Классификация объектов бухгалтерского учета: перечень
Бухгалтерский учет - это основа любого бизнеса. Без четкого представления об объектах учета невозможно вести полноценную отчетность. Давайте разберемся, что же относится к объектам бухучета, как их классифицировать и зачем это нужно каждому предпринимателю.
Основные понятия
Согласно статье 5 Федерального закона «О бухгалтерском учете», к объектам бухгалтерского учета относятся:
- факты хозяйственной жизни;
- активы;
- обязательства;
- источники финансирования деятельности;
- доходы;
- расходы.
Таким образом, объекты бухучета можно разделить на несколько больших групп:
- Имущество организации, включающее основные средства, нематериальные активы, товарно-материальные ценности.
- Обязательства - кредиты, займы, кредиторская задолженность.
- Капитал и резервы.
- Финансовые результаты - доходы и расходы организации.
Отдельно стоят факты хозяйственной жизни - различные операции, которые приводят к изменению статей баланса. Например, поступление оборудования, реализация продукции, начисление зарплаты и т.д.
Рассмотрим подробнее некоторые виды объектов бухучета.
Активы
Активы - это ресурсы организации, которыми она располагает и которые использует для получения экономической выгоды. Активы делятся на оборотные и внеоборотные.
К оборотным активам относятся:
- денежные средства;
- финансовые вложения;
- запасы и затраты;
- дебиторская задолженность.
Внеоборотные активы включают в себя основные средства, нематериальные активы и долгосрочные финансовые вложения.
Основные средства — это материальные объекты, которые организация использует в течение длительного времени: здания, оборудование, транспорт и т.п. К нематериальным активам относятся объекты интеллектуальной собственности, лицензии, патенты, товарные знаки.
Особенности учета основных средств и нематериальных активов регламентируются ПБУ 6/01 и 14/2007 соответственно. Эти ПБУ определяют порядок первоначальной оценки, амортизации и выбытия данных объектов.
Обязательства
Обязательства - это долги и кредиторская задолженность организации. Они подразделяются на долго- и краткосрочные.
К краткосрочным обязательствам относятся:
- задолженность по оплате труда;
- задолженность перед бюджетом по налогам;
- авансы полученные;
- кредиторская задолженность.
Долгосрочные обязательства включают долгосрочные кредиты и займы со сроком погашения более 12 месяцев после отчетной даты.
Особенность учета обязательств в том, что они отражаются в бухучете и отчетности в соответствии с условиями договоров. Например, проценты по кредиту начисляются ежемесячно исходя из остатка задолженности и ставки по договору.
Оценка и калькуляция
Все объекты бухучета подлежат стоимостной оценке в денежном выражении. Для этого используются различные виды оценок.
Первоначальная стоимость
При поступлении активов в организацию они принимаются к учету по первоначальной стоимости. Это может быть фактическая себестоимость приобретения или создания объекта.
Например, первоначальной стоимостью основного средства является сумма расходов на его покупку и доставку. А нематериальные активы принимаются к учету по стоимости их создания.
Остаточная стоимость
В процессе использования активы организации изнашиваются и устаревают морально. Поэтому их балансовая стоимость постепенно уменьшается.
Стоимость актива за вычетом накопленных амортизации и обесценения называется остаточной. Именно по остаточной стоимости активы отражаются в бухучете и отчетности.
Например, если первоначальная стоимость оборудования 100 000 рублей, а начисленный износ за 2 года - 20 000 рублей, то остаточная стоимость составит 80 000 рублей.
Рыночная стоимость
Это стоимость, по которой можно реализовать актив на открытом рынке. Рыночная стоимость может существенно отличаться от учетной.
Например, если рыночная цена автомобиля, числящегося на балансе организации, выросла, его нужно переоценить. Порядок переоценки регламентируется ПБУ 6/01.
Ликвидационная стоимость
Это расчетная стоимость, которую можно получить при продаже актива на аукционе или сломе. Она используется при выбытии имущества.
Например, ликвидационная стоимость полностью самортизированного оборудования может быть определена как выручка от продажи его в металлолом.
Таким образом, для полноценного учета активов необходимо использовать различные виды оценок в зависимости от ситуации.
Теперь давайте рассмотрим оценку такого важного объекта учета как себестоимость продукции.
Документальное оформление
Любая хозяйственная операция в бухучете должна оформляться первичными документами. Они служат основанием для отражения фактов хозяйственной жизни на счетах бухучета.
Виды первичных документов
Существует несколько видов первичной документации в бухучете:
- Унифицированные формы, утвержденные законодательством. Например, акт о приемке материалов (форма М-7).
- Формы, разработанные самой организацией для внутренних целей. К ним относятся различные отчеты, ведомости учета рабочего времени и т.п.
- Первичные документы, создаваемые контрагентами. Счета-фактуры, накладные, выписки банка и т.д.
Главное требование - первичка должна содержать обязательные реквизиты, перечисленные в Федеральном законе «О бухучете».
Типичные ошибки
Часто в первичных документах встречаются такие ошибки:
- Отсутствие подписей;
- Исправления, не заверенные подписями и печатями;
- Несоответствие данных в разных экземплярах документов;
- Отсутствие обязательных реквизитов;
- Несвоевременное составление первички.
Все это может привести к искажению данных бухучета и нарушениям при проведении налоговых проверок.
Регистры бухучета
На основании первичных документов информация о фактах хозяйственной жизни заносится в регистры бухучета:
- Журналы-ордера по счетам бухучета;
- Главная книга;
- Оборотные ведомости по синтетическим счетам.
Эти регистры ведутся в электронном виде с использованием бухгалтерских программ. Например, 1С: Бухгалтерия.
Таким образом, правильное документальное оформление хозяйственных операций - обязательное условие для полноценного бухучета.