Что такое единоверческая церковь? Единоверческие церкви в России

Что представляет из себя единоверческая церковь? Когда она появилась? В чем отличие от обычной православной церкви? Можно ли до входа в храм понять, что он единоверческий?

Каждому человеку еще из школьного курса истории знакомо название «старообрядчество». Школьникам рассказывают о религиозных реформах, повлекших за собой церковный раскол и гонения на тех, кто не принял изменений.

Чем является единоверие?

Что значит единоверческая церковь? Это одно из направлений в старообрядчестве, появившееся в XVIII столетии. Основным отличием единоверия от прочих старообрядческих религиозных направлений является то, что им признается верховенство Московского Патриархата.

Иными словами, единоверцы не являются фанатичными приверженцами исповедуемых взглядов, не устраивают отгороженных от мира общин в таежных дебрях. Они просто немного иначе проводят богослужения, а их храмы имеются практически в каждом исторически значимом городе. К примеру, стоит единоверческая церковь в Москве (и не одна), есть приходы и в Санкт-Петербурге, на Урале.

Старообрядство зачастую представляют как своего рода сборище «мучеников», бунтующих против нововведений. Отчасти это правильно, но единоверцы таковыми не являются. Приверженцы этого варианта православия вполне адекватны и не пытаются противостоять изменениям или же повернуть время назад. Они предпочитают быть частью русской православной церкви и подчиняться патриарху.

В советские годы единоверческая церковь переживала упадок, ее храмы отчуждались и осквернялись точно так же, как и все прочие. Однако с конца прошлого столетия единоверие начало возрождаться.

Каких традиций придерживаются в единоверии?

Никаких особых, существенных отличий от обычного православия единоверие не имеет. Суть вероисповедания та же самая, перечень и порядок богослужений тоже ничем не отличаются. Разница между единоверцами и обычными православными - в их понимании организации быта, укладе жизни и, безусловно, внешних проявлениях обрядности.

Для единоверия характерны такие основные характеризующие нюансы:

  • двоеперстие при совершении крестного знамения;
  • сохранение древних богослужебных чинов и следование им;
  • проведение обрядов по старопечатным, изданным до раскола книгам;
  • поддержание традиционного, соответствующего «Домострою» уклада жизни.

Единоверческая церковь как здание, в котором совершаются богослужения, никаких отличий от обычного православного храма не имеет ни снаружи, ни внутри. Понять до начала службы, что храм относится к старообрядческому направлению, практически невозможно.

Что значит быть единоверцем?

Что значит единоверческая церковь? Это в первую очередь следование человека определенным духовным и нравственным традициям, а уже потом – уклад жизни, нюансы обрядности и прочее.

Для единоверца важна духовная близость тесное общение с другими членами общины. Для такого человека естественным является:

  • чтение полунощницы и павечерницы, то есть утренней и вечерней молитв;
  • соблюдение постов;
  • сопровождение обращением к Господу любого начинания;
  • посещение служб и собраний общины;
  • пожертвования храму;
  • посильная помощь единоверцам;
  • постоянное духовное самообразование и развитие.

Что же касается каких-либо особенностей в одежде, то никаких церковных предписаний к этому не существует. Если женщины, состоящие в общине, которой руководит единоверческая церковь, не пользуются декоративной косметикой, носят юбки «в пол» и редко снимают платки, то религия тут ни при чем. Особенности манеры одеваться – личное дело каждого человека, хотя, безусловно, понятие о скромности и достойности в единоверии присутствует, как и в прочих направлениях христианства.

Сегодня единоверие привлекает многих тем, что для этого направления православия важны нравственная чистота, следование традициям и буквальное понимание Божьих заповедей. Женщины, следующие старому обряду, могут заниматься домом и детьми, в буквальном смысле быть «за мужем» - и никто их не упрекнет в отсутствии работы и финансового дохода. Мужчины же в этих общинах не ощущают никчемности. Они являются главами семей и несут полную ответственность за благополучие своих домов. Для многих единоверие подобно острову прошлого в море бездушия настоящего.

Как устроена жизнь в единоверии?

В единоверии понятие «община» – не пустой звук или строчка из учебника по истории. Все члены прихода (разумеется, речь не о тех, кто заглядывает на службу или в храм случайно) тесно общаются между собой, поддерживают почти что родственные отношения. Приняты совместные трапезы, проводятся духовные собрания. При возникновении каких-либо сложностей проблемы решаются совместно. В некоторых приходах следуют традиции «десятины», то есть передачи храму десятой части доходов.

Священник, как правило, выдвигается из самой общины. То есть этот человек зачастую не имеет духовного образования, не обучался в семинарии, а сан принимает по воле сердца, душевной предрасположенности и, конечно же, по решению членов общины. Однако это не является незыблемой традицией или же правилом. Подобный обычай возник по необходимости, поскольку духовных лиц в старообрядчестве намного меньше, чем паствы.

В повседневном быту, в жизни единоверцы руководствуются написанным в следующих книгах:

  • «Домострой»;
  • «Стоглав»;
  • «Кормчая»;
  • «Сын церковный».

В духовности же единоверческая православная церковь следует написанному в Евангелиях и прочих религиозных книгах. Наставлениями апостолов и святых верующие тоже не пренебрегают.

Как начиналась легализация единоверия?

Первое официальное положение о единоверческих церквях появилось 3 июня 1799 года. Это был указ Павла Первого, предписывающий управление делами старообрядческих московских общин архиепископу Казанскому Амвросию. Этому указу предшествовали продолжительные попытки «договориться», как со стороны старообрядцев, так и инициированные Патриархатом. Но, к сожалению, взаимоотношения духовенства с обеих сторон более походили на политический торг, чем на христианское примирение. Обе стороны выставляли перечни требований и претензий, называя их «просьбами». И, конечно же, никто не шел на компромисс. При этом и старообрядцы, и их оппоненты не забывали подавать прошения и челобитные императору.

Указ Павла стал "первым блином", который, согласно народной поговорке, всегда получается комом. Казанский архиепископ потребовал от единоверцев поминовения на великом входе императора, членов Синода и правящего архиерея. Единоверческая церковь в Москве, во главе которой и был поставлен Амвросий, отказалась выполнить данное требование. По каким причинам духовные руководители единоверцев сочли требования архиепископа неприемлемыми, сейчас понять невозможно. Однако, пытаясь войти в лоно «господствующей церкви», как старообрядцы именовали официальное вероисповедание, духовные руководители постоянно ставили условия и выдвигали собственные требования, забыв о христианском смирении. Разумеется, ни о каких уступках с их стороны речи и не шло. Вполне возможно, что за такой позицией руководителей единоверия скрывался страх принудительного изменения их обрядов и манеры служения.

Но Павел Первый не был тем человеком, волей которого можно было бы пренебречь. Отказ старообрядцев от исполнения требований архиепископа повлек за собой следующее: единоверческая церковь устройство свое сохранила, но вновь оказалась на положении еретической секты. Подписанный императором 22 августа 1799 года указ предписывал прекращение любых взаимоотношений и контактов со старообрядцами. Это предписание вернуло духовенство старого обряда «с небес на землю». Руководители единоверцев были вынуждены искать сближения с Патриархатом уже на тех условиях, которые им диктовало православное духовенство.

Как и когда учредили единоверие?

Учреждение единоверческих церквей как составляющей части русского православия, состоялось 27 октября 1800 года. Именно в этот день император Павел Первый принял «Ходатайство о принятии в единоверие старообрядцев нижегородских и московских». Тогда же было введено понятие «единоверие», являвшееся формой обозначения воссоединения старообрядцев с действующей Православной Церковью.

Однако это воссоединение было достаточно странным. К примеру, не были отменены положения, принятые на соборах XVII столетия, относящиеся к совершению крестного знамения двумя перстами и к проведению иных старых ритуальных обрядов. Эти положения именовались «клятвами». Смысл слова в данном случае аналогичен значению термина «проклятие». Соборные клятвы снимались только епископами и в индивидуальном порядке. Освобождались от них лишь те, кто принимал «новый обряд», то есть воссоединялся с господствующей церковью. Таких людей тогда и называли единоверцами.

К чему привело учреждение единоверия?

Вероятно, большинство верующих почувствовали после подобного воссоединения не облегчение, а недоумение. Следующие старому обряду посчитали себя преданными духовными руководителями. Учреждение единоверия привело к тому, что люди стали уходить в глушь, подальше от мира, и обустраивать там изолированные общины.

Разумеется, так поступила меньшая часть верующих. Большинству было что терять, и оставлять все нажитое из-за политических игр не хотелось. Большую часть старообрядцев составляло купечество, к примеру, единоверческая церковь в Санкт-Петербурге практически не имела среди прихожан представителей других сословий. Купцы были людьми набожными, но вместе с тем и весьма прагматичными.

Это сословие приняло все регламентирующие старообрядчество акты, но насколько искренне – сейчас ответить не сможет никто. Службы по старому обряду с совершением крестного знамения продолжались и после введения понятия «единоверия», но не афишировались. Иконы старого образца писались и размещались в храмах, домах. Жизненный уклад тоже сохранился. Однако внешне все выглядело так, будто бы господствующая церковь поглотила старообрядчество.

Некоторые единоверческие приходы Москвы

Когда речь заходит о старообрядческих приходах столицы, большинству людей вспоминается единоверческая церковь на Таганке. Это очень красивый храм с особой атмосферой, в который так и хочется зайти. Сложно поверить, что церковь долгие годы пребывала в запустении и была вновь освящена лишь в 1996 году.

Находится храм Святителя Николая на Студенце на Таганской улице в строении под номером 20а. Его часто ошибочно именуют Никольским. Никольская единоверческая церковь расположена не в Москве, а в Санкт-Петербурге. Храм на Таганке же Никольским именовать не нужно, это не является правильным вариантом названия.

Хотя церковь на Таганке в данный момент наиболее известна среди верующих, следующих старому обряду, гораздо более интересен другой храм. В самом центре Москвы, на печально известном всем любителям отечественной истории Болотном острове, стоит церковь Троицы Живоначальной, или же, как ее называют священники, храм святителя Николы.

Найти ее можно по адресу Берсеневская набережная, строение 18/22. Это буквально в нескольких шагах от знаменитого на весь мир памятника сталинской эпохи – Дома на набережной, в котором жили представители советской элиты и откуда их по утрам увозили работники спецслужб. А еще ближе к данному храму неприметное старое здание в пару этажей со скромной исторической табличкой. Это палаты Малюты Скуратова. Легенд и страшных историй об этом доме гораздо больше, чем о «каменном монстре» советской эпохи.

Несмотря на столь специфическое месторасположение, храм обладает уникальной энергетикой. Хотя он еще и находится в процессе реконструкции, двери для верующих и любопытных уже открыты. Достаточно интересен такой момент: выходя из данного храма, человек видит собор Христа Спасителя, находящийся по другую сторону набережной.

Говоря о единоверческих приходах столицы, нельзя обойти стороной церковь Покрова Пресвятой Богородицы, находящуюся в Рубцове. Примечательна она тем, что в ней расположен центр древнерусской богослужебной традиции. Иными словами – представительство Патриарха. Находится эта церковь на улице Бакунинской, в строении 83.

О некоторых единоверческих храмах Московской области

Когда речь заходит о храмах Подмосковья, большинству людей вспоминается Троице-Сергиева лавра. Между тем это далеко не единственный духовный центр, находящийся вблизи от столицы. Церквей в Подмосковье очень много, в том числе и единоверческих.

Они находятся совершенно в разном состоянии. Некоторые поблескивают золотом куполов и бывают переполнены во время богослужений. Другие же отчаянно нуждаются как в восстановлении, так и в прихожанах.

К примеру, в селе, называющемся Авсюнино, вблизи от Орехово-Зуева, стоит Петровская церковь. Официальное название этого храма – церковь Петра, Митрополита Московского. Первое служение здесь прошло в кровавом 1905 году. Началось же строительство церковного здания в 1903 г. Это удивительно – всего лишь в нескольких десятках километров от кидающихся самодельными бомбами террористов, от бесконечных протестов и демонстраций, участники которых зачастую в принципе не понимали, за что они выступают и к чему их призывают, тогда, когда в толпу верующих, пришедших «к царю», стреляли юнкера и жандармы, здесь, в небольшой деревеньке, построили и открыли новый храм.

Сейчас тут есть священник, но само здание отчаянно нуждается не просто в реконструкции, а практически в отстройке заново.

Еще одним, весьма символическим местом, можно считать церковь, находящуюся в Воскресенском районе, в селе Осташово. Церковь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы – это приход в общине, насчитывающей более чем две сотни человек. Примечательно же это место тем, что община не была «восстановлена». Она образовалась в 1991 году из людей, ищущих духовности и стремящихся сохранить моральные и нравственные устои. Из тех, кому было важно растить своих детей не в условиях бесконечной гонки за материальными ценностями, а в рамках старых традиций русской духовности.

Церковь открыта, и на служениях всегда чрезвычайно много людей. Здесь будет интересно тем, кто хотел бы больше знать о современном русском единоверии и его отличиях от обычного православия.

Единоверие в Санкт-Петербурге

Достаточно широко распространено мнение о том, что Санкт-Петербург является крупным центром старообрядчества. Формированию этого убеждения во многом поспособствовала Никольская единоверческая церковь на улице Марата. Это действительно крупнейший духовный центр для всех верующих, следующих старому обряду, невзирая на то, что «полноценной» церкви в здании сейчас нет.

Прогуливаясь по Кузнечному переулку, пройти мимо этого храма невозможно. Никольская единоверческая церковь в СПб – невероятно впечатляющее здание в стиле ампир. Оно весьма большое, но не производит ощущения громоздкости или величия. Здание в принципе не похоже на церковное, его фасад больше напоминает театр или же обсерваторию. Вероятно, именно внешние особенности помогли Никольскому храму пережить советские времена с достаточно незначительными потерями. В годы советской власти Никольская единоверческая церковь СПб использовалась как музей Арктики и Антарктики. Разумеется, это является осквернением храма, но все же данный вариант лучше, чем использование под склад или тюремный изолятор.

Построена Никольская единоверческая церковь была в 1838 году. Возведение ее длилось 18 лет, а автором архитектурного проекта являлся Авраам Мельников. В 1919 году церкви был присвоен статус соборного храма. Соответственно, получил приход и все права уездных и городских соборов. Нужно отметить, что ходатайство о присвоении данного статуса было подано еще в 1910 году. В начале ушедшего столетия в Санкт-Петербурге и его окрестностях насчитывалось несколько тысяч верующих, следовавших старому обряду. Разумеется, все они были единоверцами или же считались таковыми. Но, невзирая на очевидную нужду в присвоении храму статуса собора, патриархат рассматривал вопрос в течение девяти лет. Вполне возможно, что если бы революция не пошатнула положение церкви, то собором Никольский храм так бы и не стал.

Возвращение церкви помещений храма проводится поэтапно. Начался этот процесс в 1992 году, а к 2013 почти что все помещения перешли под церковную юрисдикцию. Найти Никольский храм можно на улице Марата, в месте ее пересечения с Кузнечным переулком.

Единоверческие храмы в современной России

Разумеется, единоверческие приходы имеются не только в Санкт-Петербурге и в Москве, храмы восстанавливаются и открываются по всей России. А вместе с их открытием крепнет единоверческая церковь. Шуя – один из крупных духовных центров современных единоверцев. Здесь, в небольшом городке Ивановской области, действует Всехсвятский единоверческий женский монастырь. Первое упоминание об этой обители относится к 1889 году. Найти монастырь несложно, он находится на перекрестке двух улиц - Советской и 1-й Металлистов. Территория открыта для посещений, при обители действует храм, также имеются и церковные лавки.

На Донбассе восстанавливается Успенская единоверческая церковь. Этот храм, который находился в Новочеркасске, был полностью уничтожен. Сейчас на его месте открыта скромная часовня, и вполне возможно, что с разрешением весьма сложной ситуации в регионе храм все же будет полностью восстановлен.

До революции весьма сильна была на Урале единоверческая церковь. Екатеринбург сейчас не может похвастаться большим числом открытых храмов. Однако на улице Школьников находится действующий храм - Христорождественская церковь. Здание очень сильно пострадало при советском режиме, и хотя оно было возвращено церкви еще в 1993 году, восстановительные работы ведутся до сих пор.

Однако на Урале не все так плохо для единоверия, как может показаться. В Поволжье ситуация более сложная. Единоверческая церковь в Самаре до сих пор не может вернуть в свою юрисдикцию уникальное здание храма Казанской иконы Божией Матери. Хотя правильнее говорить не об уникальном здании, а о том, что от него осталось. Эта церковь до революции обладала пятью «звездными» куполами, ничуть не уступающими главам храмов Сергиева Посада. Церковь была построена на средства старообрядческой общины в конце позапрошлого столетия. Увидеть то, что от нее осталось, можно на Некрасовской улице. Номер строения – 27. В этом случае точный адрес имеет значение, поскольку понять, что перед глазами здание храма, невозможно.

Любопытным для интересующихся старообрядчеством местом является деревня Пеньки. Единоверческая деревянная Богородице-Казанская церковь была выстроена здесь в середине позапрошлого столетия. Освящен храм был в 1849 году. Закрыт властями и разграблен он был в печальном 30-м году ушедшего столетия. Уникальность этой церкви в том, что она была выполнена из дерева в полном соответствии со всеми ранними русскими традициями зодчества.

Разумеется, это далеко не полный перечень храмов и церквей, имеющих отношение к единоверию. Практически в каждом русском городе существует община верующих, следующих традициям старого обряда. Но, конечно же, зданий храмов у этих общин гораздо меньше, чем у обычной православной церкви. Ведь, хотя в наши дни и не существует официально конфликта между новым и старым обрядами, единоверцы все равно не обладают равноправием. Следующие старому обряду являются младшей, подчиненной основной господствующей церкви, духовной организацией.

Комментарии