учет товаров в оптовой торговле в разрезе счета 'Расчеты с покупателями и заказчиками'
Любое предприятие или организация, занимающаяся в той или иной степени торговыми операциями, обязана вести учет всех торговых отношений, как с поставщиками, так, собственно, и с покупателями. В этом отношении не исключением является учет товаров в оптовой торговле. Естественно, что расчет с покупателями в случае розничной торговли осуществляется с применением наличных денег, например, через кассу, а вот в случаях оптовой торговли в подавляющем большинстве применяется система безналичного расчета, в некоторых случаях – бартерные отношения. С поставкой товара или продукции для конкретного предприятия в большинстве случаев связано непосредственное поступление определенных материальных ценностей, которые, в дальнейшем, могут быть непосредственно проданы или использованы для производства окончательного товара, продукции или услуг. Но кроме этого стоит помнить, что существует еще целый комплекс поставок, так называемых, сопутствующих, таких как поставка оборудования, например холодильного на склад или оказание услуг по энергоснабжению. Данные расходы, естественно, тоже должны быть учтены.
Учет товаров в оптовой торговле при расчете с покупателями
Известный всем счет под названием расчеты с покупателями и заказчиками» предполагает по своей сути осуществление аналитического учета по всем счетам, представленным заказчиками или покупателями, по отдельности, а в тех случаях, когда речь идет о плановых платежах – по определенному заказчику или покупателю. Как известно, непосредственно план счетов, имеющий место в бухгалтерском учете предполагает осуществление такого немаловажного компонента как анализ оптовой торговли с целью получения максимально полной информации по отдельным клиентам. Особенно актуальна эта информация по направлениям клиентов, не оплативших в указанный срок поставленный товар, документам, по которым, в принципе, срок оплаты пока не наступил, различного рода долговым поручениям, векселям и тому подобным будущим оплатам. Необходимо отметить, что такое понятие как субсчета в общем и целом не предполагаются планом счетов, что не является каким-то удивительным фактом, поскольку задачи оптовой торговли, а следовательно, методы и способы хозяйствования у каждой организации или предприятия исключительно индивидуальны и не могут иметь какой-либо системный характер. Исходя из этого, каждый отдельный субъект хозяйствования открывает свои собственные субсчета, исходя из того какие задачи оптовой торговли перед ними стоят.
Анализ оптовой торговли в разрезе отдельных контрагентов
Учет товаров в оптовой торговле осложняется тем, что по счету «Расчеты с заказчиками и покупателями» для каждого конкретного клиента могут представляться несколько вариантов поставки товара и/или его ассортимента, что, соответственно, фиксируется в договорах купли-продажи. С другой, стороны необходимость работы в плане учета по отдельным клиентам возникает в тех торговых организациях, которые активно используют системы рассрочек или кредитования своих покупателей без привлечения банковской системы. В этом отношении учет товаров в оптовой торговле будет в определенной степени отличаться, особенно в аналитической его составляющей. Считается, что ведение аналитического учета по отдельным, не только юридическим, но и физическим, лицам является процессом, безусловно, трудоемким, но, в конечном итоге, обеспечивающим прозрачность итогового формирования счета «Расчеты с заказчиками и покупателями». Кроме того, аналитический учет позволяет контролировать возможные задержки по платежам, а также отслеживать авансовые и текущие платежи, выполненные в соответствующие сроки.