Принципы компании: понятие, цели и деятельность

Видение компании — это образное представление смысла ее деятельности, а также перспектив. Именно оно демонстрирует и объясняет общественности и работникам, что такое коммерческая структура, какой она должна быть и к чему следует стремиться. В нашей статье рассмотрим принципы компании и другие аспекты данной категории.

Видение компании

Прежде чем изучать принципы компании, целесообразно разобрать ее видение и миссию, ведь нужно знать, для чего необходимы те или иные правила, стратегии поведения. Формирование видения является одной из задач руководителей. Горизонт видения, иными словами, период отдаленности в плане времени создаваемого образа компании может быть разным. Речь идет о сроках от нескольких месяцев до определенного количества лет. Под видением будущего крупной структуры необходимо рассматривать представление об экономической, политической, а также социальной ситуации как в конкретной отрасли, так и по стране в целом. Сюда относятся также мысли о желаемом состоянии компании в текущей ситуации.

Видение связано исключительно с будущим: оно теряет собственную актуальность в случае достижения желаемого состояния структуры и должно быть создано вновь. Стоит заметить, что формулировка видения — это динамичная, лаконичная конструкция, удобная в плане восприятия. Зачастую она преподносится в качестве лозунга. Содержание в данном случае должно соответствовать ряду требований: быть простым, как образ или воспоминание; вдохновлять; содержать ориентиры, которые могут стать базой для формирования стратегии; заслуживать общественное доверие.

Миссия

Принципы компании необходимы для исполнения миссии. Под ней следует понимать деловую категорию, отражающую предназначение и ключевую цель бизнеса. В чем отличия миссии от видения? Дело в том, что первое понятие характеризует лишь "настоящее" компании: вид, отличия от конкурентов, масштабы деятельности. При этом перспективы развития остаются без внимания. Миссия предназначена для детализации статуса компании и обеспечения ее ориентирами для разработки стратегий и целей на разных организационных уровнях.

Среди основных компонентов миссии важно отметить следующие:

  1. Услуги или продукция, которую производит компания, иными словами, спектр потребностей общественности, подлежащих удовлетворению.
  2. Категории целевых потребительских групп.
  3. Используемые управленческие функции и технологии, другими словами, метод удовлетворения потребительских нужд.
  4. Преимущества перед конкурентами.
  5. Философия бизнеса.

Цели компании

Основная цель любой структуры — достижение желаемого результата, определенного конечного состояния. Для этого руководство применяет не только конкретные стратегии, тактики управления, но и руководствуется принципами компании. Стоит заметить, что посредством долгосрочных целей определяется стратегическое намерение структуры занять ту или иную позицию в бизнесе. Их выявление необходимо для каждого конечного результата, который управленцы считают важным для формирования конкурентных преимуществ структуры и достижения успеха.

На сегодняшний день принято выделять семь основных пространств, в пределах которых компания ставит долгосрочные цели:

  1. Инновации. Важно заметить, что целевые установки в данной сфере связаны с выявлением новых методик ведения бизнеса, использованием новых способов производственной организации или технологий, освоением новых площадок для реализации продукции или услуг.
  2. Положение на рынке. Среди рыночных целей можно отметить увеличение доли рынка, принадлежащей конкретной структуре, до определенных размеров; завоевание лидерства в том или иной рыночном сегменте.
  3. Производство. Ключевыми целями в данном случае выступают: снижение производственных издержек в сравнении с конкурентами, повышение качества продукции, достижение максимальной производительности труда.
  4. Управление сотрудниками. Стоит заметить, что цели в отношении работников, как и принципы менеджмента компании, могут относиться к сохранению рабочих мест, улучшению мотивации и условий труда, обеспечению приемлемого уровня заработной платы и так далее.
  5. Маркетинговая составляющая. Ключевыми результатами деятельности в данной области могут служить следующие пункты: выход на первую позицию по продажам определенной товарной продукции, формирование собственного имиджа у продукта или услуги, улучшение качества обслуживания клиентов.
  6. Финансовый аспект. Общей целью выступает поддержание и сохранение финансовых ресурсов на необходимом уровне, их рациональное применение.
  7. Менеджмент. Основной целью в данной области служит определение критических направлений управленческого воздействия.

Принципы работы компании

Важно иметь в виду, что у каждой коммерческой структуры есть свой перечень принципов, которыми она руководствуется. Эти правила позволяют эффективно и в четкие сроки достигать поставленных целей. Необходимо рассмотреть основные принципы компаний, функционирующих на российском рынке:

  • Взаимовыгодное взаимодействие с клиентами. Данный принцип деятельности компании предполагает, что она предоставляет услуги или реализует товарный продукт широкому кругу клиентов. Любая коммерческая структура уважает своих партнеров и потребителей, ценит их репутацию и время. Так, фирмы, функционирующие на территории Российской Федерации, как правило, склоняются к сотрудничеству на взаимовыгодной и долгосрочной основе. При этом они соблюдают все правила ведения партнерского цивилизованного бизнеса.
  • Непрерывное совершенствование. Данный принцип работы компании предполагает постоянное ее развитие, оптимизацию бизнес-процессов и структуры, улучшение технологий и наращивание экспертизы. За счет правильного развития руководители российских фирм повышают уровень собственных решений. Также речь идет об улучшении качества продукции и услуг. Именно поэтому данное правило целесообразно отнести к принципам маркетинга компании.
  • Ориентированность на результат, умение находить решения. Этот принцип сотрудников компании предполагает, что они видят единственным критерием успешности проекта не что иное, как эффективное решение соответствующей при обоснованных и оптимальных ресурсных затратах в согласованный срок. В большинстве российских коммерческих организаций к каждой задаче работники подходят творчески. Так, богатый опыт и высокая степень ответственности позволяют им находить решения, которые максимально учитывают запросы и специфику каждого клиента.

Роль принципов в достижении целей

Цели и принципы компании — категории взаимозависимые. Первые не могут быть вовремя и качественно достигнуты без вторых. Рассмотрим еще несколько примеров принципов компании:

  • Открытость и честность. Российские компании открыты для своих партнеров и клиентов. Уважая их интересы, ожидая взаимовыгодного и долгосрочного сотрудничества, они достоверно и своевременно предоставляют информацию касательно всех факторов, оказывающих влияние на ход проекта, а также его результатов. По-другому правило можно назвать принципом социальной ответственности компании. В соответствии с данным положением в отношениях с участниками рынка фирмы соблюдают требования действующего законодательства, а также общепринятые нормы цивилизованного ведения бизнеса.
  • «Здоровая» конкуренция. Коммерческие структуры придерживаются принципов открытой и свободной конкуренции исходя из возможности совмещения требований справедливой конкурентной борьбы и экономического успеха фирмы. Такой контакт с конкурентами формируется на базе корректного делового взаимодействия.
  • Ответственность и эффективность. Данный пример принципа компании предполагает постоянное повышение уровня эффективности достижения поставленных целей, а также качества полученного результата. В соответствии с названным правилом каждый работник несет персональную ответственность за итоги собственной деятельности. В свою очередь, фирма отвечает за результаты работы абсолютно каждого члена команды.
  • Связи с общественностью входят в число основных принципов деятельности компании. Российские фирмы, как правило, не допускают распространения недостоверных или непроверенных сведений, искажения или сокрытия фактов относительно деятельности коммерческой структуры.

Итак, мы рассмотрели корпоративные принципы компании. Стоит отметить, что существуют также специфические положения или те, которые относятся к определенным сферам функционирования фирмы. Рассмотрим их в управленческом ключе.

Принципы управления компанией

Сегодня принято выделять следующие принципы управления коммерческой структурой:

  • Прибыль.
  • Финансовая устойчивость.
  • Экономичность.

Целесообразно разобрать их в отдельности.

Принцип экономичности

Во-первых, данная категория предполагает достижения определенного результата при условии минимизации затрат. Кстати, именно поэтому по-другому ее называют принципом минимизации. Во-вторых, при заданном объеме затрат материальных и энергетических ресурсов должен быть получен наибольший результат. Речь идет о принципе максимизации или экономичности. В данном случае актуально требование: не нужно даром тратить производственные ресурсы, другими словами, необходимо работать «экономично».

Финансовая устойчивость

Среди основных принципов компании важно выделить финансовую устойчивость. Под ней следует понимать такую деятельность коммерческой структуры, в соответствии с которой она может в случае необходимости в любой момент времени расплатиться по долгам. Речь идет о применении собственных денежных средств, механизма отсрочки или получении банковского кредита.

Принцип прибыльности

Важно отметить, что ключевой целью хозяйственной деятельности выступает превышение доходов над расходами, иными совами, результатов над затратами. Это достижение как можно большей прибыли или максимально высокой рентабельности. Необходимо иметь в виду, что идеальным считается такое положение, при котором получение максимальной прибыли полноценным образом обеспечивает высокий уровень рентабельности.

В условиях современных рыночных отношений (по крайней мере, в переходном к ним периоде) есть три главных источника получения прибыли:

  • за счет коммерческой и производственной деятельности;
  • за счет монопольного положения компании по выпуску товарной продукции;
  • за счет деятельности инновационного характера.

Какие принципы актуальны при создании компании

Особое внимание следует уделить принципам формирования компании. Они представляют собой некую последовательность действий. Данный алгоритм включает в себя следующие пункты:

  • Самооценка.
  • Предпринимательская идея.
  • Оценка рынка на данном этапе функционирования.
  • Привлечение ресурсов, которые необходимы.
  • Определение организационно-правовой формы структуры.
  • Выбор состава учредителей.
  • Регистрация компании.

Рассмотрим каждый из этапов своеобразных принципов подробнее. Принцип самооценки подразумевает, что при принятии решения касательно создания собственного бизнеса начинающий предприниматель должен осуществлять объективную оценку своих возможностей и способностей, а также преимуществ и недостатков реализации самостоятельной экономической деятельности. Здесь необходимо провести подробный анализ всех собственных качеств. Предпринимателям, как правило, свойственны следующие черты:

  • Компетентность в определенной сфере деятельности, в которой он планирует открыть собственное дело.
  • Умение и способности рисковать.
  • Знание законов и правил рынка, конкретной ниши.
  • Коммуникабельность и лидерские качества.
  • Удовлетворительная деловая репутация.
  • Инициативность.
  • Эмоциональная устойчивость.
  • Умение адаптироваться к рыночным изменениям, иными словами, гибкость.
  • Уверенность в себе и своем деле.
  • Знания и соответствующее образование (последний атрибут не является обязательным).
  • Крепкое здоровье.
  • Упорство и энергичность.

Второй принцип подразумевает разработку предпринимательской идеи. Экономическая деятельность начинается с замысла, который в дальнейшем преобразуется в конкретный бизнес-проект. Стоит заметить, что начинающий предприниматель должен находиться в уверенности: его идея жизнеспособна с коммерческой точки зрения и обязательно найдется достаточное количество людей, которые будут готовы платить за производимую его компанией товарную продукцию или реализуемые услуги. Ключевым фактором успеха служит уверенность в том, что бизнесмен будет выпускать продукт надлежащего качества, который нужен потребителю. Причем цена будет приемлемой. В итоге это принесет определенное количество прибыли, которого достаточно для совершенствования и роста бизнеса.

Следует помнить, что любая идея осуществляется в целях. Невозможно продвигать бизнес, не сформулировав целей, которые реально достижимы. Однако они должны быть соизмеримы с бизнес-возможностями. Их можно качественно и количественно определить. Цели имеют четкие временные сроки. Необходимо усвоить основное правило: чем точнее цель, тем больше шансов на ее достижение. Искусство определения цели в первую очередь связано с управлением собственным делом. Это дает возможность контролировать процесс и результаты работы, а также правильно мотивировать сотрудников. Именно поэтому на начальные этапах собственного дела необходимо установить и согласовать актуальные цели и задачи со всеми учредителями при наличии таковых. Только потом можно перейти к формированию бизнес-плана.

Третьим этапом является оценка рынка. Перед тем как принять окончательное решение касательно начала хозяйственной деятельности, целесообразно еще раз осуществить анализ ситуации в соответствующей области. Более того, нужно четко выявить рыночную нишу и разновидность деятельности. Важно знать месторасположение компании и географические пределы бизнеса. Начинающий предприниматель должен досконально изучить рынок потенциальных конкурентов и клиентов, чтобы определить собственные слабые и сильные стороны. Стоит заметить, что подобное исследование, как правило, входит в бизнес-план как отдельный раздел.

Привлечение нужных ресурсов считается четвертым принципом формирования коммерческой структуры. Важнейшей стадией создания собственного бизнеса выступает решение вопросов касательно финансовых возможностей предпринимателя. Он должен выяснить, где взять деньги для начала коммерческой деятельности, иными словами, для приобретения оборудования, сырья, а также найма трудовых ресурсов. Стоит заметить, что источниками в данном случае могут служить накопления начинающего бизнесмена, денежные средства от реализации ценных бумаг, банковские кредиты, а также субсидирование определенными государственными структурами.

За привлечением ресурсов следует определение организационно-правовой формы компании. Выбор юридической формы, в пределах которой будет вестись бизнес, считается одним из наиболее важных и трудных решений, которое принимает начинающий предприниматель. Согласно гражданскому законодательству РФ, любое физическое лицо вправе развивать предпринимательскую деятельность без формирования юридического лица. В таком случае речь идет о регистрации ИП. Также можно открыть свое дело в соответствии с другой организационно-правовой формой. Стоит заметить, что бизнесмен должен досконально изучить этот вопрос, по возможности получив консультацию специалиста по налоговому аудиту или юриста. Кроме того, в процессе выбора организационно-правовой формы бизнесмен должен осуществить тщательный анализ трех основных аспектов: ответственности, налогов и контроля.

Заключительная часть

Итак, мы рассмотрели ключевые принципы компании и иные аспекты данной категории, разобрали вопросы формирования коммерческой структуры, менеджмента и маркетинга. При этом выяснили, что миссия и цели компании — категории, тесным образом связанные с ее принципами.

В заключение следует отметить, что сегодня компании, функционирующие на территории Российской Федерации, уделяют большое внимание корпоративным принципам. Причиной столь интересного подхода является высокий уровень конкуренции. Так, фирмы выстраивают долгосрочные партнерские отношения с клиентами. Они учитывают высокие требования к качественным характеристикам своей продукции, сервису поставок, а также устанавливают оптимальную цену. Кроме того, сотрудники коммерческих фирм оперативно и добросовестно решают поставленные задачи. Каждая структура старается быть лучше конкурентов, использовать более эффективные методики производства и реализации продукта, а также запускать более яркую и действенную рекламу. Все это относится к категории корпоративных принципов, которая позволяет укрепить связь компаний с контрагентами и поднять их статус в глазах потребителей.

Комментарии