Профессионализация - это что за процесс? Этапы, инструменты профессионализации, возможные проблемы

Профессионализация – это явление, которое появилось в результате развития имеющихся и появления новых видов трудовой деятельности человека. Понятие возникло благодаря отечественным ученым, целью которых было изучение психологических, педагогических, философских и социологических процессов.

Раскрытие понятия

Термин предполагает существенные изменения в профдеятельности человека, а именно смену ориентированности или повышении квалификации. В широком смысле под ним подразумевается организация и последующая эволюция институтов социального характера, принципов и законов, связанных с созданием профструктуры общества, а также с ростом количества пожеланий, предъявляемых к работнику. Профессионализация личности - это возможность каждого члена общества трудоспособного возраста приобретать новые навыки и совершенствовать имеющиеся благодаря специальной переподготовке. В буквальном смысле, данное определение означает овладение гражданином профессиональными ролями. Подмарков В. Г. утверждал, что данный термин подразумевает соответствие имеющихся навыков и знаний с выбранной профессиональной ролью, а также желание человека выполнять ее. Явление двухуровневое, социальная сторона будет рассмотрена ниже.

Характеристики социального уровня:

  • изменения, происходящие в трудовом обществе;
  • обретение человеком цели обучиться конкретной дисциплине;
  • зарождение элементов и сферы профкультуры;
  • ряд процессов и механизмов, призванных на уровне общества или конкретной фирмы помочь сотруднику сориентироваться в новых видах специализаций, получить недостающие знания;
  • эффективное использование возможностей профнаправленности.

Многогранное понятие

Процесс профессионализации – это также личностный уровень, который представлен изменениями, характерными для человека при овладении им специальностью или профессией. Изменения имеют многогранный характер, затрагивают и внутренний мир объекта, и его внешнее проявление в социуме.

Между уровнями наблюдается незримая связь, в соответствии с чем профессионализацию необходимо рассматривать с трех сторон:

  1. Как социально направленное явление, где проявляются количественные и качественные изменения в жизни общества с профессиональной стороны, рождаются новые виды профнаправленного труда.
  2. Как процесс овладения человеком конкретным видом профильной деятельности, вследствие чего, приобретения им необходимых профкачеств.
  3. Как система общественных институтов, на которую возложена задача регулировать процесс освоения человеком своей роли на профессиональном уровне, и обеспечивать возможность каждой личности приобрести, соответствующую его способностям, профессию.

Система профессионализации

Когда речь идет об оценке персонала, необходимо отметить, что в данном случае, профессионализация – это комплекс социальных институтов, цель которых оказать помощь тому, кто хочет улучшить свои навыки на профессиональном поприще. В организации, где работает гражданин, может и не работать система формальных элементов профессионализации, в таком случае обучение и отбор поручается другим институтам. Продолжение формирования профессиональной деятельности и опыта находит отражение в сущности самого человека и в различных формах социальной памяти.

Изучение процесса введения понятия и проблем профессионализации свидетельствует о том, что термин отражает трансформации, которые аккумулируются в общественной практике в результате развития деятельности человека, обретения ею профессионального характера, а также новшества, присущие объекту, образовавшиеся в обществе в результате слияния индивидуума и профтруда.

Содержательные характеристики

Российские ученые и их коллеги из других стран раскрывают термины «профессия» и «профессионал», опираясь на точку зрения, где первое определение рассматривается как инициативность субъекта.

Профессионал как:

  • субъект реализации работоспособности;
  • специально обученная личность;
  • составляющая общества;
  • источник профессионального сознания.

Профессия как:

  • предметный труд;
  • сообщество обученных людей;
  • способ бытия человека, его отношения к современному миру.

Содержание, вложенное в каждый тезис, описывает многогранные стороны анализа процесса профессионализации личности. Это также затрагивает ее основные черты, устройство и логику мышления.

Профессиональная подготовка

Сам тезис включен в научный оборот российскими учеными, его приравнивали к уровню развития профкачеств личности (мнение Шрейдера Р. В.). Подаркон В. Г. приравнивал явление к развитию системы профподготовки, подразумевал под ним создание и развитие институтов социальной направленности, норм и прав, связанных с образованием профессиональной структуры общества как формирование групп, позиций и ролей, пригодность и готовность к выполнению профессиональной задачи.

Активные дискуссии на данную тему стали происходить в 70-80 года прошлого века, когда под понятием стали видеть отражение динамического развития важных качеств человека при овладении новыми навыками, об этом говорили Бадоев, Шрейдер, Бодров, Анисимова и Кантеров. Именно тогда заговорили в научных кругах о стадиях профессионализации, ее критериях, этапах и уровнях.

Аспекты

Со временем философы и социологи стали изучать предмет обсуждения как целостный феномен. Модель представляет собой единое целое, состоящее из человека и его способностей, рассматривается теоретическое включение сотрудника или учащегося учебного заведения в мир профессиональной деятельности. Важную роль играют психолого-педагогический и социально-экономические аспекты, ведь профессионализация – это процесс непрерывного становления личности как специалиста и профессионала конкретной области.

Первый аспект интересует исследователей с точки зрения включения человека в профессиональную среду, усвоения им опыта, получения возможностей для реализации себя в ходе самосовершенствования, при выходе на новый уровень. Анализу подвергаются все компоненты: цели, приемы, мотивы, средства, условия, результаты. Второй аспект с социальной направленностью интересен в ходе формирования трудовых запросов по части человеческих ресурсов и изучения потребностей на рынке труда. В связи с распространением данного процесса во внутрифирменной профессиональной переподготовке специалистов и рабочих особую роль играет изучение методов на примере работников немолодого возраста.

Этапы профессионализации

Сравнением личностного и профессионального развития занималась Л. М. Митина. Она отмечала необходимость забыть о привычных традиционных формах данного явления, а также делала упор на взаимосвязь квалифицированного и личностного развития, в основе которых лежит принцип саморазвития, способность превращать свою жизнь в предмет практической "перестройки", что приводит к творческой самореализации. Она выделяет 3 этапа:

  • приспособление;
  • становление;
  • самовыражение и самореализация (стагнация).

Рассмотрение профессионального развития происходит в виде непрерывного процесса личностного самостоятельного проектирования.

Обучение и кризис деятельности

Процессу вхождения студента или начинающего специалиста в профессионально-педагогическую деятельность, а также состоявшегося в карьере человека (в качестве рабочего или мастера), который повышает свой профессиональный и личностный рост в условиях учебного центра при организации переподготовки и повышения квалификации, т. е. профессионализации кадров, уделяется повышенное внимание. Целенаправленное формирование готовности человека на психологическом уровне к самостоятельному выполнению своих обязанностей способствует успешности дальнейшего развития и повышения квалификации, об этом говорят Канлыбович Л. А. и Дьяченко М. И.

Важный аспект – фиксирование кризисов профессионализации (недолгого этапа кардинального преобразования профессионального сознания). Маркова А. К. отмечает, что кризисы возникают, когда привычное не удовлетворяет, а новое еще не найдено, или когда творческий подход работника к делу воспринимается «в штыки» начальством или вышестоящими лицами на профессиональном поприще.

Признаки кризиса профессионализации – это отсутствие нового, снижение желания совершенствоваться, внутренняя растерянность, чувство необходимости переоценить свои способности, ощущение исчерпанности своих сил. Примечательно, что переход от одной стадии профстановления к другой неизбежно сопровождается переломным моментом. Сыманюк Э. Э. и Зеер Э. Ф. выделяют "трудовые перебои", связанные с:

  • учебно-профессиональной ориентацией;
  • профессиональным ростом;
  • выбором профессии;
  • социально-профессиональной самоактуализацией;
  • утратой рабочего места.

Поэтапность явления

Профессионализация как процесс становления работника мастером, владеющим в совершенстве навыками, знаниями и умениями, необходимыми для конкретного вида деятельности, отражается в авторитете человека, в его умении передать свой опыт другим людям, правильно поступать в нестандартных ситуациях. Процесс становления профессионалом зависит от личностных качеств, условий труда, мотивации и заинтересованности самого работника.

Существует 3 стадии:

  1. Первичная профессионализация – это становление. На этом этапе работник достаточно хорошо освоил необходимые стандартные умения и знания. Качество труда и эффективность деятельности находятся на высоком уровне, работник обладает достаточным опытом.
  2. Опытность. Трудящийся эффективно работает и может одновременно делиться опытом с молодым поколением. У человека на этой стадии формируется определенное мнение о некоторых аспектах работы, он может сознательно вносить коррективы в трудовую деятельность, а также определенного рода новшества в трудовой процесс.
  3. Экспертность. Специалист является авторитетов в конкретной области, занимается продуцированием норм, ценностей профессии и выстраивает тактику, направленную на развитие отрасли.

Третья стадия является определяющей для того, чтобы субъект стремился к обучению других специалистов по средствам мастер-классов и семинаров.

Все стадии профессионализации – это непрерывное обучение и самосовершенствование человека (как мастера и личности), оно связано с соблюдением нравственных позиций, знанием производственной и профессиональной этики.

Психологическая сторона

Психологи профессионального образования установили, что вхождение в педагогическую деятельность профессионального уровня требует от студента или выпускника вуза не только настойчивых усилий по ее освоению, но и значительной перестройки. Профессионализация в психологии – это педагогический регулируемый процесс психологического становления личности, формирование специалиста в условиях получаемого образования. Весь процесс тесно связан с количественными и качественными характеристиками становления личности.

С точки зрения психологов, а именно Ананьева Б. Г., Деркача А. А., Кузьминой Н. В., Ситникова А. П., изучающих процесс в рамках акмеологического подхода, важен этап акцентирования успешной профессиональной деятельности зрелой личности, ее периодов взлетов и падений. Психолог Зеер Э. Ф. в выделении стадий профессионального становления индивидуума берет за основу социальную сторону развития и качество выполнения профессиональных навыков. Выделяет 4 стадии становления профессионализации в психологии. Это:

  1. Возникновение профнамерений, переход на новый уровень, например, поступление в учебное заведение (социально и психологически обоснованный выбор профессии).
  2. Целенаправленное обучение.
  3. Внедрение в рабочий процесс.
  4. Реализация личности и достижение мастерства (приводит к выработке стабильности в рабочей деятельности).

Спортивный прообраз

Профессионал-спортсмен - это индивид, для которого основным видом трудовой деятельности является спорт. В данном случае, эта профессия выступает разновидностью бизнеса, частью зрелищной индустрии, наиболее уточненной формой коммерции, а также видом предпринимательской деятельности, цель которой – получить прибыть от продажи зрелища атлетического соревнования. В стране активно развивается профессиональный спорт, в том числе, практика заключения контрактов для работы в зарубежных клубах.

Профессионализация спорта – это неизбежный, порой не объективный процесс, который направлен на повышение результативности эстетической и технической стороны спорта через зрелищность. Важно понимать, что спорт может быть коммерческим или направленным на достижение результата и новых рекордов. Первый нацелен на получения финансовой прибыли, а второй развивается по законам спортивной деятельности. В современности, в связи с профессионализацией, спорт утрачивает свою изначальную функцию. М. М. Боген выразил свое мнение таким образом: «Профессионализированный спорт – социальное бедствие, его результатом становятся не только победы и рекорды, прославляющие страну, но и потерявшие здоровье люди».

В профессиональном спорте главный компонент - результат честным путем - постепенно утрачивает значение, уступая другому принципу: «победа любой ценой». Что может выступать инструментами профессионализации? Это психологическое давление и агрессиям во время соревнования и до него. Все эти проблемы спорта актуальны, большинство из них связано с поиском новых механизмов, повышающих эффективность регулирования социальных процессов.

Комментарии
статья не так уж плоха, но ее научная ценность снижается из-за того, что нет ссылок на литературу, непонятно, кто ее писал