Организационная психология - это... Определение, методы и процесс
Организационная психология – это довольно молодое научное и практическое направление. Оно имеет много общего с социальной психологией, включает определенные особенности управленческой, трудовой и даже инженерной. Новая наука считается сформированной на стыке профессиональной, системной психологии и теории оптимального менеджмента. Ключевой предмет, изучаемый ею – реальность в пределах организации. На нее же воздействуют специалисты в указанной сфере.
Общая информация
Организационная психология – это система, объединяющая взаимосвязанные компоненты. Она предполагает наличие двух или более персон, занимается связями между ними. Система формируется преднамеренно, но в некоторых аспектах стихийно, через взаимную работу, деловое взаимодействие. Могут играть роль другие форматы взаимодействия, но это уже менее типично для такой системы.
Организационная психология – это не только способ исследования деловой реальности. В сфере этой науки особенное внимание уделено управленческим процессам, их изучению, а также особенностям менеджмента штата компании. Специалисты по рассматриваемому направлению психологии занимаются вопросами расстановки кадров, выбора людей для работы в фирме. Основная цель подбора – исключить конфликтные, кризисные ситуации в профессиональном сообществе, трудовой общине. Посвященные этим аспектам выкладки можно видеть в трудах на заданную тему, опубликованных за авторством Климова. Вклад этого ученого в определения и терминологию молодой науки сложно переоценить.
Подходы и теории
В западной науке организационная психология – это направление, которое понимается в первую очередь как индустриальная наука. Особенно заметно это, если изучить посвященные теме работы американских авторов. Под задачей науки понимают обеспечение человеческого благополучия. Для этого предполагается применять разнообразные знания, накопленные в психологии, а также организационные методы. Необходимо пользоваться такими инструментами при организации работы на любом современном предприятии, ответственном за изготовление продукции или предоставление некоторого сервиса.
Работа в указанной сфере предполагает формирование и применение психологической теории. Необходимо создать методологию, которая позволит найти выход из текущих сложных ситуаций, а также решить разнообразные проблемы, беспокоящие отдельных персон, работающих в компании.
Основные проблемы и их особенности
Принято говорить о трех кругах сложностей, решение которых возможно применением подходов новой психологической науки. Первый блок условно назвали «работающей персоной». Он предполагает набор персонала и отбор наилучших кандидатов, распределение работников для достижения оптимального результата с последующим обучением людей. Сюда включены проблемы социализации персонала, мотивации работников, обеспечения им достаточного уровня удовлетворенности. Первый круг сложностей включает потерю временного ресурса, текучку, преданность работников фирме.
Второй блок сложностей условно назвали «работой». В его рамках психология организационного поведения занимается планированием рабочих процессов, формированием трудовых условий. Сюда относятся аспекты безопасности нанятого персона, уровень благополучия тружеников, состояние их здоровья. Этот блок включает особенности исполнения рабочих задач и измерения работы, а также профессиографические исследования, оценку трудовых затрат.
Грани и темы: продолжая рассмотрение
Заключительный, третий блок проблем, исследуемых молодой наукой, называется «организацией». Отдельные вопросы, рассматриваемые в его рамках, предполагают социальную систему. Изучаются коммуникативные связи, формирующиеся внутри фирмы. Необходимо анализировать работу в группах. Этот блок занимается вопросами лидерства в пределах предприятия, где люди трудятся. Он же рассматривает аспекты прогресса, трансформации организации со временем.
Описанная структура организационной психологии была предложена в работах Джуэлла. В настоящий момент они считаются одними из базовых трудов, посвященных рассматриваемой теме.
Актуальность вопроса
Сегодня работы на тему организационной психологии Занковского, Джуэлла, Климова и других авторов привлекают все большее внимание. Это обусловлено желанием любого предпринимателя сделать свою фирму максимально эффективной. Мы вынуждены существовать в мире, где конкуренция невероятно высока. Это свойственно межчеловеческому общению, трудовому коллективу, рынку товаров и услуг – любой сфере социальной и производственной жизни. Неудивительно, что всякий работодатель стремится увеличить производительность рабочего процесса на вверенной ему фирме или созданном им предприятии, прибегая к любым доступным методам и средствам. Среди прочих особенно привлекательным кажется путь исследования психической деятельности нанятых работников. Зная, почему люди ведут себя определенным образом, предприниматель может разработать меры и способы манипуляции, позволяющие повысить работоспособность штата в целом. Комплексное мероприятие, связанное с исследованием и применением его итогов на практике, стали определять как оргпсихологию.
Хотя научно-организационная психология является сравнительно молодым направлением исследовательской деятельности, никто не отрицает ее принадлежности к фундаментальным дисциплинам. Это обусловлено тем фактом, что новая сфера исследований базируется на фундаментальных науках. Среди источников формирования психологического направления особенного внимания заслуживают исследования Тейлора, посвященные научному менеджменту. Из его работ можно узнать об аспектах рационализации труда конкретного человека. Не менее важны работы, посвященные исследованию дифференциальной психологией особенностей, отличий личностей. В основу новой науки легли работы по выявлению объективных закономерностей, которые бы объясняли, почему человек поступает некоторым конкретным образом.
Предмет и задачи науки
Психология организационной деятельности занимается взаимными связями между реакциями, обусловленными человеческой психикой, и специфическими моментами поведенческих реакций персонала, а также нюансами организации рабочего процесса на предприятии.
Оргпсихология представляет собой науку, специализирующуюся на проведении прикладных исследовательских мероприятий для определения особенностей закономерностей рабочего процесса, а также нюансов поведенческих реакций нанятого персонала. Специалисты в этой молодой науке занимаются формулированием рекомендаций, обусловленных полученными ранее информационными базами. Среди задач оргпсихологии – поддержание тесной взаимной связи исследовательских научных работ и практических мероприятий, имеющих место в пределах конкретной фирмы.
Некоторые считают, что такое научное направление практически неотличимо от психологии труда. В реальности сфера исследования трудовой психологии существенно больше оргпсихологии. Это связано с тем, что такая наука не ограничена производственной площадкой. А вот оргпсихология занимается большим разнообразием вопросов, аспектов деятельности, но лишь в пределах одного предприятия. Отмечается, что оргпсихология специализируется на самых разных формах отношений между работниками, включая романтику.
О методике
Организационные методы в психологии включают наблюдение за рабочим персоналом, проведение регулярных опросов трудоустроенных лиц. Персоны, ответственные за работу, должны время от времени проводить экспериментальные исследования. Необходимо пользоваться специальными методами, определенными особенностями конкретного предприятия, выбранными исходя из нее. Все методики следует использовать комплексно, одновременно, совокупно. Опросы, наблюдения позволяют психологу накопить максимум полезных сведений, которые затем можно применять в рабочем процессе. Эта база данных является фундаментом для предположения, какие меры позволят оптимизировать рабочий процесс и сделать его более результативным. Задача психолога – предположить варианты и пути, которые можно реализовать на практике. При этом эксперимент – основной метод уточнения разумности предложения. Специальными методиками в рамках конкретного предприятия могут стать тренинги персонала.
Применение организационных методов в психологии имеет определенные сложности. В настоящее время любой психолог вынужден работать в условиях повышенной сложности. Определенные проблемы обусловлены организацией исследовательских мероприятий, формированием планов. Не менее сложно воплощать в реальность продуманное решение.
О проблемах
Организационная психология управления – это наука, занимающиеся которой специалисты нередко вынуждены бороться с недостаточной согласованностью целей персоны и коллектива предприятия в целом. Такие рассогласования наблюдаются очень и очень часто, и это существенно усложняет работу. Не меньшие сложности создают противоречия между стремлением к совершенствованию, прогрессу, развитию и стабильностью работы конкретной компании.
Психолог обязан учитывать: работа с начальством несколько отличается от взаимодействия с линейным персоналом. Задача специалиста – корректно взаимодействовать со всеми лицами, трудоустроенными на предприятии. При этом специалист зачастую вынужден работать в условиях, когда к нему относятся очень настороженно. Это наблюдается со стороны всех участников коллектива и сказывается на итогах проводимых исследований. Соответственно, проблемой работы становится недостоверность итогов, обусловленная отношением к экспериментатору.
О нюансах
В образовательных курсах в институтах организационную психологию представляют как науку молодую, еще только развивающуюся, поэтому специализирующиеся на ней люди вынуждены регулярно сталкиваться со сложными ситуациями. Отмечается, что руководящий персонал предприятия не всегда способен адекватно оценить происходящее в пределах вверенного ему предприятия. Многим руководителям сложно понять, что уже необходимы конкретные изменения. Психолог может предложить такие меры, но чаще встречает отпор со стороны ответственных лиц, нежели согласие на нововведения. Люди стремятся исключать возможные новшества так долго, как это только возможно. Во многом это обусловлено необходимостью вложения денег в реализацию экспериментов, результат которых иногда невозможно предсказать. Стремление начальства к экономии становится серьезной препоной в работе психолога.
Специалисты, получившие образование в сфере организационной психологии в институтах, хорошо знают, что на практике работа по этой специальности представляет собой довольно сложную задачу. В некоторой степени это обусловлено проблемой определения взаимных связей, характерных для психологического ответа персоны и ее поведения. Проявления, свойственные поведению, довольно специфичны, многогранны, не всегда очевидно обусловлены психологическим ответом. Когда нужно ограничить это пределами компании и внутри нее обнаружить первопричины того или иного явления и поступка, это превращается в еще более сложную задачу.
Впрочем, все имеющиеся в настоящий момент сложности не мешают психологам быть незаменимыми работниками предприятия, желающего достигнуть новых вершин. Привлечение опытного специалиста позволяет повысить производительность рабочего процесса, дает возможность вовремя определять сложные ситуации, проблемы, принимать меры по их исключению.
Все взаимосвязано и важно
Психология труда и организационная психология актуальны в наши дни, поскольку психологи (а вместе с тем предприятия, на которых они трудятся) нуждаются в формировании принципиально новых концептуальных средств и методов повышения работоспособности нанятых людей при сохранении их психического здоровья. Такого рода проблемы приходится решать в пределах самых разных фирм, занимающихся сильно отличающимися направлениями деятельности. Человек для психолога становится субъектом деятельности, которого можно условно исключить из текущей системы отношений, ставящей его на роль члена некоторой организации. Личностное поведение представляет собой поступки, вписанные в структуру ценностной опосредованной системы, принятых норм, определенных целей.
Занимающаяся человеческим поведением в пределах конкретной фирмы социально-организационная психология специализируется на деятельности человека – а таковая есть везде и повсеместно. Просто не существует такой организации, в которой бы не было людей в принципе. В равной степени не найти и такого человека, который не взаимодействовал бы с некоторой организацией. Выкладки, посвященные таким наблюдениям, впервые были опубликованы в 1998 г. Работа вышла за авторством Мильнера.
Наука и исследования
В настоящее время организуемые в соответствии с положениями и теориями организационной психологии исследования актуальны, поскольку научный труд имеет прямое практическое применение. Знания, добываемые исследователями, важны для организации эффективной работы конкретного предприятия. Правильно применяя такие итоги экспериментальных и наблюдательских работ, можно надежно развивать компанию, обеспечивая ей отличные возможности в настоящем и будущем. Любое издание, посвященное организационно-управленческому вопросу, рассматривает оргповедение как комплекс феноменов, процессов, а также как сферу научного интереса.
Процессуальный, феноменальный комплекс, привлекающий все большее внимание по мере развития организационной психологии, представляет собой поведение персон, групп в пределах некоторого предприятия. Люди, принятые на работу, ежедневно исполняют некоторые операции, положенные им по должности. Они работают с людьми и агрегатами, добиваются собственных целей, реализуют свои интересы. Люди пытаются справиться со стрессовыми факторами, некоторые влияют на окружающих, другие стремятся избежать чужого влияния. Кто-то вынужден принимать решения, другие – подчиняться и подстраиваться. Все это поведение отдельно взятых персон сильно влияет на работу предприятия в целом. Если оно реализуется оргсилами, можно говорить об оргповедении. Посвященные такому формулированию терминов постулаты можно видеть в изданном в 86-м труде за авторством Органа, Бэйтмана.
Реальность и наука
Что представляет собой человеческое поведение в рамках научного исследования, в своих работах пытались сформулировать Дэвис, Ньюстром. Наиболее значимый труд авторов увидел свет в 2000-м. Оргповедение, изучаемое наукой, представляет собой человеческое поведение применительно к персонам и группам в рамках некоторого предприятия. Предполагается, что полученные при исследованиях знания далее будут использоваться на практике.
Проводимые в этой сфере исследования дают возможность выявить наиболее удачные способы повышения эффективности работы персонала. Оргповедение, изучаемое оргпсихологией, становится научной дисциплиной, обладающей внушительным и постоянно увеличивающимся массивом данных, включая концептуальные труды. Одновременно оргпсихология выступает в качестве прикладной сферы знаний. Именно она обеспечивает распространение информации об успехах, неудачах разных предприятий. Другие фирмы могут пользоваться экспериментальным опытом уже что-то сделавших компаний.