие термина под нужным углом

Проблема формирования информационной компетентности учащихся рассматривается с точки зрения некоторых подходов:

  • системного;
  • деятельностного;
  • культурологического;
  • личностно ориентированного.

Профессиональное образование адаптировано под контекстно-компетентностный подход, который лучше работает с синергетическим (об этом пишем А.А. Вербицкий - зав. кафедрой социальной и педагогической психологии МГГУ, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО). Сама система должна быть открыта, и ей должны быть характерны стохастичность и постоянная изменчивость, а также обязательное наличие подсистем, обменивающихся между собой информацией.

Значимость деятельности

Важность того, что делает человек, определяется полученным результатом. Успех информационной компетентности воплощается в создании, получении и перемещении материальных и идеальных информационных объектов. В данном случае личностно деятельный подход является основой теории и методологии исследования подобной компетентности. Такой путь позволяет:

  • лучше рассмотреть компетентность как целостную систему;
  • выделить образующие ее факторы (цель и результат);
  • раскрыть диалектику моделей их составляющих;
  • проанализировать диалектику взаимосвязей.

Подход позволяет объекту, учитывая характерные особенности, самореализоваться.

Грамотное использование технологий

Мало внимания уделяется информационной профессиональной компетентности и ее правильному формированию как овладению навыками технического и познавательного характера, что необходимо для совершения целевых информативных запросов в процессе образования, находясь на работе или в социальной среде.

"Компьютерная компетентность" считается невнятным термином. Нельзя быть уверенным, что умение играть в компьютерные игры, писать письма в «Ворде» и отправлять сообщения в социальной сети аналогично понятию «владеть компьютером». Школьники не умеют правильно работать с информацией, минимальных знаний, которые получают в школе, не хватает для решения потенциальных задач, с которыми можно столкнуться в реальной жизни. Речь идет об объемной и противоречивой информации, о ее критической оценке, работе с понятиями, противоположными привычным ожиданиям. Информационная компетентность обучающихся должна работать так, чтобы они могли выделять нужный материал из текстов разных типов и заданных вопросов, обращаться к знаниям, выходящим за пределы задания, использовать свой личный опыт для решения нестандартных задач. Исходя из проводимых исследований, трудности у младшего поколения возникали в реконструкции замысла автора и его точки зрения в текстах-рассуждениях, а также в работе с аргументацией своего выбора и мнения. Одной из важных профессиональных целей специалистов в области информации является помощь обучающимся в приобретении информационных компетенций. Умение применять нужные аспекты полученных сведений является успехом в обучении и межличностном общении для каждого человека.

Широкое понятие

Понятие «информационная компетентность» широкое, развитие в современности не всегда трактуется однозначно, но работа направлена на решение таких проблем:

  • Понимания сущности ряда смежных понятий, которые близки к рассматриваемому термину (терминологическая).
  • Определения его структурного и функционального содержания (содержательная).

В работе Кизик О.А. было отмечено, что ИК - это самостоятельный поиск нужных данных для выполнения определенных задач, способность к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных технологий для решения профессионально направленных вопросов, а также готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий, чтобы повысить свой уровень квалификации.

Терминологический анализ

Был проведен смежный анализ некоторых определений, связанных с информационной культурой (например, культура чтения, библиографическая грамотность). На современном этапе развития компьютерных технологий появились понятия: «информационная культура личности» и «компьютерная грамотность», что являются определяющими составляющими общей культуры человека. Каждый должен самостоятельно на оптимальном уровне удовлетворять свои информационные потребности, используя свои умения, выделять нужное из системы знаний.

Если термин «культура» многозначный и широкий по своему объему, то «компетентность» - развитие информационной ее стороны, происходит конкретно и адресно. Быть компетентным - значит уметь правильно применить свой опыт в определенной ситуации. Некоторые специалисты видят в понятии способность выбирать, организовывать, искать, анализировать и передавать информацию.

За многие годы понятийное ядро представлялось в следующих интерпретациях:

  • использование компьютерной техники как средства достижения определенных задач;
  • изучение информатики как предмета;
  • поиск и использование полученной информации для решения профессиональных и образовательных задач;
  • комплекс знаний, навыков и умений по поиску, осознанию и целевому применению информации;
  • мотивация субъектов образовательного пространства и проявление активной социальной позиции.

Разные мнения

Профессиональная информационная компетентность (по мнению О.Г. Смоляниновой) – это универсальные способы поиска получения и передачи информации, обобщения и превращения ее в знание определенного профиля. Другие считают, что это умение критически оценивать и систематизировать полученные данные с позиции решаемой задачи, а после чего делать аргументированные выводы, представлять ее в разных формах и подстраивать под адекватные запросы потребителя.

Л.Г. Осипова, рассуждая на данную тему, относит к информационной компетентности умение ориентироваться в бурно развивающемся и растущем информационном поле, навыки быстрого нахождения необходимых данных и применения их в исследовательских и практических задачах. А Семенов А.Л. видит в ней грамотность, состоящую из умений активной самостоятельной обработки информации человеком и принятия решений в непредвиденных ситуациях с использованием технических средств.

Медиакомпетентность

Родственное понятие было исследовано президентом Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России – А.В. Федоровым. Специалист его характеризует как совокупность мотивов, умений, способностей, которые могут поспособствовать выбору и критическому анализу, передаче медиатекстов в разных формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в обществе. Федоров выделил основы информационной компетентности и медийные показатели для личности:

  1. Мотивационный: стремление к проявлению собственной компетентности в различных сферах жизни, желание искать материалы для научных и исследовательских целей.
  2. Контактный: коммуникация и взаимосвязь с различными видами медиа.
  3. Информационный: знание базовых терминов, теорий, факторов из истории развития медиакультуры, понимание процесса коммуникации, воздействия медиа на реальность.
  4. Перцептивный: соотношение с авторской позицией, что позволяет предугадать ход событий медиатекста.
  5. Интерпретационный (оценочный): критический анализ функционирования медиа в социуме, с учетом факторов, на основе высокоразвитого критического мышления.
  6. Практико-операционный: выбор, создание и распространение медиатекстов, умение самостоятельно обучаться и повышать уровень знаний.
  7. Креативный: творческое начало в различных видах деятельности, смежных с медиа.

Таксономия Б. Блума

Информационная компетентность – это комплекс, сложенный из знаний, понимания, применения, анализа и оценки. Американский психолог разработал виды ИК, характеризующие их элементы:

  1. Запоминание и воспроизведение нового материала, знание принципа обработки данных.
  2. Воспроизведение материала на доске, краткое изложение информации, решение нестандартных задач.
  3. Умение применять знания для решения учебных задач.
  4. Анализ изученных принципов обработки данных при выполнении заданий межпредметного характера, поиск ошибок и несоответствий.
  5. Планирование учебного эксперимента, проектная деятельность.
  6. Креативность в умении самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, нестандартно применять знания и навыки.

Информационная компетентность – это знание методов поиска, обработки, передачи и хранения информации, а также:

  • владение способами ее систематизации и структурирования;
  • критическое к ней отношение;
  • умение ее анализировать и применять в необходимых случаях;
  • самоанализ и самообучение.

Поиск и обработка информации

Недостаток данных не может способствовать реализации деятельности, поэтому человеку необходимо обращаться к поиску информации, которая ему необходима. В соответствии с поставленной целью, педагог в сфере образования или другая личность в своей профессиональной деятельности информационную компетентность старается улучшать и повышать. Получив недостающие данные, человек занимается их обработкой, чтобы в дальнейшем продемонстрировать понимание полученной информации, привести аргументы и сделать вывод. Поэтапно данный процесс можно представить таким образом:

  1. Личностная мотивация (познавательно-эстетический уровень).
  2. Направленность на социум и критический анализ (социальный).
  3. Умение сделать вывод (понимание авторской концепции).
  4. Понимание авторской задумки.
  5. Появление собственного мнения и полемический диалог с исходным вариантом концепции (автономный).

Секция информационной грамотности

Задачей, поставленной в 2002 году, было выявление стандартов информационной компетентности, которая сформировалась в разных библиотеках и странах, а также создание международного стандарта по данному параметру. В 2006 году Хесус Лау выпустил «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни», где сконцентрировались данные и анализ гигантского массива знаний по данной проблематике.

Здесь за термином закрепилось понимание знаний и умений, которые требуются для правильной идентификации информации, что необходимо для выполнения задания определенного типа или решения проблемы. Также говорилось об эффективном поиске новых знаний, реорганизации и организации информации, ее интерпретации и анализе, а также оценке ее точности и актуальности, включая эстетические нормы и правила. В структуру информационной компетентности были внесены и варианты передачи результатов анализа и интерпретации другим лицам, последующее применение данных и достижение планируемого результата.

Важно, чтобы компетентный гражданин, будь он в статусе рабочего или специалиста, мог адекватно понимать свои потребности в информации, знать, где начать поиск, как из огромного объема данных извлечь нужное, организовать поток знаний и в результате получить от этого пользу, применив на опыте.

Концепция Х. Лау основывается на:

  • поставленном акценте на поиске самой информации, а не источников;
  • помимо извлечения и осмысления данных, упор делается на мыслительном процессе (синтезе и оценке);
  • важно не простое знание информации, а информационный процесс, т. е. выбор нужного и решение с его помощью проблем;
  • процесс получения данных должен быть прописан в методе их оценки.

Достижение ИК

Постигнуть необходимые уровни информационной компетентности достаточно сложно, этот процесс долгий, поэтапный и, возможно, бесконечный из-за частого обновления потока данных. Чтобы начать этот нелегкий путь, от участников образовательного процесса требуется:

  • включать профильные статьи в исследовательские работы;
  • ориентироваться в печатных и электронных изданиях;
  • уметь пользоваться электронным поиском на компьютере;
  • выработать поисковую стратегию;
  • подбирать нужные слова для поиска;
  • использовать по назначению нормативную терминологию;
  • применять логическую поисковую стратегию;
  • не бояться использовать рецензии других учащихся.

Требования к преподавателям для достижения информационной коммуникативной компетенции:

  • переосмысление роли самого учителя в качестве источника новых знаний;
  • организация условий для самоуправляемого обучения, смежной среды, сочетающей практику и теорию;
  • стимулирование активной позиции обучающегося, побуждение его к обучению.

Требования к методической службе:

  • присутствие специалистов по информационной грамотности;
  • корреляция видов информационной компетентности, формирование фактического уровня компьютерной грамотности благодаря дифференцированному подходу;
  • интеграция ИК в содержание и структуру учебных курсов;
  • взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Современный этап развития образования характеризуется внедрением компетентностного подхода, который дает четкую ориентацию на будущее, а также возможности построения каждым гражданином своего пути образования с учетом успешности в профессиональной деятельности. Такой элемент помогает делать правильный выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации. Такой подход ориентирован на следующую позицию: в процессе обучения человек должен приобрести практико-ориентированные знания и развивать их вместе с социально и профессионально важными качествами, благодаря которым он станет успешным в жизни.

Гражданин должен не только обладать необходимым объемом знаний, но и уметь их применять, находить оптимальные способы реализации поставленных целей, находить информацию и анализировать ее, эффективно организовывать свою деятельность. Процесс достижения ИК может продолжаться долгие годы, только человек может самостоятельно решить, что полученных знаний достаточно для его профессиональной деятельности.

Комментарии