Поврежденное развитие: стадии и этапы, методы коррекции
К поврежденному развитию у детей относится нарушение психики. Обычно причина состоит в органическом поражении центральных нервных структур. Наиболее характерная модель – органическая деменция. Она развивается вследствие перенесенных ранее инфекционных заболеваний, травматических повреждений нервного аппарата, изменения наследственно-дегенеративного характера, нарушение обменных процессов в структурах головного мозга.
Характеристика поврежденного развития у детей
При деменции интеллектуальная деятельность ослабевает. Явление, как правило, носит необратимый характер. Страдает память, эмоционально-волевая сфера. Но ее не следует отождествлять с олигофренией. Она хоть и связана с аналогичным происхождением, но возникает лишь у детей в возрасте 2-3 лет либо начинает выражено прогрессировать. В это время какая-то часть психических функций уже закончила свое формирование, а другая продолжает свое активное формирование.
Различные психические функции неодинаковы по продолжительности своего формирования. Отсюда становится понятным значение возраста в этом процессе. Иными словами, это определяется возрастом, когда имело место повреждение. Это является дифференциально-диагностическим признаком и представляет собой главное отличие недоразвития от поврежденного развития.
Виды органической деменции
Для органической деменции характерно четыре типа:
- При первом типе у детей наблюдается низкий уровень общения.
- Для второго типа характерно состояние, связанное с грубыми нейродинамическими расстройствами. Мыслительные процессы замедлены, с выраженным проявлением плохой переключаемости. Ребенок не может напрягать свои мысли. В мышлении таких детей отсутствует логическое построение.
- Третий тип характеризуется состоянием, которое связано с недостаточным побуждением к какой-либо деятельности. Такие дети апатичны, у них резко снижена активность мышления.
- В случае четвертого типа поврежденного развития у детей недостаточна или отсутствует вовсе целенаправленность мышления. Данный тип связан с грубыми расстройствами внимания. Ребенок постоянно на что-то отвлекается.
Минимальная мозговая дисфункция
Часто встречается такая патология, как ММД (минимальная мозговая дисфункция). При ней нервная система функционирует недостаточно. На то имеются биологические причины. Наблюдаются легкие расстройства в поведении, обучаемость снижена, но выраженные интеллектуальные отклонения отсутствуют.
Обычно причиной такого явления является действие вредных факторов в период внутриутробного развития. Сюда можно отнести пристрастие матери к алкоголю, перенесенные ею инфекции, родовую травму, некоторые другие моменты. Действие этих факторов приводит к тому, что локально поражаются корковые либо подкорковые отделы мозга.
Как проявляет себя ММД?
Необходимо сказать, что подобные проявления могут носить самый различный характер, что определяется локализацией повреждений. На первый план выходят нарушения, связанные с моторикой. У ребенка неловкие движения, он постоянно строит различные гримасы. Отмечается проявление выраженной двигательной расторможенности. Нарушается сон, ребенок возбудим, его поведение становится неуправляемым.
Со временем, по мере развития детского организма, имеющиеся нарушения постепенно компенсируются. Если создать благоприятные условия учебно-воспитательного процесса, а также при грамотно проводимой лечебной коррекции все проявления имеют минимальную степень выраженности. Порой это выявляется только при углубленном специальном обследовании.
Подобные состояния напрямую зависят от объема повреждений. Поэтому они могут быть локального и диффузного характера. Общее состояние ребенка определяется объемом повреждения.
Локальное повреждение
Причиной локальных повреждений, прежде всего, являются новообразования. Но не только они могут вызвать локальные повреждения. Повреждающими факторами развития может быть и киста, и кровоизлияние. Если принимаются адекватные лечебные меры, то прогноз носит благоприятный характер. Специфичность состоит и в возрасте повреждения, и какими компенсаторными возможностями обладает организм конкретного ребенка.
Для поврежденного психического развития характерна мозаичность картины. Для эмоционально-личностного плана характерен широчайший спектр проявлений. Может иметь место условно-нормативное развитие и выраженные брутальные формы. Тяжело это воспринимают подростки. Отпечаток накладывает имеющаяся психическая травма. Подростки просто не желают верить в то, что они когда-то поправятся, поэтому с прохладцей относятся к своему здоровью.
Психотерапевтическая работа
Коррекционные мероприятия психолога следует начинать только после того, как снято острое состояние. Прежде их согласовывают с неврологом. Психотерапевтическая работа проводится не только с самим ребенком, но и с его родителями, и в целом с семьей. Ее ведут при участии дефектолога и логопеда. Негативная ситуация (неадекватность лечения, поздно начатая коррекционная работа) обусловливает неблагоприятный прогноз.
Большая помощь оказывается педагогом-дефектологом, который помогает ребенку в обучении. Вначале проводятся индивидуальные занятия, и лишь после того как врач даст добро, ребенок переходит к стандартному обучению. Разумеется, даже при таких условиях ему необходим охранительный режим. При значительных повреждениях, помимо обычного педагога, требуется помощь коррекционного специалиста.
Диффузные повреждения
Их возникновение обусловлено самыми различными причинами. Ими может стать прогрессирующая гидроцефалия, менингококковая инфекция, тяжелые травматические поражения мозга. На первый план выступает изменение психики различной степени выраженности. Психическая деятельность неравномерна, с выраженными колебаниями. Работоспособность ребенка выражено снижена. Естественно, снижена критика, адекватность и обучаемость.
У детей имеет место явная эмоциональная инертность, а с другой стороны, выраженная лабильность. Может наблюдаться дисгармония черт личности. Для коррекции требуются грамотные мероприятия лечебного и режимно-восстановительного характера. Определяющую роль имеет работа по психолого-корректирующим мероприятиям. На первый план здесь выходит психолог со своей координирующей функцией. Родителям необходимо тесно взаимодействовать с педагогом.
Разумеется, при диффузных поражениях прогноз менее благоприятный, чем в случае с локальными повреждениями. Исход определяется различными факторами и обусловлен тем, в какой степени у детского организма развиты компенсаторные возможности.
Психическая травма
Она относится к особому виду повреждений. Несмотря на то что она отсутствует в психологической типологии, именно на нее направлена работа психологов. Ею занимаются исключительно психологи. Детям требуются специальные образовательные условия.
Такие травмы обычно сопровождаются отклонениями психического развития. Оно может осуществляться в условиях острых травм и проходить при их хроническом воздействии.
Психические травмы условно можно разделить на два типа:
- Первым из них является физический тип. Это все то, что связано с воздействием на тело человека, образно говоря, с его физическим миром.
- Вторым является нарциссический тип. Такой вид связан с социальными отношениями. Это отношения по направлению к другим людям, субъектность.
Разделяются такие травмы и по временному характеру. Обычно они связаны с какими-то эпизодами, сопряженными с социальным и физическим насилием. Причиной может послужить стихийное бедствие или резкая смена жизненного уклада.
Основным моментом в данном направлении является активное выявление тех детей, у которых имеется органика поражения мозговых структур. Такие дети подлежат комплексному наблюдению. Помимо педиатров, за такими детьми наблюдает невролог, психолог, логопед. Используются различные педагогические программы, характер которых определяется состоянием интеллекта ребенка. Большое значение придают развитию образности мышления и наглядному материалу. Постепенно у ребенка тренируется возможность, при которой имеет место переключение от одного занятие на другое.
Небольшое заключение
Под поврежденным развитием понимают ситуацию, при которой психика ребенка развивается на фоне органических поражений центральных структур мозга. Состояние обусловлено большим количеством причин, оно непростое, требует существенных усилий и терпения в проведении адекватных коррекционных мероприятий.