«Плохая репутация» (2005) как представитель поджанра «пыточное порно»
«Пыточное порно» давно следует официально признать поджанром хоррора, так как к творению Джими Хэмпхилла весьма трудно применить иное жанровое определение. Кино «Плохая репутация» напоминает ядреный микс из «Кэрри» Брайана Де Пальма и «Я плюю на ваши могилы» Мейра Зархи.
Хардкорный фильм о мести
Джими Хэмпхилл, выступивший в качестве сценариста и режиссера фильма «Плохая репутация», упростил сюжет до голой концепции «Изнасиловали? Получите!» и насытил максимумом насилия на каждый сантиметр пленки.
В центре повествования главная героиня Мишель, скромная и терпеливая девочка, которую порой терроризирует мать, ограничивая ее общение со сверстниками. Однажды ей все-таки удается отпроситься на школьную вечеринку, заканчивающуюся для нее трагедией. Самый популярный парень в школе, игрок футбольной команды, предлагает девушке спиртное, после чего уединяется с ней в спальне, где вместе с друзьями насилует несчастную. На этом ее злоключения не заканчиваются, насладиться бездыханным телом пытается и сторож общежития. Подруга футболиста в порыве ревности с компанией привязывает Мишель к шесту, распиная ей руки, а на лбу пишет помадой оскорбительное слово.
На этом первая половина «Плохой репутации» заканчивается, а во второй девушка отчаянно мстит своим обидчикам. Оскорбленная жертва постепенно превращается в палача, чьи пытки в разы превышают нанесенное ей увечье.
Простая формула
Для Джими Хэмпхилла ужасы с элементом триллера «Плохая репутация» стали дебютом в большом кино, впоследствии он снял еще две картины: «Неприятности с правдой» (2011) и «Геркулес» (2014). В картине 2005 года он пытался аккуратно смешать насилие физическое и психологическое. При этом повествование не содержит ярко выраженных морально-нравственных уроков, продуманных мотиваций поступков, феминистического подтекста или оголтелого фрейдизма. Поэтому рейтинг ленты IMDb: 4.30, а отзывы зрителей «Плохую репутацию» относят к откровенному «пыточному порно».
Рецензенты отчасти правы, так как проекты данного поджанра созданы по простейшей формуле – в их первой половине юную привлекательную особу сексуально пытают, а во второй героиня жестко мстит обидчикам, обильно заливая камеру их кровью. Так развивается история и в творении Джими Хэмпхилла. Причем, с одной стороны, зрители-мужчины получают щедрую порцию сексплойтейшена, а с другой - автор не воспевает насилие, а осуждая, предостерегает окружающих, чем могут закончиться подобные выходки.
Бронебойная уверенность Хэмпхилла в том, что человек в определенной ситуации практически не отличается от бешеного пса, к финалу дает ошеломляющий результат. Среди отзывов к фильму «Плохая репутация» встречаются положительные и хвалебные оценки.
Профессиональная критика
В отличие от благожелательно настроенных зрителей, отзывы экспертов кино были бескомпромиссными. Особо цинично настроенные авторы-контрибьюторы заявляли о том, что в проекте нет осознанной режиссуры, нестандартного подхода к визуальным решениям и актерской игры. Некоторые кинокритики поставили фильм на уровень обычного порно, лишь вместо сладострастных стонов актеры кричат от боли и трясутся от страха. Исполнительница главной роли Анжелика Хеннесси - всего лишь очередная старлетка, которой была заказана дорога в большое кино. Среди других актеров лишь Джераду Андерсону удалось выстроить кинематографическую карьеру, остальные канули в забытье.
Похвалы со стороны профессионалов удостоился лишь творческий дует композиторов Эрика Чоронзи и Джона ЛеБека, порадовавшие насыщенной палитрой музыкального сопровождения, варьирующегося от зубодробительного хард-рока до инструменталки. Музыка прекрасно дополняет картинку от оператора Форреста Эллисона, который ловкой игрой кадров умудряется удерживать внимание зрительской аудитории вокруг общего сюжета. Это единственный оригинальный ход в фильме.
Подпорченный неопытной режиссурой
При всей упомянутой выше критике картина «Плохая репутация» получила две награды Нью-Йоркского фестиваля фильмов ужасов в номинациях «Лучший художественный фильм» и «Лучшая женская роль», что позволяет рекомендовать его к просмотру поклонникам жанра.
В конце концов, не стоит оценивать картину как высокохудожественное кино - не подходят эти лекала к измученным девушкам, кромсающим своих обидчиков направо и налево.