Основные функции руководителя: типы управленцев и их обязанности
Чтобы понять, каковы выполняемые руководителем функции управления, следует сориентироваться в особенностях этой должности. Есть несколько таких постов внутри предприятия - главный управляющий компанией и лица, отвечающие за определенные уровни предприятия и сотрудников.
Некоторые контролируют работу филиала, другим доверены отделы и подразделения. В качестве руководителей рассматривают тех, кто замещает людей, занимающих управленческие позиции в иерархии предприятия. Все они должны знать и брать на себя основные функции руководителя. Рассмотрим их детальнее.
Правила для всех
В нашей стране внедрен закон, который говорит о том, что руководитель высшего звена – это лицо, отвечающее за работу фирмы, управляющее ею, контролирующее протекающие внутри процессы. Законом определена функциональность человека, которому доверена такая позиция. Особенность должностного положения – двойственный правовой статус. Нередко руководителя воспринимают практически как организацию, так как он является ее представителем.
Руководительские полномочия регламентируются ТК и гражданскими законами. Одновременно всякий менеджер – это принятая на работу персона, имеющая оговоренный заранее трудовой функционал. Он отвечает за исполнение актов, через которые работает предприятие.
Из-за двойственности рождается противоречивость юридической позиции. Любой занимающий руководящий пост человек имеет права наемного рабочего, и они защищены законом. Одновременно нормативные акты защищают учредителей, акционеров, отстаивают их интересы в случае неграмотных, неправильных, необоснованных действий руководства, обладающего низким квалификационным уровнем.
О договоренности
Законами работодателю обеспечена возможность предварительно проверить квалификационный уровень человека, претендующего на руководящую должность. Есть несколько способов и методов, посредством которых можно оценить, как человек в будущем будет справляться с функциями руководителя в коллективе, в разных производственных, рабочих аспектах. Можно организовать конкурс, можно направить в МВД запрос на предоставление выписки из реестра, содержащего всех дисквалифицированных персон.
Договоренность, заключаемая с новым руководителем при его приеме на работу, имеет оговоренный срок. Иногда заключается бессрочно. Необходимо учитывать положения внутренней документации. Зачастую максимальная продолжительность трудовой договоренности с принимаемым руководителем – 5 лет.
Законами запрещено определять управленческому персоналу испытательный срок. Должность руководителя такова, что при заключении договоренности с претендующим на нее нужно заранее продумать все особенности неразглашения служебных сведений. Эти правила вносят в подписываемый сторонами документ. В договоре фиксируют, какова будет ответственность, если персона нарушит установленное ограничение. Для человека, назначаемого на должность заместителя руководителя, допускается установить испытательный срок длительностью до шестимесячного.
О функциональности: основное
Есть ряд функций, исполнять которые должны все менеджеры любой компании. Не играет роли, каков уровень, какова позиция человека, насколько серьезная ответственность возложена на руководителя. Даже если в его сфере ответственности лишь один человек, одно рабочее место, ключевые функции все равно нужно исполнять беспрекословно и качественно.
В первую очередь к ним относится формулировка основных целей отдела и определение задач, решение которых позволит приблизиться к желаемой цели. Не менее важная функция – распределять обязательства между подчиненными, отталкиваясь от компетенции работников. Руководящий состав отвечает за мотивацию нанятого персонала, доверенного ему в управление. Необходимо мотивировать людей стремиться к достижению указанной руководством цели.
Классический вариант мотивации – материальный. То есть, награждение отличившегося труженика премией в дополнение к основной заработной плате. Альтернативный вариант мотивации – нематериальный. На некоторых предприятиях это реализовано через грамоты, в других все еще практикуют доску почета.
Одна из важных задач, стоящих перед управляющим персоналом разного уровня, – формирование комфортного психологического климата на предприятии. Задача управленца заключается в том, чтобы вовремя видеть конфликтные ситуации и предупреждать их развитие. Такой человек должен стремиться разрешать разногласия, возникающие между тружениками.
Функциональность: детальнее
Занимая должность руководителя, человек должен принимать управленческие решения. За все определенное его решениями именно руководящий персонал несет ответственность. Одновременно нанятый руководителем обязан формировать рабочие условия такими, чтобы труженикам ничего не мешало вкладывать силы и время, достигая поставленных перед ними задач. Любой человек может самоотверженно работать, трудиться с самоотдачей, если ему формируют комфортные для этого условия.
Руководящий персонал отвечает за поощрение кооперативного труда. Сотрудники, образующие небольшие коллективы, группы, объединяющиеся для достижения поставленных перед ними целей, должна награждаться дополнительно, если такое объединение ведет к результативному и скоростному достижению поставленных целей. Не менее важно поощрять инициативность персонала. Каждый сотрудник может генерировать идеи, предложения, и в сфере функциональности руководящего персонала – стимулировать человека на такое поведение.
Одновременно кадровая функция руководителя, совмещаемая с организационной и управленческой, предполагает создание системы наказаний. Это необходимо не на каждом предприятии, однако, в большинстве случаев рано или поздно требуется. Наказания положены работникам, совершающим дисциплинарные нарушения.
Разные и специфические
Перечисленные выше функции руководителя структурного подразделения – это не полный перечень классической функциональности штата, ответственного за управление предприятием (его частью). Присущие руководящим должностям функции обусловлены базовой компетенцией. Задача любого занимающего такое рабочее место – убеждать окружающих, обучать их, одновременно показывая свой квалификационный уровень.
Для этого нужно обладать определенными навыками. Чтобы реализовывать свои функции, человек должен располагать достаточным объемом информации. Одна из задач менеджера – передавать подчиненным полезные сведения, ставшие доступными руководителю. Утаивая необходимые данные, человек способствует разобщенности нанятых. Люди меньше доверяют его действиям, что считается недопустимым для занимающего управляющие позиции.
Любой руководитель предприятия отвечает за оценку итогов деятельности. Чтобы таковая выполнялась корректно, нужно уметь применять разные подходы и способы оценки. Их практикуют, анализируя итоги работы конкретной персоны, группы, отдела, компании в целом. Задача управляющего персонала – выявить меры, позволяющие скорректировать текущее положение в лучшую сторону. Это особенно актуально, если отдел не успевает за заранее поставленным планом, исполнение которого наверняка сильно скажется на стабильности фирмы в целом.
Вчера, сегодня, завтра
Руководитель предприятия – это человек, который должен ощущать перспективу. Его задача – вовремя абстрагироваться от текущей сложности и продумать методы и пути достижения конечной цели, а также оценить, насколько далеко текущее положение от желаемого результата. Не менее важно планировать. Задача руководящего персонала – сперва формулировать задачи, затем создавать пошаговые планы, позволяющие исполнить задуманное.
Чтобы планирование было результативным, можно воспользоваться современными подходами и программами. Например, многим удобно строить дерево целей. Не менее эффективный инструмент реализации планирования как функции руководящего персонала – диаграмма Исикавы.
Важно уметь контролировать и координировать рабочий процесс. Занимая руководящую должность, человек обязуется обеспечивать достижение разумности совместной деятельности. Необходимо согласовывать разные структурные звенья производственной цепочки. На менеджеров разного уровня возлагается ответственность за проверку результативности деятельности всех ответственных лиц. Одновременно важна коммуникативная функция руководителя, включая выраженную через делегирование полномочий.
Результативность рабочего процесса любого управленца определяется его способностью перепоручать рутинные задачи лицам, занимающим более низкое положение по структурной иерархии внутри предприятия. Можно доверять некоторые свои задачи заместителям. Иные предпочитают делегировать ряд функций рядовому персоналу. Конечно, важно следить за тем, как работники справляются с доверенным им.
Функциональность и ее реализация
Чтобы коммуникативные, организационные, управленческие функции руководителя исполнялись эффективно, необходимо активно пользоваться управленческим аппаратом, имеющимся в пределах конкретного предприятия. Управленческий функционал реализуется менеджерами с учетом уровня ответственности человека. Управленческий уровень определяет содержание функциональности работы управленца.
Довольно важны экономические функции. Такие имеют своей основной целью рост результативности рабочего производственного процесса за счет определения производственных ресурсов и их использования. Соответственно, экономический управленческий функционал тесно связан с производственными функциями. Анализируя экономическое положение, менеджер разрабатывает способы мобилизации текущих резервов, улучшает хозяйственные расчеты. Задача управленца – научить работников трудиться бережливо, расходуя имеющиеся ресурсы оптимальным образом.
Сперва необходим экономический анализ, а уже на его основе принимают какие-либо управленческие решения. В рамках анализа получают достаточно данных для обоснования планируемого решения. Зная методики, которыми производят анализ, можно стать эффективным руководителем, поэтому владение такой информацией считается одним из ключевых требований к претенденту на соответствующую должность.
Воспитательные задачи
Осуществляемое руководителем административное управление – это не только строгое и техническое администрирование кадровых процессов, но еще и воспитание нанятого персонала. Функцию реализуют через молодежные объединения, партийные организации, общественные союзы, которые организуют в пределах фирмы. Во многом воспитательная функция осуществляется через личность человека, руководящего компанией или ее частью.
Нельзя недооценивать роль руководителя фирмы как воспитателя доверившихся ему работников. Во многом через воспитательную функцию становится возможным сплочение коллектива и улучшение психологического климата. Человек может результативнее повышать активность, инициативность нанятых, а значит, работники будут самостоятельнее.
Важно освоить навыки убеждения и построить с нанятыми доверительные отношения, обусловленные взаимным пониманием и уважением. По возможности, как считают специалисты, руководителю следует избегать командных подходов к решению управленческих задач. Благодаря такому оформлению рабочего процесса оперуправление можно смело делегировать нижестоящим должностям, структурам, освобождая свои ресурсы для работы с перспективными направлениями.
Управленческий функционал
Говоря об основных функциях руководителя, нельзя обойти вниманием этот блок. Чтобы понять вопрос детальнее, стоит обратиться к работам Минцберга, посвященным особенностям анализа итогов и содержания работы управленца. В трудах этого экономиста можно видеть детальный и понятный разбор рабочего процесса руководителя. Впрочем, использованные автором классификации, определения сегодня вызывают несогласие ряда экономистов. Пока не создано стандартизированного описания менеджмента, которое бы соответствовало требованиям и ожиданиям ученых всего мира.
Основные функции руководителя – планирование рабочего процесса и организация его реализации, мотивирование персонала и последующий контроль его деятельности, общение и лидерство, а также своевременное принятие ответственных решений. Текущая практика такова, что руководители вынуждены трудиться на предприятиях, регулярно сталкивающихся с тяжелой конкурентной обстановкой рынка, а это требует особенных, больших ресурсов, стараний и усилий, нежели просто исполнение определенных правилами функций.
Любой современный менеджер, желающий успеха себе и своему предприятию, должен трудиться на благо производительности компании и заботиться о том, чтобы эффективность рабочего процесса превышала присущую всем конкурентам.
Уровни и функции
Принимая на работу нового управленца, стоит изучить резюме руководителя, узнать, каков его опыт в прошлом. Учитывают, что линейный, аппаратный отделы имеют несколько различающиеся обязательства, соответственно, требуются разные компетенции человека, работающего в них. Это сказывается на работе менеджера, ответственного за отделы, его часть. Если сфера ответственности человека – линейный функционал, такой руководитель обычно старается сохранить текущие возможности и добиться повышения в высшие руководящие слои, исполняя линейные функции.
Если речь идет об аппаратной функции, то менеджер, длительное время реализующий ее, может столкнуться с проблемой повышения именно из-за такой трудовой практики. Как следствие, многие современные руководители недостаточно ответственно относятся к аппаратным обязательствам, возложенным на них по должности.
Планируя прием на работу нового менеджера, нужно изучить представленное потенциальным руководителем резюме. В нем человек указывает, где и как работал ранее. Все рабочие места делят на управленческие, специалистов и технические. Руководя подразделением, человеку придется регулярно принимать решения и стремиться к тому, чтобы они были исполнены, а вот специалисты лишь отвечают за информационное обеспечение принятия решения. Технический персонал должен организовать условия для нормальной работы двух других линий штата.
Соответственно, планируя принять на работу того, в чьем резюме есть сведения лишь о работе в технической должности или в качестве специалиста, нужно сперва ответственно убедиться, понимает ли персона специфику труда управляющей линии.
Работать: с кем и как?
К основным функциям руководителя относится формирование коллектива как единого сплоченного образования. Задача управленца – сохранять адекватный психологический климат. Создание коллектива – это последовательная работа. Задача менеджера – понять, как много людей необходимо, какие должности требуются, подготовить сотрудников, объяснить им практические особенности текущей работы. Руководитель отвечает за внедрение новых людей в коллектив, обеспечивает стабильность отношений между трудоустроенными.
Есть несколько манер и путей управления. О них говорят, рассматривая типы руководителей и стили руководства. Принято говорить о лидерстве и руководительстве. Первое включает взаимную работу, обусловленную авторитетом управленца, доверительным отношением и симпатиями между нанятыми. Лидеры бывают ведущими, ведомыми.
Стать лидером может умный человек, логичный и хорошо знающий свое дело. Из личных черт особенно важны смелость, властность, стремление к справедливости, а иногда – одержимость выбранным делом. Из приобретенных умений на первый план выходят дружелюбие и юмор, способность правильно оценивать людей, ситуации, риски.
Руководство, в свою очередь, представляет процесс управления, основанный на правовых полномочиях. Есть несколько стилей, к которым можно прибегать. Некоторым наиболее перспективным кажется авторитарный, реализуемый за счет приказов. Альтернативами выступают либеральный, демократический. В первом случае деятельность не слишком масштабная, менеджер ждет указаний вышестоящих и не берет на себя ответственность за поступки.
Последний предполагает делегирование полномочий. Работники вправе сами участвовать в решении вопросов, а лично руководитель берет на себя лишь наиболее важное и сложное. Такой подход считается наиболее эффективным, соответствующим человеческой природе.