Механическая КПП: устройство, принцип работы, замена масла

О пользе механической коробки многие автомобилисты знают не понаслышке, ведь она присутствует в большинстве отечественных авто. Трансмиссия такого типа не всегда обрадует удобством управления, если сравнивать с АКПП, но не умаляет ее достоинств. Имеется один нюанс, заключающийся в обслуживании. Покупая машину с механической КПП, готовьтесь уделять этому конструктивному узлу достаточно внимания.

Своевременная замена масла и ТО продлевает время службы коробки. Для лучшего освоения правил взаимодействия с КПП, начинающим осваивать автомобильную стезю стоит покататься на переднем сиденье, посмотреть, как происходит процесс, акцентируя внимание на скорость при каждом переключении. Впоследствии это мысленно будет вспоминаться, намного проще станет управление. Быстрое переключение, легкая ориентированность в этом вопросе придет с опытом, поэтому отчаиваться на первых порах не нужно. Следует внимательно изучить схемы, найти к КПП детальный подход.

Разберемся, в чем суть сложного устройства, как сэкономить топливо, не допуская дефектов этого механизма и получить при этом комфортную езду?

Хитрости конструкции и базис функционирования

Избегая сложных технических терминов, можно отметить следующее: на механическую КПП возложена серьезная «миссия» - сдвинуть автомашину с места при помощи подключения вращающегося вала мотора к колесным приводам. Помимо этой, решается дополнительная задача. Когда коленчатый вал достигнет конкретного количества оборотов, силовой агрегат приобретет достаточную мощность, позволяя водителю наслаждаться скоростью до 180 км/ч и больше. Диапазон оборотов широк.

Благодаря продуманным техническим особенностям механической КПП удается спокойно переключать скоростной режим. Конструктивным нюансом узла является 2 или 3 вала. В любом трансмиссионном агрегате содержится набор валов, расположенных параллельно друг другу с шестернями. Трехвальный блок в стандартной комплектации оборудован первичным, промежуточным и вторичными вальными частями:

  • Под первичным ведущим валом подразумевается блок ведущих шестеренок, синхронизирующийся с двигательным маховиком с помощью сцепления.
  • Вторичный ведомый вариант соединен плотно с карданом.
  • Роль промежуточного, размещенного между ними – обеспечение перемещения вращения от первого ко второму.

В итоге механическая КПП выполняет важнейшую функцию.

О роли МКПП «для чайников»

Новичкам трудно представлять схемы устройства, поэтому можно объяснить целесообразность применения механизма простыми словами:

  1. Если бы талантливые инженеры не придумали «умное» устройство, автомобиль бы разгонялся плавно, но очень медленно. Гора или маленький подъем для нее рисковал бы превратиться в непреодолимое препятствие ввиду дефицита мощности.
  2. Машину было бы невозможно сдвинуть с холостого хода. В связи с недостатком мощностных параметров в такой момент приходится давить на газ для их увеличения, успешного старта.
  3. Парковку трудно представить без этого приспособления: оно обеспечивает возможность заднего хода.

Включается передача с помощью соединения одной из шестерен вторичного вала с его основой, вращаясь одновременно на одном месте. Между шестеренками внедрены специальные муфты, перемещающиеся вдоль вала, исполняя роль «замочных» сцеплений. Муфты начинают движение благодаря «рогатке», скрепленной с трансмиссией. При этом привод механических КПП может быть рычажным, гидравлическим (на грузовиках), тросовым. Отдельных собственников интересует тема блокировок.

Подробнее о блокировках

Тематика безопасности волнительна для любого человека, особенно становится актуальной при покупке очень дорогого металлического дорожного «стиляги». Нужна ли механическая блокировка КПП и где? Владельцы считают ее надежной защитой от злоумышленников, не давая ему шанса сорваться с места на скорости. Блокиратор представляет собой замок, усложняющий задачу угонщику.

Неплохо продаются блокираторы бесштыревые. В качестве самостоятельного противоугонного механизма выступать он не может, лишь дополняя совокупность антиугонных мер. Это полезный «штрих» устанавливают на Toyota Rav4, на Kia Sportage, «Хендай Грета», «Рено Каптур». В комплекте обычно идет три ключа. Ворам практически не остается шансов.

Преимущество бесштыревой схемы в монтаже штыря внутрь КПП, снаружи он не заметен, вор не поймет, почему она не срабатывает. Главное – устроить все в профессиональном автосервисе, соблюдая тонкости вмешательства в рабочий узел. По расходам это не дешево, окупается сторицей – спать можно спокойно. Бирлокам и мультилокам отдают предпочтение. Связано это с их прочностью, уверенным рабочим режимом. Выбор продиктован водительским бюджетом.

Главную роль в технике играют передаточные числа, создаваемые зубчиками шестерен. За ними нужен уход, работают они благодаря смазке. В связи с этим масло механических КПП – важная составляющая.

О целесообразности масла в «механике»

В этом практичном приспособлении от качества и количества смазки зависит полноценная работа всего агрегата. Эксперты отвели для нее несколько важных опций:

  • Роль смазки в работе шестерен, находящихся в зацеплении. При достаточном ее количестве, недопущении устаревания наблюдается плавная деятельность шестеренок. Это наиболее выгодный способ для предотвращения преждевременного износа коробки. Для полноценного функционирования, масло в механических КПП необходимо периодически менять.
  • В конструкции предусмотрено трение деталей, от него образуется мусор в виде металлической стружки. Итог – масляная жидкость засоряется, перестает радовать аппарат.
  • Защитная функция заключается в обволакивании элементов маслом, оберегая от коррозии, окислов, трений.
  • Важен теплоотвод. В движении температурный показатель смазочного средства равен 150 градусам, при этом неизбежно повышение этой цифры деталей в зацеплении. Масло способствует охлаждению.

Получается, даже маленький объем смазки продлит эксплуатационный период.

Вкратце об оправданности замены масел

Почему возникает данный вопрос? Дело в производителях. По заверениям некоторых из них смазочного средства в трансмиссии хватит на весь срок службы машины. Вся загвоздка в том, что никто конкретно не владеет информацией об этом периоде. Этот показатель определяется степенью износа запчастей, манерой вождения, условиями, в которых приходится перемещаться.

Европейские водители берут за привычку менять авто раз в 7 лет, сдавая выгодно его в утиль при условии его ежегодного пробега в 35 тыс. км для российских владельцев это не показатель, да и в разных марках дело обстоит по-разному. Например, в механических КПП "Ниссан" приходится говорить о замене через 80 тыс. км. Следует подробнее разобраться в причине этой процедуры.

Ликбез по причинам смены масляной жидкости

Специалисты выделяют несколько определяющих факторов.

  • Играет роль уровень изношенности. Невзирая на высокую технологичность моделей последних лет, выпускаемых отечественным, зарубежным автопромом, «старость» приходит к каждой запчасти. Минус «механики» сводится к отсутствию фильтрации в системе, что неминуемо ведет к устареванию, и происходит это быстрее здесь по сравнению с «автоматом».
  • Процент эффективности масла с годами, под действием нагрузок снижается. После прохождения автомашиной отметки в 250 тыс. км неизбежно приобретение масла темно-коричневого цвета, наличия стружки, хотя на это влияет качественные характеристики марки, поведение на дорогах.
  • Вспенивание начинается ввиду сильного трения деталей. Это означает потерю полезных защитных, теплоотводящих и других свойств. В коробке-автомате в подобном положении машина вовсе перестает осуществлять движение.
  • Утрачивается роль смазки.
  • Присадки на какое-то время станут «оберегом» для масла, хотя со временем их ожидает потеря качеств.

«Болезни» трансмиссии дают о себе знать: слышится странный шум, при переключении сильный гул, требуя срочного мастерского вмешательства, разбора, замен. После правильно принятых мер стуков не слышно, скорости переключаются хорошо. Иномарки или отечественные машины требуют разнообразных манипуляций в зависимости от марок, состояния. Периодичность замен разнится: механическая КПП "Тойоты" требует замены через 40 тыс. км пройденных маршрутов, в «Кашкае» меры можно принимать спустя 80 км. Чем предлагает воспользоваться производитель?

О видах

У новичков возникает вопрос, какое масло в механической КПП использовать лучше. «MTF» для нормальной работы коробок поставляются на рынок в ассортименте. Неплохо показали себя в деле синтетические варианты. Они превосходно гармонируют с любыми присадками, добавками, не густея в зимний период, даря возможность нежесткого переключения. Их позиционируют, как наиболее работоспособных, не нуждающихся в частой замене. Цена у них соответствующая.

Минеральные составы, получаемые из нефтепродуктов, придется поменять раньше, чем вышеуказанные, но приятна цена вопроса. Исследования американских ученых вылились в разделение масел на группы.

Секреты американской классификации

Исследователи «Нефтяного Института API» предлагают маркировки:

  • «GL-1» лишено присадок либо наделяется противопенными присадочными веществами.
  • «GL2» с содержанием антифрикционных компонентов идеально для любителей низкой скорости.
  • «GL3» обладает высоким процентом присадок.
  • «GL4» имеет умеренное количество добавок, подходит для МКПП при условии нормальной, без агрессии, езды.
  • «GL5» предназначается для перегруженных узлов, их недостаток – пагубное влияние на цветные металлы.

Для российских моделей лучше использовать предпоследний тип с оптимальными параметрами вязкости – 75W90. Вязкость прописана в инструкции изготовителя.

Российский рынок заполнен полусинтетическими продуктами от «Лукойл», они пользуются спросом ввиду универсальности: их можно применять в раздаточных коробках, задних мостах, дифференциалах. При их применении ремонт механической КПП нужен не часто. Изделия такого плана характеризуются невысокой стоимостью. Все рейтинги популярности бьют MTF Castrol, Liqoi Moly.

Хитрости масляной замены

Регламент о сроках замены рекомендуется автопроизводителем в техинструкции к «стальному коню». Не всегда эта информация указывается в ней. Автомеханики советуют проводить процедуру после 100 000 км, спустя семь лет пользования транспортом. На территории России нужно говорить об уменьшении этого параметра из-за сложности поездок по некачественным покрытиям, автосервис ожидает клиентов по этому делу уже через семьдесят тысяч километров. Это свойственно устройству механической КПП на импортных машинах, расходующих синтетику. Бюджетные «мобили» чаще предпочитают полусинтетику, вынуждающую задумываться о покупке нового через 50 тыс. километража. На «видавших виды» этот момент наступает раньше.

«Ценные указания» от сервисменов

Исправная работа механической КПП продиктована серьезным отношением шофера к аппарату передвижения, ухаживающего за ним вовремя, проводящего техосмотр, как положено. Особенно не следует пренебрегать правилами эксплуатации трансмиссионного прибора зимой: нагрузки в это время увеличены. Перед сливом смазки требуется обкатка «железного друга» для разогрева. Предстоит проехать не менее десяти километров с целью изменения процента смазывающей плотности – сливать проще. Далее необходимо сделать остановку, но не надо моментально торопиться избавиться от старого масла, ведущего к неисправности механической КПП: высок риск получения ожога. Пару минут пусть «отдохнет».

Что делать дальше

Этапы замены масла. К работе лучше подходить комплексно.

  • Автомобиль ставит на яму с последующей фиксацией колес.
  • Откручивается пробка на горловине, обращая внимание на внешний вид уплотнительного кольца. Потрепанный его вид – повод поменять.
  • Отвинчивается сливная пробка. Делается это осторожно во избежание попадания на кожу, масло выливается в заранее приготовленную «посуду».
  • Дальше пробочка ставится на место, закручивается и с помощью шприца вливается новая жидкость.

Недолив станет оптимальной отправной точкой в уходе за коробкой-механикой во избежание подтеков.

Пара слов «вдогонку»

Каждый день взаимоотношения водителя и его движимой собственности усиливаются, человек привыкает к комфорту. Для долгой истории лучше прислушиваться ко всем посторонним шумам, стукам, своевременно приезжать на диагностику, профилактику. Компьютерная методика – верный помощник избежать дорогостоящей починки, поиска редких запчастей. Профессионализм, глубокие знания инженеров, материально-техническая база сервисов имеют значение. Многое зависит от индивидуальных особенностей марок, способа вождения. Умелые руки, квалифицированность мастеров наведут порядок в барахлящих аппаратах, даря тысячи километров безопасных маршрутов на разные расстояния.

Комментарии