Искусство Древнего Рима. Некоторые направления
Искусство Древнего Рима развивалось в течение практически тысячелетия. Зародилось оно в конце 6 в. до н. э. Своего расцвета искусство Древнего Рима достигло в эпоху формирования мирового рабовладельческого государства. В этот период культура отличалась огромным разнообразием.
Искусство Древнего Рима имело свои отличия. Обусловлены они были в большинстве своем историческими особенностями развития. Искусство Древнего Рима основывалось главным образом на взаимодействии самобытной культуры местных народов (этрусков в первую очередь) и италийских племен с более совершенной греческой культурой. В некоторой степени на него воздействовали и традиции кельтов, германцев, галлов и прочих народов. Принимая различные элементы, древнеримское искусство сохраняло свою оригинальность. Вместе с этим на культуре страны отразилось и противостояние государства и гражданина.
В древнеримском искусстве особая роль отведена архитектуре. В нем, в свою очередь, главное место занимают общественные сооружения, воплощающие идеи о могуществе государства.
В древнем мире римская архитектура не знала равных по уровню технической мысли, многообразию сооружений, масштабности строительства, богатству композиций. Истинная ее мощь не в пышном декоре, а в разумной целесообразности, удовлетворении практических общественных и бытовых нужд и потребностей.
Древнеримская архитектура характеризовалась крупномасштабным повсеместным строительством городов. Они возводились в рамках строго организованной планировки. Масштаб города соответствовал развивающимся жизненным условиям. В градостроительстве, безусловно, учитывались и потребности простого, свободного населения. Общественная жизнь в основном проходила на форуме – площади, которая представляла собой особый архитектурный ансамбль. Форум являл собой центр социальной жизни Древнего Рима, его политическую арену, место военных триумфов, народных собраний.
В соответствии с потребностями населения формировались разные типы сооружений: термы, триумфальные арки, амфитеатры, акведуки, колонны. Свойственный архитектуре рационализм отражался в пространственном размахе, целостности огромных комплексов, строгой симметрии и конструктивной логике форм.
Живопись Древнего Рима стала отражением культур всех народов, которые были когда-либо захвачены римлянами. Общественные здания и дворцы были украшены картинами и настенными росписями. Основным сюжетом выступали мифологические эпизоды. Были популярны также и пейзажные зарисовки.
Следует отметить, что древнеримская живопись отличалась особой оригинальностью. К сожалению, с того времени сохранилось мало образцов. Однако дошедшие до наших дней фрески отражают свободный стиль художников. Для настенных картин характерны теплые тона, живые краски, приятные оттенки. В Древнем Риме было весьма популярно портретное искусство.
Вместе с использованием в качестве основы художественного направления греческих образцов, применялись разные возможности для создания цветовых и воздушных перспектив. Умелое сочетание света и тени создавало иллюзию пространства.
На стенах домов знатных горожан художники изображали сцены из обычной жизни, были популярны и натюрморты.
Скульптуры Древнего Рима были наделены глубоко познавательным смыслом. В этом направлении проявился интерес к самой личности и судьбе человека, к отражению конкретного исторического характера гражданина.
Новые тенденции в развитии искусства сформировались с приходом Христианства. В особенности отмечались явные изменения во время правления императора Константина. После того, как столица империи была перенесена в Константинополь, Рим оказался в статусе провинциального центра. На этом моменте история Древнего мира завершается. Однако его культура продолжает развиваться, перевоплощаясь в культуру Средневековья.